Сказка № 1671 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили когда-то белка, рукавица да иголка. И пошли они в лес. Смотрят - перед ними три тропинки. Белка-она ведь старше всех была - и говорит: - Мы по разным тропочкам пойдем, а кто первый находку найдет, тот и остальных позовет. Иголка шла, шла и пенек смолистый нашла, кричит: - Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла И находку нашла! Подбежали тут к иголке рукавица с белкой. - Вот какой пенечек я нашла! - говорит иголка. - Хо! Какая же это находка? Таких пеньков полон лес! И с досады побили они иголку. А потом вновь по разным тропкам разошлись. Иголка шла, шла и лесную ламбу1 увидела. Опять она кричит: Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла И находку нашла! Подходят к ней рукавица с белкой: - Ну, что еще нашла? Иголка и отвечает: - Озерко лесное нашла. Опять попало тут иголке. Рукавица и белка больно ее били да приговаривали: - Нашла находку - озерко! И опять все в разные стороны разошлись. Подходит иголка к болоту и видит: олени траву щиплют. Иголка подкралась к самому большому оленю и спряталась в травинке, что на кочке перед оленем росла. Олень проглотил ее вместе с травой и упал замертво. Тут выскочила иголка да как крикнет: Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла И находку нашла! А рукавица с белкой в ответ: - Нет уж, хватит! Ей лишь бы за нос нас водить. Верно, опять пенек нашла. Второй раз зовет иголка: Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла И находку нашла! А рукавица с белкой в ответ: - Не обманешь! Видно, опять на ламбу набрела. Третий раз зовет иголка: Ой, скорее, рукавица, Вместе с белочкой-сестрицей! Я по тропке шла И находку нашла! Тут подходят наконец к ней рукавица с белкой. - Ну, какая еще находка? - Я оленя нашла. А олень на кочке мертвый лежит. Рукавица с белкой давай иголку по головке гладить - больно уж хороша находка. Разделали они оленя и мяса сварить надумали, да вот беда - котелка у них нет. Иголка и говорит белке: - У тебя коготки острые, надери-ка бересты, мы из нее котелок смастерим и мяса наварим. Принесла белка бересты. Иголка прошила бересту - и котелок готов. - А ведь у нас и воды нет, и взять ее негде,- говорят рукавица с белкой. А иголка отвечает: - Да я же ламбу1 нашла! Там воды хватит. Сбегала рукавица по воду. - А у нас и дров нет, чтобы огонь развести. Иголка говорит: - Так я пенек смолистый нашла! Стали они варить. Вот сварилось мясо, наелись они досыта, а остатки домой прихватили. Верно, и теперь еще едят, если запас не вышел. _____________ 1Ламба - небольшое лесное озеро без истоков. | |
Сказка № 1670 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили когда-то в старину муж с женой и дочерью. Однажды потерялась у них в лесу чёрная овца. Отправились мать с отцом её искать, а дочь дома оставили. Разошлись в разные стороны, идут по лесу и кличут овцу. Вдруг навстречу жене - Сюоятар. Говорит: - Плюнь в мои ножны, обойди вокруг меня три раза - найдётся твоя овца. Женщина обрадовалась, плюнула в ножны, обошла вокруг Сюоятар три раза и сама превратилась в чёрную овцу! А Сюоятар той женщиной обернулась и кричит: - Эй, муженёк скорей сюда, я уже нашла овцу! Пошли домой, а муж ничего не замечает. Привели овцу, заперли в хлев. Дочь сразу приметила - это не её мать. Хоть и похожа на неё, а глаза неласковые, злые. Пошла девушка в хлев, на овечку глянула - глаза как у родной матери! Заплакала она, обняла овцу. Та и говорит: - Ах, доченька, превратила меня Сюоятар в овцу, а сама моё место заняла. Пои ты меня из чистого ковшика, корми хоть корочкой хлеба. Не могу я пойло пить вместе с овцами! Стала дочь чаще в хлев ходить, поит мать из чистой посуды, поесть ей приносит что-нибудь получше. Сюоятар