• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
17 Ноября 2024 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Сказки - Моя Коллекция
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]



Сказки Узбекские
Сказка № 3873
Дата: 01.01.1970, 05:33
Было ли, не было, сыто ли, голодно, когда волк был визирем, лис - караульщиком, ворон - знахарем, а воробей - ябедником, жил уважаемый всеми человек.
Не было у него сына. День и ночь горевал он: плохо пил, плохо ел, ещё хуже спал.
Много лет прошло и, наконец, жена родила ему сына, да такого красавчика, что только ясный месяц с ним мог сравниться. На радостях счастливый отец устроил большой пир. На пиру том народ веселился две ночи и два дня. По желанию родовых старейшин новорождённого назвали Бозбала.
Но скоро веселье омрачилось. На седьмой день умерла мать Бозбалы.
Стали новорождённого кормить молоком козы.
Когда Бозбале исполнилось два года, отец его взял себе вторую жену. Мачеха не очень привечала пасынка. А когда у неё родился сын, и вовсе не взлюбила Бозбалу. Спать укладывала где-нибудь в тёмном углу на старой порванной кошме, попрекала даже куском хлеба.
Подошло время, Бозбала поступил в школу. Когда он возвращался из школы, отец усаживал его на колени, заставлял читать вслух, ласково разговаривал с ним.
Мачехе это очень не нравилось. Она сейчас же усаживала на колени мужа своего сына, а Бозбалу стыдила:
- Уходи! Здоровенный ты парень, а не стыдно у отца на коленях сидеть! Видишь, братишка твой посидеть хочет!
Коза, кормившая молоком Бозбалу в детстве, принесла козлёнка невиданной красоты. Бозбала назвал козлёнка своим, зубами пометил ему уши и сам за ним ухаживал. Коза-мать три раза в день приходила кормить своего детёныша и снова уходила в степь, а козлёнок оставался дома и играл с Бозбалой. Мальчик даже научил своего любимца говорить по-человечески.
Когда мачеха обижала Бозбалу, мальчик уходил с козликом в степь и рассказывал ему о своих горестях.
Видит мачеха, что сколько она ни обижает пасынка, он никогда не плачет. Стала она придумывать, чем бы ещё больше донять его.
Была у мачехи мать старуха - со сморщенным лицом, с беззубым ртом, большая мастерица по части всяких хитростей и плутней. Старуха сказала:
- Муж твой скоро уедет по торговым делам. Всякий раз, когда пасынок попросит есть, давай ему горелую лепёшку, а сыну своему - сдобную. Бозбала обидится и уйдёт из дому. А если пожалуется отцу, ты накричи побольше, да свали вину на него же. Муж в гневе и сам отправит куда-нибудь своего сына. Вот ты и избавишься от него.
Мачеха так и поступила, как советовала старуха. Бозбала загоревал. Вышел он в сад и сел там, низко опустив голову.
- Бозбала, о чём ты горюешь? - спросил козлёнок.
- Эх, - ответил мальчик, - если бы ты сумел помочь!
- Расскажи мне, может быть я что-нибудь придумаю.
Бозбала заплакал и всёёрассказал. Козлёнок ответил:
- Не плачь, Бозбала. Отдавай мне горелую лепёшку, а я тебе раздобуду вкусной еды.
Бозбала покрошил лепёшку. Козлёнок съел её, поднял вверх мордочку и заблеял. Смотрит Бозбала, а перед ним - блюдо с пловом.
Так Бозбала каждый день отдавал горелую лепёшку козлёнку, а взамен получал плов.
Однажды мачеха подсмотрела, как Бозбала ест плов. Побежала она к своей матери. Старуха подумала и говорит:
- Когда вернётся муж, прикинься больной и попроси: зарежь, мол, козлёнка твоего сынишки, тогда я поправлюсь.
Жена бая так и сделала. Когда муж приехал, она притворилась больной и стала со слезами просить его зарезать козлёнка. Бай сейчас же послал за мясником. Из мяса устроили угощение, а голову закопали.
Приходит Бозбала из школы, а козлёнка нет. Спросил он брата, а тот говорит:
- Приехал отец и велел зарезать козлёнка, чтобы устроить пир.
