• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
7 Ноября 2024 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Сказки - Моя Коллекция
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]



Сказки Энецкие
Сказка № 4746
Дата: 01.01.1970, 05:33
Когда был жив мой дедушка, тогда еще был жив и прадед. Тот мой прадед рассказывал:
– Жили трое мужчин Соваловых, были они все трое шаманы. В то время жила родня Соваловых-Набаго. Тогда же жили здесь люди из рода Лодосэда, а также юраки – из берегового рода. Юраки на моих родственников хотели войной идти.
Был у нас выбран старейший из Соваловых. Этот наш главный-старейший говорит:
– Ну, что будем делать? Давайте решать станем. Все равно нам воевать придется.
– Тут три шамана Соваловы стали говорить:
– Мы не дадим людей убивать. Пока живы, этого не будет. Какая из этого польза?
Собрали весь народ-Соваловых, Лодосэда, Набаго. Здесь же был еще один род – Навагой-ининдэа. Люди из этого рода отличались удалью. Вот из этого рода пришёл один парень.
Этот молодой, неженатый парень говорит нашему хозяину-старейшему:
– Кто пойдет в разведку юраков смотреть?
Юраки хвалились тем, что они придут тогда, когда солнце уйдет высоко в небо.
Здесь старейший говорит:
– Время уже пришло. Солнце поднялось выше леса. Наверное, скоро юраки придут.
– Когда собрались люди из разных родов, то их чумы были окружены изгородями.
Тот молодой парень говорит:
– Ну, ладно, я пойду на разведку. Каких быков мне запрягут в нарты? Ваши быки плохие, а у меня есть важенка, только ей бы пару.
В те времена хореи были короткие, всего лишь четыре метра длиной. И нарты небольшие, только на четырех копыльях. Стали спрашивать у народа, у кого еще найдется такая шустрая быстроногая важенка, чтобы с другой запрячь. Люди говорят:
– Такая важенка с другим оленем не пойдет. Тут парень из другого рода сказал:
– У меня есть лончак от важенки, но думаю, что его можно запрячь с матерью. Беда занашный, шустрый! Старые же люди говорят:
– Ничего, пусть лончак будет в паре.
Вот и теперь за Енисеем против Дудинки есть безлесный хребет Бухуча. Чумы тех людей были на той стороне Енисея, где стоит Дудинка.
Нарты того молодого человека перерезали Енисей по направлению к хребту Бухуча. Так поехал тот человек на нарте, запряженной важенкой с лончаком.
Доехал до хребта Бухуча. От хребта проехал еще одну остановку. Остановился. Закурил. Ничего не говорит. Молчит.
Вдруг со своего высокого места видит, что перед ним показались одни нарты. Потом впереди прошло столько народу, что стало темно. Это были юраки. День стоял безветренный, и слышал парень, как юраки говорили:
– Нада! Нада!
Предводитель юраков сказал:
– Да! Самату пришел. Давно, видно, пришел, нас ждет. Надо, чтобы двое на нартах объехали хребет и окружили пришельца. Если нам удастся его вовремя окружить, то не сможет он унести слова о нашем приходе.
А парень этот все слышит. Положил хорей на нарты. Лук в руки взял. Приготовившись к бою, закурил еще раз. Окружают его с двух сторон юраки, а он себе покуривает. Когда они показались совсем близко, он спрятал трубку и пустил свою важенку. Мчится она так, что не могут догнать ее стрелы. Отстают юраки. Закрутил на руку он вожжу. Несется важенка так, что нарты только подпрыгивают, с боку на бок переваливаются.
Призадумались юраки, говорят:
– Ежели он такой удалый, то дома у него, наверное, еще удалее люди есть.
Тут предводитель их говорит:
– Пусть и еще удалее его есть, но все-таки надо попробовать.
Примчался парень в свои чумы и рассказал про юраков. Приготовили они все свои луки и вышли за изгородь. Но парень проложил своими нартами путь для юраков, и они пришли по его следам. Нарты свои они далеко привязали; сняли сокуи. Пришли к парню-самату. Те трое Соваловых тогда здесь были.
Началась битва. Стреляли из луков. В перестрелке убили двух или трех юраков, но у самих потерь не было.
Парень, ездивший на разведку, охранял чумы. Женщины куда-то ушли, в чумах их не было. Один мальчик ушел дальше изгороди – видно, за своим отцом направился. Увидел его тот парень и бросился за мальчиком, чтобы в чум привезти. Когда он шел за ребенком, юрацкая стрела вонзилась в его лопатку, упал парень. Если бы летела стрела спереди, то никогда бы в парня не вонзилась. Такой он был верткий. С задней стороны стрелу пустили, сзади ведь глаз нету! Еще одному человеку из трех Соваловых попала в ногу стрела юраков.