видит, что овца пойло не пьёт, говорит мужу: - Совсем перестала эта чёрная овца есть и пить, надо её убить, не то околеет. Дочь услышала это, прибежала в хлев, кинулась матери на шею, плачет заливается: - Хотят тебя, маменька, убить, так приказала Сюоятар отцу. А мать её утешает: - Ничего не поделаешь, доченька. А когда меня будут резать, приходи с отцом в хлев, возьми в платочек три капли моей крови и закопай этот платочек под окном. Поплакали они вместе, попрощалась дочь с матерью и ушла домой. Утром отец засобирался овцу резать, наточил нож, а дочь следом за ним в хлев. Заплакала, просит отца не убивать овцу. Отец и сжалился, не убил. Вернулся в избу, повесил нож на гвоздь. На второй день Сюоятар разворчалась, отправляет мужа снова в хлев. Дочь опять побежала за отцом, просит его оставить овцу в живых. Не мог отец устоять перед дочерью, так и вернулся в избу. Сюоятар злится. На третий день отправляет мужа, наказывает, чтобы не возвращался, пока не убьёт овцу. Опять побежала дочь следом, заплакала, но ничего уже не помогло. Зарезал отец овцу. Подложила дочь платочек, взяла три капли материнской крови, закопала платок под окном, как мать наказывала. И выросла на этом месте белая берёза. Тем временем родила Сюоятар дочь. Ещё больше невзлюбила она падчерицу, с утра до ночи заставляет её работать. Жили они так сколько-то времени. Однажды царь решил устроить у себя пир. Надо царевича женить, вот на пиру он и будет выбирать себе невесту. Слуги царские созывают людей: - Люди добрые, приходите к царю на бал. Здоровые пусть сами придут, хромые - на коне приедут, слепые - на лодке приплывут. Сюоятар засуетилась, засобиралась на царский бал. Дочь свою прихорашивает, а падчерице говорит: - Тебе на бал нельзя идти, работы много. Да и надеть-то тебе, замарашке, нечего. А сама разворотила печь и наказывает, чтобы к их приходу печь была на месте, как прежде. Ушли они, а девушка не знает, как за дело приняться. Пошла к тому месту, где платочек закопала, села под берёзой, плачет. Вдруг услышала она голос матери: - Что ты, моя доченька, так горько плачешь? - Ах, матушка, ушли все на царский пир. Сюоятар разобрала печку и наказала к их приходу поставить на место. Если не сделаю, так меня убьют. А как я печку поставлю? Мать и говорит: - Отломи от березы ветку, ударь крест-накрест, скажи: «С маминого благословеньица, стань, печь, как прежде стояла». Дочь так и сделала. Приходит обратно к берёзке, радостная. А мать спрашивает у неё: - Не хочется ли тебе, доченька, на царский пир-бал? - Как же не хочется, да ведь у меня никакой одежды нет, только сарафан холщовый, что на мне. Тут появился конь: один волос золотой, другой серебряный, а третьему и названия нет. Мать велит дочке в одном ухе умыться, в другом одеться и ехать на бал. Приезжает девушка на царский двор, там слуги её встречают, коня привязывают к золотому столбу. Как вошла она в палаты царские, так все кругом засветилось, будто солнышко из-за тучи выглянуло. Царевич как посмотрел на неё, так и глаз не может отвести. Весь вечер вокруг неё ходит, только с ней танцует, больше никого не замечает. А дочери Сюоятар за столами не видно, не пустили её в палаты. Сидит она в передней избе на лавке около печки. Кухарка ворчит: «Ходят тут всякие, побираются, не сидится дома!» Стала чугун доставать из печи ухватом, да черенком и ударила дочь Сюоятар - у той шишка огромная вскочила над глазом, она в слёзы. А девушка уже домой засобиралась. Захотелось царевичу узнать, кто она такая и откуда приехала. Решил он на хитрость пойти: велел слугам дверной косяк дёгтем намазать авось что-нибудь прилипнет. Побежала девушка - шапочка с головы и пристала к смоле. Взял царевич шапочку. А девушка выбежала во двор, вскочила на коня и