- Теперь это место стало мне постылым, - сказал Бозбала, и ушёл из дому.
Выбежал отец на улицу и стал звать сына:
Бозбала, Бозбала,
Тюльпан мой Бозбала!
Хоть малого барашка
Возьми с собой, Бозбала.
Бозбала, Бозбала,
Тюльпан мой Бозбала!
Быстроногого коня
Оседлай, Бозбала.
Бозбала, Бозбала,
Тюльпан мой Бозбала!
Самый лучший халат
Надень на себя, Бозбала.
Бозбала, Бозбала,
Тюльпан мой Бозбала!
Кошелёк серебра
Возьми себе, Бозбала.
Но Бозбала даже не обернулся.
Идёт Бозбала по кишлачной улице, а навстречу ему два его задушевных друга - молодые джигиты.
- Добрый путь? Куда идёшь? - спрашивают. Бозбала рассказал о своём горе.
- А теперь прощайте. Я в этих местах не останусь.
- Подожди, - говорят ему джигиты, - мы тоже пойдём вместе с тобой.
Шли они дружно, точно три брата.
Долго они шли и много прошли.
Подошли друзья к берегу большой реки, смотрят, стоит прекрасный дворец. Уселись они под одним деревом, закусили. Двое легли спать, третий остался караулить.
Из дворца вышла девушка с золотым кувшином, подошла к реке и стала брать воду. Увидела она друзей, засмотрелась на них и уронила кувшин в реку.
Подошла девушка и спрашивает:
- Кто вы, откуда идёте? Джигит рассказал всё как было.
- А сама ты кто? - спросил он девушку.
- Я прислужница Айпарчи - дочери здешнего хана. Хан собирается выдать дочь замуж. Я пошла принести воды помыть голову моей госпоже, да засмотрелась на вас и упустила в воду кувшин. Что я скажу теперь?- сказала девушка и ушла во дворец.
Айпарча спросила прислужницу, почему она так долго не приходила. Девушка рассказала о трёх юношах.
Айпарча подошла к калитке, выглянула, увидела спящего Бозбалу, и сердце её поразила любовь. Охнула она и упала без чувств. Рабыня побрызгала её розовой водой и привела в себя.
Айпарча приказала принести два красных яблока. Нацелившись, она бросила одно в Бозбалу.
Бозбала вскочил, глядит - у калитки улыбается ему раскрывшаяся роза.
«Что за девушка! Не сон ли это!» - подумал Бозбала, протирая глаза.
А девушка бросила ему второе яблоко.
Бозбала с первого взгляда загорелся любовью. Он приблизился к калитке, поздоровался с девушкой.
Дочь хана и говорит:
- Отец меня выдаёт за нелюбимого. Убежим?
- У меня, - отвечает ей Бозбала, - есть два Друга. Что мы с ними будем делать?
- Они пойдут с нами, - ответила ханская дочь. - Ночью, когда все будут спать, приходи сюда к калитке. Я буду ждать тебя с двумя лошадьми.
- Хорошо, - сказал Бозбала и, вернувшись к друзьям, рассказал им обо всём.
Ночью Бозбала пришёл ко дворцу, а девушка уже ждёт его. Айпарча попрощалась с дворцом и с родиной, и они отправились в путь.
Ехали они долго и проехали много. Когда миновало пять ночей и пять дней, подъехали они к покинутому замку.
Вошли они во внутрь, смотрят - комнаты богато убраны, полы устланы коврами и паласами, а людей - никого.
- Что будет, то будет, - решили они и стали здесь жить.
Когда минуло десять дней, подошли друзья Бозбалы. Стали они тоже жить в этом замке. Каждый день один уезжал на охоту, тем и кормились.
Так Бозбала достиг исполнения своих желаний.

Сказка № 3872
Дата: 01.01.1970, 05:33
Давным-давно, никто не знает когда, жил-был в Маргелане шах. У него было три сына и одна дочь. Ни у кого не было таких пышных и густых волос, как у царевны. Заплетала она их во много-много косичек, вот почему и прозвали её ласково Хазор-гейсу - царевна Тысяча косичек.
