Сказка № 4884 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили два брата-цыгана. Занимались они воровским делом. И была у них вороная лошадь, да не простая: как шли братья на кражу, она заранее чувствовала, чем дело кончится. Если заметят цыгане, что лошадь копытом землю роет, значит, непременно будет какая-нибудь беда. И всегда, собираясь на свой промысел, ставили цыгане свою лошадку на дороге и посматривали, как она будет вести себя. А кроме того, она им во время воровства знаки подавала: как почует что-то недоброе, ржать начинает, храпеть, беситься. Тогда братья сразу же шапку в охапку и прочь поскорей. Пошли как-то братья воровать. Оставили лошадь на дороге вроде дозорной, а сами к сараю подходят. А на дверях замки огромные, старинные, не сломать никак. Тут и говорит один брат другому: – Знаешь что, братец ты мой, давай-ка под дверью подкоп сделаем. Сделали подкоп. Один из братьев полез в сарай, а другой у ворот остался – добычу принимать. А надо сказать, что в каждом сарае дворовой живет. Что это такое дворовой? Принимает он образ и человеческий, и птичий, и звериный. А для того он и живет при дворе, что всякой скотине покровительствует. Коли понравится дворовому лошадь мастью или еще чем-то, он за ней сам ухаживает: завивает гриву, шерсть вылизывает. Лошадь при таком уходе аж блестит, глаза у нее быстрые, хорошие. Любимую скотину дворовой гладит, ласкает. Такую скотину кормить не надо, она и без кормежки сытая. Но уж если дворовой невзлюбит животное, то продавай его скорее. А то будет он гонять по двору, мучить лошадь, так затерзает, что уже из глаз у нее слезы польются, а то еще щекотать скотину примется. Тут и вовсе она взбесится, изо рта пена пойдет, зачахнет скотина и помрет. К дворовому надо с почтением относиться: хлеб-соль ему подносить – любит он уважение. А вечером, на закате солнца, надо дворовому поклоны бить, так, мол, и так: Дворовой хозяин, полюби детей своих, пусти лошадку к себе, а тебе хлеб да соль будет . И еще три поклона надо положить... Увидал дворовой, как цыган в сарай полез и принялся овец хватать. Рассердился: – Ты, цыган, скотину не бери, я тебе ее в обиду не дам. Начал цыган с дворовым бороться. А в это время лошадь на дороге зафырчала, принялась копытами землю рыть, беду почуяла: ведь как-никак сарай-то рядом с домом. Долго ли, коротко ли – выскочил цыган из сарая с пустыми руками, дворовой не позволил ничего взять. – Ты чего это пустой? – спрашивает его брат. – Да что ты, братец ты мой, – отвечает тот, – никак взять но могу, дворовой мешает. Я пытался с ним бороться, да разве с ним справишься? Я на него, а он меня наверх, на сеновал кидает. Я спускаюсь с сеновала и снова к скотине, а он опять тут как тут. Поднял меня и к барану на рога кинул. Я хочу овечку схватить, а он из рук вырывает и обратно бросает за загородку. Истаскал он меня, измучил, так и пришлось ни с чем уйти. – Слушай, братец, жена мне сказала, что в этом доме поросенка зарезали. Кажется, к поминкам готовятся. Не станет же дворовой мертвую скотину охранять?! – Верно говоришь, братец, надо этого поросенка забрать. Поглядели братья на лошадь свою: вроде бы она успокоилась. Пошли они к амбару. А на дворе темень такая, что хоть глаз выколи. Нащупали братья в темноте какой-то куль тяжелый, взвалили на плечи и бегом обратно. Бросили куль на телегу и поскакали. – Фу, – сказал один брат другому, – ну и поросенок, целый боров, еле донесли. – И я умаялся, пока с дворовым боролся да тушу с тобой волок. Не поесть ли нам? Разведем костерок, свининки пожарим... – Что ты, братец ты мой, не время, надо подальше от деревни отъехать. Уж лучше привезем мы борова домой, там и поедим как следует. Уже рассвело, когда вернулись братья домой. Навстречу им цыгане высыпали. – Ну как? Что привезли? – Да вот, боров на телеге, тащите его сюда, в дом. Пошли двое цыган, что посильнее, к телеге. Развернули куль и аж похолодели. – Вы что