уехала. Только её и видели. Вернулась домой, надела свой холщовый сарафан, коров пригнала, убрала в избе и забралась на печь. Приходит Сюоятар с дочкой, та глаз рукой прикрывает, ревёт во весь голос. Девушка спрашивает: - Что с тобой, чего ты плачешь? А Сюоятар и говорит: - Да вот очень уж прыткая, бегала с царевичем по царским палатам, играла и упала, чуть глаз не вышибла себе. Вот и выскочила на лбу шишка. А кто на печи сидит, с тем ничего не случается. И рассказывают они, какая красавица на бал приезжала. Девушка говорит: - Не я ли хоть это была? - Ты, замарашка, молчи уж там на печи, перебирай золу! Тебя и на порог царский не пустят! На второй день царь опять собирает пир, зовут всех? «Здоровые - пусть сами придут, хромые -на коне приедут, слепые - на лодке приплывут». Сюоятар с дочкой опять пошла. А перед уходом смешала она ячмень, овёс и рожь вместе и наказала падчерице всё зерно за вечер перебрать, да ещё коров с пастбища пригнать. Осталась девушка одна, пошла к берёзе, рыдает. Мать спрашивает, отчего дочь так горько плачет. Девушка в ответ: - Как мне не плакать, все ушли на пир, а Сюоятар перемешала ячмень, рожь и овёс и велела за вечер всё перебрать. Где мне успеть? - Не плачь, доченька, возьми ветку с берёзы, ударь три раза крест-накрест и скажи:«С маминого благословеньица, отделитесь, зёрнышки, как раньше были». Взяла девушка веточку, сделала как мать наказывала, зёрна и отделились. Пошла она опять к берёзе. Дала ей мать коня: один волос золотой, другой серебряный, третьему и названия нет. Умылась девушка в одном ухе, в другом оделась, стала краше прежнего и поехала на пир. Приезжает к царскому дворцу, а царевич уже поджидает её, привязывает коня к золотому столбу, берёт девушку за руки и ведёт в палаты, ни на шаг от неё не отходит. А дочка Сюоятар опять на кухне сидит, кости перебирает. Её и близко к царскому столу не подпускают. Кухарка ворчит, в сердцах толкнула чугун прямо на ногу дочери Сюоятар. Та завыла от боли. Пир уже к концу подходит, девушке надо домой поспеть. А царевич скобу дверную дёгтем смазал, перстень тут и остался. Девушка вскочила на коня и уехала. Переоделась, коров домой пригнала и залезла на печь. Сидит, ждёт. Приходят все с пира. Дочь Сюоятар хромает. - Что с тобой? - спрашивает падчерица. Мать говорит: - Бегала с царевичем, в жмурки играла, упала и ногу ушибла. А кто на печке сидит, с тем ничего не случается. Давай они рассказывать наперебой, что там было, как приезжала девушка невиданной красоты, и никто не знает, кто она и откуда. - Не я ли хоть это была? - спрашивает девушка. - Ты, замарашка! Сиди себе на печи, в золе, и помалкивай, - говорит мачеха. Ну, ладно. На третий день царь опять устраивает пир. Хочется царевичу узнать, что это за девушка, и жениться на ней. Сюоятар опять собирается с дочкой на пир. На этот раз налила она в молоко воды. - Мы пойдём на царский пир, а ты тем временем отдели молоко от воды. И коров вечером пригони. Ушли они. Девушка осталась одна, пригорюнилась, пошла на могилу матери: плачет-причитает, свою горькую долю оплакивает. Мать опять и спрашивает: - Что, доченька, причитаешь, чем тебя обидели? Рассказала она матери, какую работу оставила ей Сюоятар. Мать говорит: - Отломи веточку от берёзы, ударь три раза крест-накрест, скажи: «С маминого благословеньица, отделитесь молоко и вода, как прежде были». И приходи сюда. Взяла девушка ветку, ударила крест-накрест, как мать её научила. Молоко от воды и отделилось. Приходит обратно к берёзе. Мать даёт ей коня, краше прежнего. В одном ухе девушка умылась, в другом оделась и поехала на бал. Царевич встречает её, ведёт в палаты, за стол сажает, не отходит от неё. А дочь Сюоятар опять на своём прежнем месте сидит, злится, что её не пускают в