Шах очень любил свою дочь, а на сыновей не обращал никакого внимания. Не понравилось это принцам, увезли они однажды тайно свою сестру и продали её в горах одному мулле за пятнадцать рублей.
Девочка быстро подрастала, она научилась ездить верхом, стрелять из лука, владеть саблей.
Скоро Хазор-гейсу стала очень красива. Откроет глаза и в тёмной комнате становится светло. А юноши от её взгляда не могли устоять на ногах.
Слава о красоте Хазор-гейсу дошла до кашгарского султана.
- Такой красавицы не хватает в моём гареме,- сказал он и погладил свою седую бороду.
Не долго думая, приказал нагрузить двадцать верблюдов золотом и послал своего первого визиря в горы купить девушку.
Приезжает визирь в кишлак, где жила Хазор-гейсу и смотрит - около одного дома много собралось народу.
Спрашивает визирь:
- Что здесь случилось? А ему отвечают:
- У этого муллы дочь-красавица Хазор-гейсу. Вот все и хотят хоть уголком глаза на неё посмотреть, а зайти в дом боятся, потому что от одного взора девицы все падают в обморок.
Визирь пошёл к мулле и предложил в уплату за красавицу двадцать вьюков золота.
Мулла не хотел продавать Хазор-гейсу ни за какие деньги, потому что давно решил жениться на ней сам, хоть и был уже в преклонных годах.
Бедняжка Хазор-гейсу знала об этом, но и придумать не могла, как избавиться от готовящейся ей печальной участи стать женой старого беззубого муллы.
Визирь устроил вечером угощение, напоил муллу допьяна и снова начал торговать у него девушку. Ничего больше не соображал мулла, прельстился видом золота и согласился.
А это только и нужно было визирю. Ночью посадил он девушку на коня и поскакал через горы и долины.
Проснулся мулла - нет красавицы. Собрал он односельчан, бросился в погоню и скоро настиг караван визиря.
Стал мулла требовать обратно красавицу, но хитрый визирь пригласил его позавтракать. Расстелил он ковёр на краю пропасти, расставил кушанья. Но, едва мулла уселся, как слуги визиря схватили муллу за руки и ноги и бросили в пропасть.
А Хазор-гейсу только крикнула:
- Так тебе и надо. Ищи на дне пропасти другую себе красавицу - смерть.
Боялась Хазор-гейсу покидать родную страну, но волей-неволей пришлось ей ехать в Кашгар с визирем.
Увидел кашгарский султан красавицу и сразу завладела им безумная страсть.
Назначил он день свадьбы, а сам всё только и любовался красотой Хазор-гейсу.
Однажды, незадолго до свадьбы, сидела Хазор-гейсу на золотом айване и печально смотрела на далёкие горы.. Там была её родина.
Грустно было красавице, не хотела она выходить замуж за старика султана.
Вдруг смотрит - по улице гарцует всадник на горячем коне. Подъехал он ближе. Видит Хазор-гейсу едет прекрасный юноша. Взоры юноши и красавицы встретились. Пошатнулся юноша, едва удержался в седле.
Но стрела поразила и сердце Хазор-гейсу. Быстро забилось оно.
В волнении убежала девушка в комнату и спросила у своей прислужницы:
- Кто этот юноша?
Прислужница низко поклонилась и ответила:
- Его зовут Шерали. Он сын кашгарского султана. Сказала только Хазор-гейсу: \"Ах!\", выбежала она на айван, но Шерали уже не было.
Затосковала Хазор-гейсу с той поры ещё больше, а Шерали совсем куда-то пропал.
День свадьбы приближался.
Султан кашгарский спросил как-то:
- А где Шерали?
Надо сказать, что кашгарский султан так был ослеплён красотой Хазор-гейсу, что забыл и о своём государстве, и о своих подданных, и даже о своём любимом сыне и наследнике.
Султану ответили, что сын его Шерали очень болен.
Стал себя бить султан в грудь и плакать.