Наконец наступило перемирие. Юраки гостили у энцев.
Мужчина с простреленной ногой выжил, а парень, спасавший ребенка, умер.
Так юраки ушли от энцев. Оставшиеся два здоровых Соваловых стали камлать, говоря:
– Не будем бросать третьего. Поймайте большого быка-оленя и убейте.
Убили быка, взяли у него кость с бедра, очистили и вставили раненому. Кость была короче, и человек стал хромать.
В Новый год хромой Совалов отправился в гости к юракам, захватив с собою несколько своих людей. Тут один юрак говорит:
– Ведь я же в этого человека стрелял, а он жив. Дух, что ли, он? Поймайте ему оленей в подарок. Больше не будем воевать. Помирились ведь мы.
Дал он ему двух быков, тушу мяса в его нарты положил. Вот про тех Соваловых все.

Сказка № 4745
Дата: 01.01.1970, 05:33
Живет старик со старухой. Сами они худенькие, и ребенок у них маленький. Все играет он один. Где взять ему товарища? Поставит полено, будто оленя, рога к нему привяжет. И зайца из тальника смастерит.
Как-то говорит малыш отцу:
– Сделай мне, отец, лук и две стрелы. Я буду стрелами играть.
Отвечает ему старик: – Уйти ты за стрелами можешь, потом чум не найдешь.
– У меня ведь глаза есть. Почему же я чум потеряю?
– Нет, – говорит отец, – рано тебе еще стрелы пускать. Просил мальчик три дня. Сделал отец ему на третий день лук и две стрелы. Мать говорит:
– Чего ты ребенка в чуме держишь? Пусть он на улице играет. Для того ты ему и лук сделал.
Стал играть мальчик на улице. Поставит палку – в цель попадет. Другую поставит-опять попадет. С утра до вечера играет, только спать в чум приходит. Где же ему товарища найти?
Чум этого старика стоял на берегу реки, заросшей тальником. Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума. Смотрит-стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.
Подошел мальчик и видит, что у ниохи голова большая и крылья огромные.
– Есть ли отец у тебя, младенец? – спрашивает птица.
– Да, есть.
– А мать?
– И мать есть.
– Зачем же ты пришел сюда?
– Случайно я попал сюда. Шел-шел и тебя увидел. Увидев тебя, испугался.
– Но ты ведь не знаешь меня?
– Нет.
– Хорошо, что ты пришел сюда. Ты поможешь мне.
– Чем же?
– В одном крыле у меня сломана кость.
– Что же мне делать?
– Ведь твой отец кузнец. Он умеет ковать железо. Скажи ему, чтобы он сделал мне кость, а пока ты перевяжи мое крыло.
Отвечает мальчик:
– Ладно, скажу.
– Скажи ему: коли он мне крыло поправит, то большой за это выкуп получит. Нет у меня сил подняться отсюда. Упала я на поганую землю.
Ушел мальчик к отцу. Дошел до чума.
– Нашел, – говорит, – птицу ниохи. Просит она, чтобы ты ей кость сковал. Отвечает отец:
– Не умею.
– Хотя и не умеешь, но надо сделать.
– Как же? Не умею я.
– Надо за три дня сделать. – Правду говорю я – не умею. Тут старуха вмешалась:
– Как же не умеешь? Постарел, что ли? Ведь любое железо куешь. И кость надо птице сделать. На четвертый день говорит старик:
– Ну, ждите. Ложитесь спать. Буду ковать.
Старуха с ребенком легла. Старик в тальник отправился. Далеко от чума в яме железо нашел. Сделал за ночь кость – как гусиное крыло.
Утром, когда встали сын с матерью, пришел старик и говорит:
– Ну, сынок, иди, бери! Сделал я крыло. Пошел мальчик. Где была птица, там и стоит. Увидела его ниохи и заговорила: – Слава богу, что пришел ты. Принес ли?
– Принес, – говорит мальчик.
– Теперь сиди здесь шесть дней. Я пришлю с тобою плату отцу.
Улетела птица в небо, как самолет. Не видно ее. Ждал мальчик пять дней, на шестой пошел к тому месту, где впервые птицу увидел; сидит здесь женщина и на воду смотрит.
– Эй, парень, иди сюда! – говорит женщина. Направился к ней мальчик.
Один глаз у нее нормальный, а другой железный. Одна рука и нога нормальные, другие – железные.