палаты. Кухарки и слуги ворчат на неё: «Путается тут в ногах, мешает». Одна кухарка схватила её за руку, оттолкнула в сторону, руку ей и вывихнула. Та опять в слёзы. А девушка на пиру веселится, все ею любуются, и царевич больше всех. Побыла она своё время, опять быстренько в дверь - и убежала. А порог был дёгтем вымазан - башмачок к нему и прилип. Хочется царевичу найти красавицу, где бы она ни была. На следующий день он собрал всех девушек, чтобы примерить шапку, перстень и башмачок; которой они подойдут, ту он и возьмёт за себя замуж. А Сюоятар очень хочется свою дочь за царевича отдать. Обтесала она у ней голову, чтобы шапочка пришлась впору, обстрогала палец, чтобы перстень надеть, обстрогала ногу, чтобы башмак подошёл - всё и подошло. Видит царевич - не та это девушка, эдакая дурнушка, да что делать. Слово царское крепко, обещал - надо взять. Поехал царевич к себе домой с невестой. Плывут на лодке. А девушка коров на берегу пасёт и напевает: Везёт царевич невесту: Нога у неё обтёсанная, Палец у неё обструганный, А голова, как курик (колотушка из отёсанного полена для колки дров). Царевич спрашивает: - О чём там девушка поёт? А невеста отвечает: - Да это пастушка. Она с коровами переговаривается, себя забавляет. Проехали немного, девушка идёт по берегу, снова поёт: Везёт царевич невесту: Нога у неё обтёсанная, Палец у неё обструганный, Голова, как курик! Хочет царевич подъехать к берегу, спросить у пастушки, о чём она поёт, да невеста не пускает: - Нечего слушать песни пастушки. Она коров ублажает, себя забавляет, делать ей больше нечего. Опять едут, а песня снова с берега доносится: Везёт царевич невесту: Нога у неё обтёсанная, Палец у неё обструганный, А голова, как курик! Не послушался царевич невесты, подъехал к берегу, девушка ему всё и рассказала. Он как снимет шапку с невесты - так и есть, голова вся в крови, нога в крови и палец тоже. Примерил на девушку-пастушку - ей всё впору. Взял её царевич в жёны, а дочь Сюоятар бросил в воду. Но Сюоятар ничего об этом не знает. Думает - её дочка и есть жена царя. Вот родила жена царевича ребёнка. Сюоятар пошла навестить внука и дочь. Плывёт на лодке, смотрит, красивый цветок в озере вырос. Подъехала она ближе и хотела сорвать его для внука. А там голос такой тихий: «Что ты, мать, делаешь, чуть сердце моё не вырвала». Узнала Сюоятар всю правду, оживила она дочь и поехала дальше. Приходит в дом царевича, ничего не говорит. Истопила баню и там обратила жену царевича в голубую важенку, олениху, и отпустила по вольному свету бегать, а свою дочь во дворец привела. Видит царевич - что-то сталось с женой, вроде и не она это. Да ничего не говорит. А ребёнок день и ночь плачет, никто унять его не может - голодный, молока-то нет. Жили-пожили. А у царя был пастух, коров пас. Сидит он как-то на пеньке, в свой рожок играет. Откуда ни возьмись - подбегает к нему голубая важенка и говорит: Плачет ли моя ласточка, Стонет ли моя зоренька? Печален ли мой господин? Я жена царевича, Сюоятар превратила меня в важенку. Отвечает пастух: Плачет твоя ласточка, Стонет твоя зоренька, И печален твой господин. Важенка просит пастуха: - Принеси ты завтра ребёнка в лес. Я приду сюда и буду кормить и холить его, пока другие олени в озере купаются... А если не будут давать, так ты скажи: «Раз не можете дома утешить ребёнка, дайте мне его в лес. Там под звон колокольчиков, под шорох ветвей, под шёпот листочков ребёнок, глядишь, и успокоится». Под вечер бежит стадо оленей - мимо пробежали, бежит второе стадо - тоже мимо, третье стадо побежало - и голубая важенка с ними убежала. На следующий день пастух говорит царевичу: - Дайте мне ребёнка в лес, я понянчу его там, раз он у вас всё время плачет. - Дома не можем успокоить, где уж тебе, - говорят