Узнала о его горе красавица Хазор-гейсу, пришла на его половину и сказала:
- Когда я жила в горах, меня горянки научили собирать разные травы и лечить самые трудные болезни. Позволь мне, султан, посмотреть и полечить твоего сына Шерали.
Султан согласился. Приказал вызвать паланкин и Хазор-гейсу отнесли во дворец Шерали.
Увидел Шерали Хазор-гейсу и сразу болезнь его как рукой сняло. Один взор красавицы мгновенно исцелил царевича.
В тот же день Шерали и Хазор-гейсу договорились бежать.
Вернулась Хазор-гейсу во дворец, оделась в мужское платье и через калитку дворцового сада выскользнула на улицу. А там её уже поджидал Шерали с огневыми конями.
Проснулся утром султан, а ему докладывают - красавица исчезла. Спросил он про Шерали, а ему рассказывают - и сын уехал. Понял султан, что нельзя было позволять Хазор-гейсу встретиться с Шерали, да поздно.
Послал султан погоню за ними, но степи широки, горы высоки, реки глубоки. Где искать влюблённых?..
Шерали и Хазор-гейсу скакали на огневых конях днём и ночью, опасаясь погони.
Усталые, изнывающие от жажды, они подъехали к колодцу в степи.
Ведро у этого колодца было до того большое, что им одним можно было наполнить целый водоём. Вытащить это ведро было под силу только сорока силачам.
Попробовал Шерали вытянуть из колодца ведро, но не смог. Сил не хватило. Засмеялась Хазор и нежной своей ручкой сразу вытащила ведро и наполнила водоём до края.
- Недаром я росла в горах,- сказала красавица. Стал готовить Шерали ужин, а Хазор-гейсу решила пойти и искупаться в водоёме.
За беглецами следили сорок разбойников, жившие по соседству с колодцем. Удивились они, как это один юноша мог вытащить такое ведро, которое все они сорок человек с трудом всегда вытаскивали.
Но, когда Хазор-гейсу стала купаться в водоёме и косички её рассыпались по белым плечам, разбойники увидели, что это не юноша, а девушка.
Атаман влюбился в Хазор-гейсу, позвал десять своих разбойников и приказал:
- Поезжайте к колодцу, схватите девушку и привезите ко мне.
Разбойники подскакали к колодцу и, выхватив мечи, закричали Шерали.
- Отдавай красавицу, иначе тебе конец. Перепугался Шерали, задрожал и говорит девушке:
- Что делать? Их десять, а я один. Увы, не лучше ли повиноваться, а то они нас убьют.
Возмутилась Хазор-гейсу.
- Встань в сторону, чтобы я тебя не задела мечом,- крикнула девушка Шерали, вскочила на коня с обнажённым мечом и кинулась, точно тигрица, на ошеломлённых разбойников.
Не прошло и минуты, как десять разбойников были перебиты.
Остальные, разбойники перепугались, сели на коней и поскакали кто куда, но Хазор-гейсу с мечом в руках догоняла и рубила их. Увидел атаман, что ему не миновать гибели, нарочно упал с лошади и, обмазав себя кровью убитых, притворился мёртвым.
Вернулась Хазор-гейсу к Шерали, улыбнулась ему и сказала:
- Недаром я росла в горах.
Беглецы поехали дальше, а атаман разбойников, крадучись последовал за ними.
Скоро Хазор-гейсу и Шерали добрались до одинокой хижины и остановились здесь, чтобы дать отдых лошадям и отдохнуть самим.
Наступила ночь, и атаман подкрался к хижине. Конь Шерали заржал.
Атаман испугался и залез на дерево.
Шерали вышел из хижины, глянул в одну сторону, глянул в другую, никого не увидел, вернулся в хижину и лёг спать.
Тогда разбойник слез с дерева и снова подкрался к двери хижины.
Опять конь заржал. Шерали вышел во двор и, не увидев никого, начал бить своего коня нагайкой.
Услышав это, Хазор-гейсу выбежала и говорит:
- Зачем ты бьёшь коня? У нас в горах так не делают. Посмотрела она куда глядит конь и видит, что он повернул голову к ближайшему дереву. Хазор-гейсу заметила сидящего в ветвях человека, схватила лук и пустила стрелу. Разбойник упал мёртвый.