привезли?! – кричат. Кинулись братья к телеге и обомлели. В куле покойник лежит! Что делать? Надо спрятать его, пока деревня не проснулась. Понесли покойника в дом. Положили на лавку, а сами сидят, думают да на покойника оглядываются со страхом. И вдруг видят: покойник этот то рукой шевельнет, то ногой. А потом один глаз открыл, другой, озираться стал по сторонам. Известное дело, цыгане – народ не из пугливых, да и то не по себе им стало. – Ты чего, миленький, ожил что ли? – спрашивают у покойника. А покойник как ни в чем не бывало приподнимается, садится и говорит: – Где это я? – На том свете! – отвечают ему цыгане, а сами смеются. – Как я туда попал? – спрашивает покойник. – Известное дело как, помер и попал! Поняли цыгане, что не умирал мужик, а заснул и что приняли его деревенские за мертвого и в амбар положили. А как поняли это цыгане, решили выгоду для себя извлечь. – Ты, мужик, в ад попал, – говорят цыгане покойнику, – а мы – это черти. Вот сейчас котел растопим, будем тебя жарить. – Не надо, миленькие, меня жарить, уж я вам заплачу. – А обратно на землю хочешь попасть? – Ой, хочу, миленькие, ничего для этого не пожалею. – Тогда договоримся так: мы тебя домой отвезем, а ты о нас не забудь. Если в деревне спрашивать будут, как ты появился, скажешь: вот они меня оживили! Завернули цыгане мужика в тот же куль и обратно в деревню повезли, а там уже горе великое. Как же, покойник пропал! В доме плач, крики. И тут открывается дверь, и вносят цыгане покойника. На них деревенские с кулаками: – Ах вы, воры, бандиты окаянные! Даже мертвым от вас покоя нет. – Подождите кричать, мужики, вы посмотрите, что мы вам привезли. Открывают цыгане куль. А там покойник , живой и невредимый. Что тут началось! Не поймешь, то ли покойника за стол сажать, то ли живых хоронить. Почитай все, кто был в избе, в обморок попадали. А как в себя пришли, стали цыган хвалить да благодарить, а хозяин, оживший, на радостях им корову с теленком дал и овец в придачу. – Спасибо, что с того света меня на землю вернули! Вот ведь какие чудеса бывают! | |
Сказка № 4883 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
В одном таборе жили трое братьев. На всю округу славились они своей силой и ловкостью. Ни среди цыган, ни среди мужиков не было им равных. Любого они могли побить, повалить, побороть. Как-то раз, когда табор двигался на новое место, ушли братья вперед. Застала их ночь в дороге. Развели они костер и стали еду готовить. Чай пьют да между собою разговаривают, какие, мол, они сильные да ловкие. - Клянусь, братья, да попадись нам сам черт, мы бы и его одолели! - воскликнул младший брат, а двое других одобрительно засмеялись. И в эту минуту на полянке появился старичок в черном пиджачке, подпоясанный веревкой, на ногах башмаки простые, а на голове шапка. В руках у старичка была тросточка, на которую он опирался во время ходьбы. Поклонился старичок братьям, спросил: - Кто вы, цыгане, откуда родом, откуда приехали? - Так и так, так и так… А ты кто? - Да я лесник здешний. - Ну, садись чай пить. Сел старик у костра, чай пьет, а сам все на братьев поглядывает. Наконец он встает и подходит к младшему брату: - Миленький, пойдем поборемся! - Да что ты, старик, с ума сошел,- замахал руками младший брат,- куда тебе со мной бороться, я же тебя одной рукой подниму, а другой прихлопну. А старичок все не унимается: - Давай бороться, уж больно мне хочется посмотреть, какой ты смельчак! - Ну ладно,- согласился младший брат,- сам захотел, не суди… Начали они бороться. Схватил младший брат старичка за шиворот, приподнял и на землю бросил. А сам к костру вернулся. - Убил, наверное? - спросил старший брат. - Да нет, я тихонько бросил. Глядь, старичок опять к костру подходит и сразу к среднему брату обращается: - Миленький, давай бороться! - Тебе что, моего брата мало? Уж если он тебя поборол, так я тем более. - Все равно, миленький, давай поборемся, уж