ему. - А вы дайте, там под звон колокольчиков, под шорох ветвей, под шёпот листочков, может, дитя и успокоится. Дали ему, авось и вправду утешит. Приносит пастух ребёнка в лес и кличет: Важенка, голубонька, Иди дитятко кормить, Свою ягодку поить! Она у Сюоятар не ест, У злой ведьмы не пьёт, Из рожка не сосёт! Важенка прибежала, сбросила с себя оленью шкуру, превратилась в женщину, взяла ребёнка на руки, кормит его грудью, а сама и плачет и смеётся от радости. Накормила, ребёнок успокоился, заснул. Целый день мать нянчилась, играла с ним, ласкала его. Вечером отдала ребёнка пастуху, сказала, чтобы и завтра принёс. Накинула на себя шкуру и побежала за третьим стадом оленей. Ребёнок дома всю ночь проспал спокойно, не плакал. Царевич удивился, задумался. Утром пастух опять просит ребёнка: - Дайте мне его в лес на день. Там под звон колокольчиков, под шорох ветвей, под шёпот листочков дитя и успокоится. Сюоятар не хотела давать ребёнка, да царевич её не послушался, разрешил. Опять приходит пастух на то самое место, зовёт важенку: Важенка, голубонька, Иди дитятко кормить, Свою ягодку поить! Она у Сюоятар не ест, У злой ведьмы не пьёт, Из рожка не сосёт! Прибегает важенка, сбрасывает шкуру, берёт своё дитя на руки, кормит его, убаюкивает, песенки поет. Целый день провела с ребёнком. Жаль ей уходить, да надо. Отдала ребёночка пастуху и говорит: - Принеси его ещё завтра, в последний раз. А потом уж я прийти не смогу, уходит наше стадо в другие края, за далёкие моря,- сама надела шкуру и побежала стадо догонять. Пастух принёс ребёнка домой, ребёнок ночь спит без просыпу, не плачет, не беспокоится. Царевич уже не на шутку встревожился: тут что-то не ладно! Решил он сходить к старушке-вдове, что она скажет, она ведь всё знает. Приходит к ней и говорит: - Вот у меня ребёнок всё плакал, плакал, ничем унять не могли, а как стал пастух брать его в лес, так две ночи спит, голоса не подаёт. Что за чудо? - Вот что, царевич, - говорит старушка, - не мудрено, что ребёнок успокоился, - уже два дня он сосёт материнское молоко. Ведь твою жену Сюоятар обратила в голубую важенку, а женой у тебя её дочь. Вот важенка-мать и кормит ребёнка в лесу. Ты завтра опять дай ребёнка пастуху, сам иди за ним следом и спрячься. Важенка прибежит, сбросит шкуру, станет ребёнка кормить. А ты в это время шкуру сожги. Как только шкуру сожжешь, жена сделается мёртвой, но ты не пугайся. Там направо есть скала, под скалой два родничка - в одном мёртвая, в другом живая вода. Ты принеси этой воды, побрызгай сначала мёртвой водой, потом живой, она и оживёт. Только так ты спасёшь свою жену, не то она всю жизнь будет важенкой. На третий день царевич с радостью отдал ребёнка пастуху, а сам пошёл за ним следом. Приходит пастух в лес, зовёт: Важенка, голубонька, Иди дитятко кормить, Свою ягодку поить! Она у Сюоятар не ест, У злой ведьмы не пьёт, Из рожка не сосёт! Смотрит царевич - бежит важенка, что есть силы несётся. Прибежала, сбросила шкуру, взяла ребёнка на руки, села на пенёк и начала кормить и ласкать его. Царевич так и обмер - точно, его жена! Подкрался он, взял шкуру и бросил в костёр. Женщина чувствует - гарью пахнет: - Кто мою шкуру сжёг, тот меня погубил! - и упала мёртвая. Царевич побежал к скале, зачерпнул из одного родничка мёртвой, из другого живой воды. Побрызгал мёртвой водой, потом живой - ожила жена, встала, обрадовалась, да ненадолго. - Зачем ты меня спас, всё равно Сюоятар погубит! - Не погубит, ей недолго жить осталось! Привёл он жену с ребёнком домой. А Сюоятар с дочерью в смоляной яме сожгли, как делали в старину. И стал царевич жить счастливо со своей женой и ребёнком. | |