Среди ночи прилетел со страшным шумом горный див.
Проснулась Хазор-гейсу, закричала:
- Шерали, помоги!
Но Шерали при виде страшного дива упал лицом на землю и начал читать молитву.
Схватил красавицу див и унёс.
Шерали поднял голову, осмотрелся, но было уже поздно.
Долго он плакал и, наконец, пустился в путь.
Много дней ехал Шерали и добрался до горы, где жил див.
Жилище дива было окружено высокой железной стеной, без ворот потому, что сам див летал и в воротах не нуждался.
Перебрался через стену Шерали и попал в великолепный сад. Всюду били фонтаны, цвели цветы, на деревьях пели райские птицы.
Шерали пошёл искать Хазор-гейсу и нашёл её спящей в беседке из изумрудов.
Разбудил он красавицу.
Нам нужно торопиться уходить,- сказала она,- сейчас прилетит див и будет тебе, бедненький мой, плохо.
Перебрались они через стену, сели на коней и поскакали.
Вдруг загремел гром, прилетел страшный див и начал пускать в беглецов огненные стрелы.
Испугался Шерали и спрятался за камень. Но Хазор-гейсу не растерялась. Схватила она саблю Шерали и бросилась на горного духа, замахнулась и ударила его. Сразу стало темно, загремел гром, и Шерали и Хазор-гейсу упали в обморок.
Когда они очнулись, было снова светло, а около них стоял прекрасный юноша.
Поклонился он до земли девушке и сказал:
- О красавица, вот уже много лет, как свирепая Алмауз-кампыр заколдовала меня и превратила в страшного, волосатого дива. Я полюбил тебя с одного взгляда и похитил из хижины. Но увы, в отвратительном облике дива я не смел и приблизиться к тебе. Ударом меча в твоей нежной руке ты, красавица, сняла с меня заклятие. Теперь я стал снова человеком. Выходи за меня. Будь моей женой.
Опустила стыдливо глаза Хазор-гейсу, зарумянились её щеки и протянула она нежную свою ручку богатырю-диву.
Сели они на коней и уехали.
- А, Шерали? - спросите вы.
Шерали отправился в Кашгар вымаливать прощение у своего папаши султана.

Сказка № 3871
Дата: 01.01.1970, 05:33
Было это или не было - жил когда-то в Хорезме знаменитый рассказчик Сейфутдин, по прозвищу Красноречивый. Слава о нём, подобно многоводной реке, текла из одной страны в другую, и многие люди приезжали в Хорезм издалека, чтобы насладиться мёдом его беседы и напиться из источника его красноречия.
И вот об этом рассказчике услыхал один богатый бухарский купец. Он ни в чём не привык себе отказывать и, конечно, захотел послушать знаменитого Сейфутдина, но не мог бросить свою торговлю и сам отправиться в далекий Хорезм. Тогда купец решил пригласить к себе этого славного мастера красноречия. Он положил на серебряный поднос богатые подарки и кошелёк с деньгами, пошёл в караван-сарай и поклонился старому караван - баши, отравлявшемуся с верблюдами в Хорезм. Купец сказал:
- Если ты привезёшь ко мне Сейфутдина Красноречивого, эти подарки и кошелёк станут твоими.
Кошелёк был тяжёл, а подаркам не было цены, и караван - баши согласился. Не успела луна обновиться дважды, как он привёз в Бухару знаменитого Сейфутдина. Купец встретил гостя с величайшим почётом. Он осыпал его подарками, а вечером, когда гость отдохнул от дальней дороги, купец созвал своих родных, друзей и соседей, усадил рассказчика на драгоценный текинский ковёр и попросил его порадовать всех цветами красноречия и алмазами остроумия.
В доме стало так тихо, что было слышно, как на террасе - айване - пищит москит, запутавшийся в паутине, и Сейфутдин Красноречивый начал свой первый рассказ.
Какими похвалами осыпали гости рассказчика, прослушав его первую повесть! Они говорили ему слова лести, подобные сладкому шербету. И ободрённый Сейфутдин начал второй рассказ.