больно хочется посмотреть, какой и ты храбрец. - Ну да ладно, старик,- согласился средний брат,- только учти, что я тебя, как младший брат, жалеть не буду. Уж угощу так угощу! Стали и они бороться. Схватил средний брат старичка за ноги да за руки да со всего размаху как шмякнет об землю. И пошел, не оглядываясь. А старичок сзади бежит и к старшему брату обращается: - Миленький мой, видел я твоих братьев, знаю, как они борются, хочу и с тобой попробовать. - Нет, меня уж ты на это дело не подобьешь. А старик в слезы, просит бороться с ним, и все тут. - Что делать? - обращается старший брат к среднему и младшему.- Все равно он не отстанет. Уж лучше я его убью а то надоел он мне. Вышел старший брат со стариком бороться. Схватились они. И вдруг стал старик расти прямо на глазах, выше деревьев вырос. Схватил старшего брата да как об землю его хватит. С того и дух вон. А потом и среднего и младшего. Свистнул старик, да так, что деревья погнулись, захохотал и пошел своей дорогой. | |
Сказка № 4882 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Сговаривал один парень девушку, да только отец ее не хотел, чтобы дочь выходила замуж за таборного цыгана. – Даже и разговаривать с ним не смей, – приказал он дочери, – мы живем богато, оседло, а он – бедняк, бродяга таборный. Не пара он тебе. Однако сильно любили молодые друг друга и не хотели расставаться. Как-то раз собрался отец цыганки в город на ярмарку коней менять, а дочери наказал: – Уезжаю я сегодня с матерью, а ты оставайся дома, смотри за скотом, за хозяйством. Уехали родители. А молодым только этого и надо. Пришел парень домой к девушке, сидят они друг перед другом, слова ласковые говорят. Поставила девушка самовар, стали чай пить. Вдруг под вечер отец возвращается. Знать неудача какая-то у него вышла: то ли на базаре что-то случилось, то ли по дороге на ярмарку. Короче говоря, возвратились отец с матерью до срока. Как увидала девушка родителей в окно, побледнела хуже смерти: – Ну теперь я пропала. Убьет отец меня и тебя не пожалеет. Куда же я тебя, милый мой, дену? Стала она по сторонам глазами шарить, видит: сундук стоит, в котором родители ее приданое хранили. Открыла она крышку сундука и кричит парню: – Полезай скорее, пока отец с матерью в дом не вошли! Залез парень в сундук. Накрыла она сундук крышкой и ходит по дому сама не своя. Заходит отец. – Отчего вы так рано вернулись? – спрашивает девушка. – Да вот так и так, так и так... А парень-то все в сундуке лежит, а у девушки из головы не выходит, как парня этого оттуда вытащить и домой отправить? Ну, короче сказать, пошла цыганка самовар ставить, чтобы отца с матерью чаем напоить, и до того разволновалась, что упала без чувств. И что же, милые мои, делают эти цыгане? Как увидали отец с матерью, что дочь их упала, так в один голос заголосили: – Ай, ай! Померла наша доченька! Померла наша милая! Шум пошел по всей округе. Стали готовить похороны. Одели, обули цыганку, как полагается, отпели душу ее, положили гроб на телегу и собрались на кладбище ехать. Тут мать и говорит: – Раз уж она померла, так пусть же и богатство ее вслед за ней в могилу отправляется. Все равно она у нас единственная дочь, так что незачем нам приданое это копить. Взяли цыгане сундук и рядом с гробом поставили. А парень-то бедный лежит в сундуке и все слышит, а как выйти ему оттуда – не знает. Приехали цыгане на кладбище, опустили сундук в могилу, а сверху гроб поставили, засыпали могилу землей и отправились поминать покойницу. Разные встречались цыгане на свете. Попадались и такие ребята, что не гнушались даже могилы раскапывать, чтоб покойника обобрать. Ведь, бывало, хоронили и в золоте и в драгоценностях. Все видели, как девушку в гроб клали, и кое-кто заметил, что на ней было много золотых украшений. А тут еще и сундук с приданым. Короче говоря, собрались двое цыган на воровское дело. Лишь только ночь настала, пришли они на кладбище и