Сказка № 1669 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Были раньше старик да старуха, жили вдвоём и были очень бедны. Не было у них ни скотины, ни другого добра. Старик ходил работать к богатым людям, но домой ничего не приносил. Как-то раз прослышали старик со старухой, что царь устраивает большой пир и зовёт всех: богатых и бедных. Старик тоже засобирался. Но как пойти к царю без подарка! И придумал: велел старухе сварить горшок киселя и с этим киселём отправился к царю на пир. Рассмешил старик царя своим подарком, и дал ему царь за сметливость мерку золота. Обрадовался старик. Идёт домой довольнёшенек. Встречается ему человек, едет верхом на лошади. - Откуда идёшь, дядя? - Иду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил за это мерку золота. Теперь как приду домой, куплю чего-нибудь себе и старухе! - Давай меняться! Ты мне золото, я тебе лошадь. Что ж, меняться так меняться. Взял старик лошадь, отдал золото, радуется: - Теперь можно поле на своей лошади вспахать! Сел на лошадь, проехал немного, видит — женщина гонит корову. Спрашивает старика: - Откуда едешь, дядя? - Еду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Променял золото на лошадь. Теперь в хозяйстве своя лошадь будет. - Давай меняться. Ты мне лошадь, я тебе корову! Понравилось это старику, говорит: - Пусть молоко у нас будет. То-то старуха обрадуется! Повёл он корову домой. Прошёл немного, встречает женщину, она свинью в город ведёт. - Где был, дядя? - Был на царском пиру. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь променял на корову. Вот веду корову домой, будет у нас со старухой молоко. - А не променяешь ли корову на свинью? - Можно, — согласился старик. — Приду домой, заколю свинью, вот и будет у нас мясо! Гонит он свинью и повстречал женщину с овцой. - Куда, дядя, ходил? - Ходил на царский пир. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью. Как приду домой, заколю свинью — поедим со старухой мяса вдоволь. - А не променяешь ли свинью на овцу? Обрадовался старик: - Отчего же нет? Променяю, глядишь, шерсть будет, навяжет старуха и рукавиц и чулок. Прошёл ещё немного. Догоняет женщину с курицей. - Куда ходил, дядя? - Ходил на царский пир. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью, свинью на овцу. Теперь хоть шерсть будет, можно навязать чулок и рукавиц. - Давай меняться. - Это хорошо — курица яиц нанесёт. Будем и сами есть, и для продажи накопим. Идёт дальше, курицу под мышкой несёт. Попадается навстречу женщина, на груди у неё иголка приколота. - Откуда идёшь, дядя? - Иду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью, свинью на овцу, овцу на курицу. - Поменяй курицу на иголку. Старик согласился. - Приду домой, так хоть лохмотья свои починим. Идёт, идёт, уже к дому подходит. Стал перелезать через изгородь и уронил иголку на землю. Стал шарить в траве, каждую травинку перебрал, а иголки не нашёл. Так и пришёл домой ни с чем. Говорит старухе: Зря я кисель царю носил, лучше бы сами съели. | |
Сказка № 1668 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили два брата - богатый и бедный. Настал Новый год, у бедняка в закромах пусто, нечем детей накормить. Пришлось ему волей-неволей идти к богатому брату просить о помощи. - Дай мне, брат, ради праздника немного мяса в долг, - говорит бедный брат. Ничего не сказал богатый брат, принёс коровью ногу и швырнул её бедняку. Поклонился тот, стал благодарить. А богач разозлился, досадно ему, что пришлось мясо отдать, крикнул: - Получил и проваливай! Иди с этой коровьей ногой хоть к самому Хийси! (Хийси - по древним верованиям карел - мифический хозяин леса, который якобы мог менять свой облик, но чаще всего выступал в образе древнего старика. Позднее Хийси стали отождествлять с чёртом.) Взял бедный брат мясо, а сам думает: «Делать нечего, раз брат велел, придётся идти к