Идет к ней поближе, но не видно ее. Тонкое дерево, похожее на амулет, стоит. Говорит мальчик:
– Я-то думал – человек. Что ты шутишь? Не играй! Ведь ниохи обещала плату послать. Если это правда моя плата, то не шути.
Стал ближе подходить и видит только черный камень.
– Что же ты опять играешь? – говорит мальчик. – Я боюсь.
Снова стал подходить и видит, что ничего железного нет, а стоит настоящая женщина.
– Ты муж мой! – воскликнула она. – Меня послал мой отец, ниохи. Ты сделал ему руку. Если бы не ты, то погибла бы моя земля. Скоро придут мои олени. Аргишей у меня много. Вместе будем спать.
Говорит тут парень:
– У меня ведь поганая малица. Как спать-то будем?
– Ничего, – говорит. – Я не боюсь.
Легли спать. Ночью парень подумал:
«Моя жена в трех видах была – камнем, деревом, железом, потом снова женщиной стала.»
Проснулся парень и видит, что олени пришли. Смотрит, что двенадцать нарт стоят: десять больших, одна женская, одна лишняя.
– Моя, видно, – говорит парень.
На одних нартах положены чумовые шесты, на другую – нюки. И лишние есть олени. За большими аргишными нартами идут пятнадцать оленей.
– Я, – говорит парень, – думал, что это не настоящие олени. Нет, настоящие.
Худенькая важенка привязана к санкам с чумовыми шестами. За ней пятнадцать мелких оленей. Жена говорит:
– Ну, поедем! Где твой чум? Вот тебе нарты, бери их. Это тебе мой отец послал. Сел он на нарты и говорит:
– Я не знаю, как ловят оленей.
Едва-едва поймали оленей и поехал парень с женой к своему чуму. Стали к чуму подъезжать, а жена говорит парню:
– Остановись.
Пустили оленей, сделали чум и весь день к отцу парня не ходили. А из чума будто три стало. Один с виду как каменный. Тот исчез, и кажется, что огонь горит, потом снова чум настоящий стал. Говорит жена:
– У тебя-то отец есть. Ты иди к нему. Только там долго не гости.
Пришел парень домой и узнал, что умер отец его, умерла и мать.
Тут стала говорить жена:
– Давай кочевать станем. Тот чум не будем ломать. Прошло время, и стали у женщины дети рождаться. Дети вырастают в женщин, и снова у тех появляются дети. У той женщины двадцать пять детей было. И пошли от одного этого человека различные народы. Так, говорят, появились на свете многие племена от этих двадцати пяти детей. Разошлись эти племена по тундре в разные стороны.

Сказка № 4744
Дата: 01.01.1970, 05:33
Один человек из рода самату ушел промышлять диких оленей. Прямо перед собой увидел он в тундре двух человек. Стал их догонять на оленях и поймал. В руках у них были оленьи рога. Из них один был мужчина, другой-женщина. Связал их самату ремнями, положил на нарту и привез домой.
У этого старика были сын и дочь. Когда старик-самату привез пойманных им людей домой, то стал кричать:
– Эй, сын! Поймал я двух людей. Кто они такие, не знаю. Может быть, заблудились. Давай тащи их в чум. Пришел сын старика и говорит этим людям:
– Откуда пришли вы?
Они молчали, но как почуяли человеческий запах, так и запрыгали.
Спрашивает сын у отца:
– Что же делать будем с ними?
Старик говорит:
– Замотай веревкой да веди в чум, что-нибудь придумаем.
Бросили их в чум. Старик собрал стадо оленей и забил одного олененка. Взял свежую кровь и вымазал ею лица у привезенных людей.
Сидят они. Старик спрашивает их:
– Ну, откуда пришли? Или заблудились? Таких людей я никогда не встречал.
А они молчат. Тогда старик, повернувшись к сыну, заговорил:
– Ну, сынок, неси-ка мне бубен шаманский. Стал старик шаманить. Камлал он два дня и говорит своей старухе:
– Знаешь, эти люди не заблудились, просто они сами пришли. Я высмотрел их следы, откуда они шли. Следы шли из того места, где находится земля злого духа. С той земли убежали эти люди. Нет у них никаких родственников. Никто не придет за ними.
Проходит три дня, и варит старуха обед. Как привезли этих людей, трое суток их не кормили. Через три дня старик говорит:
– Вари, старуха, им что-нибудь. Дали им мясо на тарелке. Не едят они его. Спрашивает старик:
– Почему не едите?
Молчат они, говорить не могут. Машут руками, знаки показывают. Обращается старик к жене:
– Ну, давай, – говорит, – рыбу вари! Раз они оленье мясо не едят, может быть рыбу станут есть.