стали свежую могилу разрывать. Вытащили сундук и гроб девушки. – Давай сначала сундук откроем, – говорит один цыган другому. Сломали они замок на сундуке да только крышку откинули, как оттуда парень вылезает. – Ну, ребята, спасибо вам. Вы, – говорит, – меня от верной смерти спасли. Как увидели цыгане такое, так чуть от страха не попадали и припустились бежать кто куда, только их и видели. Сел парень рядом с гробом, загрустил: – Эх, милая, не дал мне бог тебя живую поцеловать, поцелую хоть мертвую. Открыл он гроб, поцеловал девушку. Что такое? А она-то теплая. Даже ее дыхание губы чувствуют. Прислонился парень к груди ее, слышит: сердце бьется. Удивился парень. Сел рядышком. Проходит немного времени – приходит в себя молодая цыганка. Села, открыла глаза и понять ничего не может: – Где я? Что случилось? Куда ты меня привел? Что это такое вокруг? Рассказал ей парень все, как было, а потом и говорит: – Ну раз нам выпала судьба обоим сразу помереть, значит, судьба нам вместе и жить. Собрали они приданое из сундука, завязали в узел и пошли. – Идем ко мне в табор, – предложил парень. – Да нет, не могу я сейчас, должна я отцу и матери на глаза показаться, успокоить их. – Да и мне тоже надо с родителями встретиться, наверное, и они меня ищут?! Разошлись они в разные стороны. Приходит парень в свою палатку, а родители ему и говорят: – Где ты был, сынок? Пока тебя не было, схоронили твою невесту. Засмеялся парень: – Что ты, мама, как схоронили? Только сейчас мы с ней расстались. Она домой пошла. – Да что ты болтаешь, ведь мы только что с поминок вернулись. – Не верите – пойдемте. Пришли цыгане к дому девушки, а там родители ее домой не пускают. – Папа, открой дверь, открой! – стучится она в окно. – Это я, дочь твоя пришла! – Да что ты, милая, иди, где была, я же тебя похоронил. Мать твоя от горя больная лежит. Иди себе с богом на свое место. И что это нечистая сила к тебе привязалась? Короче говоря, не пускают родители дочь, думают, что это чудится им покойница, вот и боятся дверь открыть. Мать парня подходит к девушке и спрашивает: – Доченька, что они тебя не пускают? – Да вот испугались и не пускают, – заплакала девушка. – Ну подожди, я тебе помогу. Стала мать парня стучаться в избу: – И что же вы это, злодеи такие, родную дочь в дом не пускаете? Что ж вы хотите, чтобы она на дворе замерзла? Все равно не поверили отец с матерью, и, только когда произнесла цыганка клятву, побожилась по-цыгански, открыли родители дверь дома. Стали цыгане судить да рядить, что произошло, почему да как. Рассказал парень, как дело было, а потом вышел вперед и сказал родителям девушки: – Ну что ж, не сумел я раньше взять вашей дочери, а теперь, как бы там ни было, придется вам отдать ее за меня замуж. Так и получилось. Повенчали их. Вышла она за него замуж. А когда родился у них ребенок, то дали ему имя по тому дню, когда их вместе похоронили. | |
Сказка № 4881 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
В старину такой обычай у цыган был: когда мужчины уходили коней воровать, брали цыганки их рубашки, и шли в лес с лесовиком разговаривать. Зайдут они в чащу, вобьют в землю колья, привяжут к ним цыганские рубашки и давай лесного человека спрашивать: – Нечистая сила, выходи, скажи, что с нашими мужьями будет? Приедут ли они? Дай нам знать, лесной человек, все ли будет в порядке, или беда с ними приключится? Присядут цыганки на землю, притихнут и начинают прислушиваться, какой знак им лесовик подаст. Если удачным будет цыганское дело, то слышат цыганки голоса мужей своих или песни цыганские, а то еще свист раздастся, щелканье кнутов. Хороший это знак – с удачен вернутся цыгане! Но если вдруг собака залает, значит, неудача у их мужей, с пустыми руками вернутся. А еще хуже, если ключи забренчат: значит, забрали их мужей в казенный дом. Но хуже всего, если выстрелы раздадутся: это беда лютая идет по цыганскому следу – погоня и смерть. | |
|