Хийси. Только где я его найду?» Идёт он, идёт по лесной тропинке, слышит - топоры стучат. Подошел поближе - дровосеки. Спрашивает их бедный брат: - Скажите, дровосеки, не знаете ли вы дороги к Хийси? - Знать-то мы знаем, только идти к нему не советуем. А зачем он тебе? - Да надо ему вот коровью ногу снести. Дровосеки говорят: - Иди от поленницы к поленнице - это мы для Хийси дров нарубили - так и дойдёшь до его избушки. Только возьми с собой берёзовое полено. А зайдёшь в избу, руки ему не подавай, протяни полено, иначе без руки останешься. А если он будет предлагать тебе награду, то не бери ничего, попроси у него только ручной жерновок, который он всегда за спиной носит. Поблагодарил бедняк дровосеков за добрый совет и пошёл дальше. Наконец пришёл к избушке Хийси. Заходит, смотрит - сидит старый Хийси на печи, за спиной жернов. Поздоровался бедный брат, а Хийси руку ему с печи протягивает: - Здравствуй, гость! Бедняк протянул ему полено. Схватил Хийси полено и так сжал, что из полена вода закапала. Бедняк говорит: - Вот я тебе коровью ногу в подарок принёс. Получай! Обрадовался Хийси: - Все сулят мне подарки, только никто не приносит. Разве что с собаками что-нибудь пошлют. А собаки, известное дело, дорогой сами всё съедят. А ты сам подарок принёс, и за это я тебя награжу. Чего ты хочешь, золота или серебра? - Не надо мне ни золота, ни серебра, - говорит бедный брат. - А коли наградить меня хочешь, дай мне этот жерновок, что у тебя за спиной висит. Закряхтел Хийси, жалко жернова. - Не хотел я его никому отдавать, - говорит, - но раз ты пришёл ко мне с подарком, так и быть - бери. Только помни- жернов этот не простой: он намелет всего, что ни прикажешь. Взял бедняк жернов и пошёл домой. Как раз к празднику успел. Зашёл в избу и говорит: - Ну-ка, жернов, намели нам угощенья к праздничному столу! И жернов замолол. Полетели из-под жернова и караваи хлеба и калитки и пироги - столько всякой еды, что на столе не умещается. Дети бедняка наелись, повеселели, на улицу побежали. Встречает их богатый брат и спрашивает: - Что это вы такие сытые да весёлые стали? Ещё недавно из дому не выходили, от голода подыхали, а теперь вон как резвитесь. - А отец к Хийси ходил и принёс от него в подарок такой жернов, который намелет всё, что захочешь. Пошёл богатый брат к бедному брату и спрашивает, правду ли ему дети рассказали. Бедняк и говорит: - Помнишь, дал ты мне коровью ногу и велел идти с ней к Хийси? Я и пошёл. А Хийси подарил мне этот жернов - всего намелет, что захочешь. Позавидовал богатый брат удаче бедняка, говорит: - Я тебе мясо дал - так теперь ты дай мне жернов ненадолго. - Возьми, - отвечает бедняк. - У меня теперь всего вдоволь. Мне не жалко. Принёс богатый брат жернов домой и приказал ему молоть. Намолол жернов и муки, и круп, и сахару. Скоро амбары богатого брата стали ломиться от всякого добра - на десять лет хватит, ни сеять, ни пахать не надо. А у бедного брата припасы к концу подходят. Пошёл он к богатому брату жернов обратно взять. А богач не отдаёт: - Какой жернов? - удивляется. - Никакого жернова я у тебя не брал. У меня у самого есть, зачем мне твой? - И выгнал бедняка. А сам на другой день отправился со своими работниками на море рыбу ловить. «Дай, - думает, - жернов с собой возьму, пусть соль мелет. Прямо в лодке можно рыбу засолить, на берег не надо возвращаться». Целый день ловили они рыбу. Наловили порядком, засолили всю рыбу, задремали от усталости: дело было к ночи. А жернов всё мелет и мелет соль. Уже целая гора соли посреди лодки выросла, а жернов знай мелет... Некому его остановить- все спят. Так и пошла лодка ко дну. И жернов на дно упал, и всё продолжает соль молоть. И поныне на дне морском мелет. Вот почему вода в море соленая. | |
|