Дали им рыбу. А они и не смотрят. Молчат да руками знаки какие-то подают. Рассердился старик, спрашивает их:
– Ну что вам надо?
А они молчат, да и все. Тогда старик и говорит:
– Давай-ка, старуха, разводи костер. Развела старуха костер. Достал старик оттуда два полена и давай ими тыкать в рот людям. Все равно молчат.
Старуха предложила мужу положить их спать. Так и сделали. Уложили их спать. Старик говорит старухе:
– Смотри ты, не вставай рано, может быть что-нибудь будет.
Спичек раньше не было, поэтому старик говорит жене:
– Ты оставь огниво, кремень и трут около очага. Может быть, что-нибудь будет.
Легли спать. Утром старик все видит и слышит. Только лица своего не показывает. Встала привезенная женщина, и мужчина ей говорит:
– Долго же мы человека мучаем, давай pазжигай своим родителям огонь. Разожгла она огонь и закричала:
– Отец и мать! Пора уже вставать вам, горит огонь, в чуме тепло.
Встал старик со старухой и дочь их-с сыном. Все встали. Подает старуха привезенным людям мясо, а они оба говорят:
– Мы едим не это. Найдите нам другую еду. Такое мясо, какое вы нам даете, мы не едим. До прихода к вам мы питались только тем, что растет на земле.
– Хорошо, – говорит старик, – мы, соберем вам еду, растущую на земле.
.Нашли им такую еду, приготовили, накормили, потом их спрашивают:
– Откуда же вы пришли, скажите нам. Ну, они и говорят:
– На землю, которая называется дясюдэ, отец послал нас жить просто в виде диких людей. Он сказал, что дикие люди не будут одни. Кроме диких людей, на земле есть олени и многое другое. Ты, дядя, поймал нас, привез к себе. Теперь уже не будет на земле диких людей.
Потом они стали спрашивать:
– Скажи нам, отец, какие есть племена и, роды? Каких родов меньше на земле? Старик им отвечает:
– На всей земле живет моя родня. Так пожили несколько лет у старика привезенные им люди. Потом он им говорит:
– Ну, ребята, идите и стройте свою землю. Я дам вам оленей, собачонок и одежду. Будете носить одежду такую же, как и мы.
Потом он еще сказал им:
– Только, ребята, не забывайте меня. Когда я вас побил горящими головешками, тогда вы стали людьми. Этот огонь вы берегите. Он будет вас охранять.

Сказка № 4743
Дата: 01.01.1970, 05:33
Люди из рода самату были раньше безоленными. В давние времена жил один оленный человек из рода муггади. Этот человек говорит однажды:
– У меня оленей очень много.
У самату же были только собаки.
Однажды муггади ушел погостить к самату-старику. Этот самату жил около рыбного озера. Огонь он разжигал тальником, потому что дров у него не было. Пришел к самату оленный муггади и говорит:
– Эй, дядя, у тебя есть собачонки? Продай-ка мне пару собак. Отвечает ему самату:
– Ну, бери. Есть у меня собаки. А ты что можешь дать мне взамен? Оленный муггади говорит:
– Оленей у меня полное стадо. Много! Никак не могу их без собак собрать.
Спрашивает его старик-самату:
– Сколько возьмешь собак за своих оленей? Тот отвечает:
– Не знаю. Смотря как ты будешь ценить собак? Тогда старик-самату говорит:
– Ты давай мне двух оленят, одну важенку и одного быка. Больше ничего не возьму. Может быть, у меня тоже олени будут.
– Ладно, – говорит муггади. Отдал самату оленному старику двух собак и взял за это двух оленят.
Кормит старичок оленят. Так и живет. Говорит он оленному муггади:
– Откуда ты пришел? Какого рода-имени?
– Как же я тебе скажу о своем роде, о моем: имени, – отвечает ему муггади. – Ты сам про это узнай.
– Как, – говорит ему самату, – я скажу тебе о твоем роде? Может быть, ошибусь я или нет, но ты называешься Тысланга (олений бог).
Отвечает ему муггади:
– Ладно, это правильно. Я тебе двух оленят дал. Хорошо, что ты угадал, кто я. Эти телята у тебя вырастут.
Тот самату не очень был старым. Говорит ему Тысланга:
– Если ты ребенка найдешь, то давай оленей бедным людям. Кто бы ни пришел к тебе с просьбой, ты никогда не отказывай. Но если будешь отказывать тем, кто нуждается, все равно я об этом узнаю, потому что я тебя буду всегда видеть.
С тех пор появились олени у человека из рода самату.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2025