Второй рассказ вызвал такой восторг, что многие из слушателей попадали с подушек, а сам хозяин стал подобен потерявшему разум и сидел с растрепанной бородой и выпученными глазами. И хотя старинный обычай запрещал присутствовать при беседе мужчин женщинам и детям, и дети и женщины сбежались со всего дома, чтобы послушать третий рассказ Сейфутдина.
Насладиться четвёртым рассказом слетелись птицы со всего сада.
Когда же знаменитый рассказчик начал свой пятый рассказ, под окна купцова дома сбежались все верблюды и ишаки с базара, хотя всем давным-давно известно, что даже стихам поэтов благоразумный ишак предпочитает охапку свежего сена. Вот каким несравненным, необычайным, неповторимым, совершенным и повергающим в трепет, дарующим блаженство и превосходным было искусство Красноречивого Сейфутдина!
Ночь шла, а слова золотой рекой лились и лились из уст рассказчика. Настал день, а неутомимый Сейфутдин всё рассказывал, рассказывал и рассказывал, и казалось, не будет конца потоку его красноречия.
Когда Сейфутдин начал свой сто первый рассказ, хозяин учтиво предложил ему отдохнуть и подкрепиться чаем, но, увлечённый своим искусством, Сейфутдин уже ничего не видел и ничего не слышал - он продолжал рассказывать. Он рассказывал, рассказывал и рассказывал, но на двести первом рассказе даже самые терпеливые и выносливые потихоньку покинули дом купца.
На триста первом рассказе разбежались женщины и дети.
На четыреста первом ишаки и верблюды попадали замертво. А Сейфутдин всё рассказывал и рассказывал. Дом погрузился в ночную тьму, никто уже не зажигал светильников, никто не заваривал чая, некому было даже притворить двери, потому что все слуги разбежались. Один только хозяин не смел нарушить долга гостеприимства; он сидел перед неутомимым рассказчиком и щипал себя за уши, чтобы не заснуть и тем не обидеть гостя. Он молил аллаха о скорой смерти и не знал, как избавиться от безжалостного царя рассказчиков.
И вот, когда купец был уже близок к смерти, в окно заглянула его верная жена Салтан-Биби. Бедная женщина не сомневалась, что купец давно захлебнулся от страшного ливня повествований, и пришла похоронить бездыханное тело мужа. Но купец ещё дышал. Увидев жену, он воспрянул духом и, собрав последние силы, простонал:
- О Салтан-Биби, вернейшая из вернейших! Беги скорей к караван-баши и выкупи мою душу у смерти!
Свидетель аллах! Когда седой караван-баши вошёл в дом купца, Сейфутдин рассказывал восемьсот первую сказку!
Несчастный хозяин обнял колени старца и завопил:
- Отец мой, за то, что ты привёз ко мне Сейфутдина, я отдал тебе поднос с подарками и кошелёк золота, но за то, что ты увезёшь его, я готов отдать тебе всё, что у меня есть - и этот дом, и сад, и лавки, и все свои богатства!
Немало видел на своём веку чудес седой караван-баши, не удивился он и купцовой просьбе. Он улыбнулся в бороду и сказал:
- Верно говорят люди: не тот мастер, кто хорошо начал, а тот, кто умеет вовремя кончить!
Кончим и мы нашу сказку, чтобы не уподобиться Красноречивому Сейфутдину.

Сказка № 3870
Дата: 01.01.1970, 05:33
Было ли то или не было, но рассказывают, что в стародавние времена ширинские и вабкентские муллы дружили и уважали друг друга. Ширинцы каждодневно ездили в гости в Вабкент и ели плов вабкентцев, а вабкентцы каждодневно ездили в Ширин и ели плов ширинцев. Вабкентские муллы женили своих сыновей на дочерях ширинских мулл, а ширинцы женили своих сыновей на вабкентских девицах. И жили ширинские муллы в мире и в ладу с вабкентцами до той поры, когда вздумали вабкентские муллы построить у себя минарет, построили, да такой, которому нет равного по высоте. И возгордились вабкентские муллы и стали смотреть на ширинцев свысока и заявлять при встречах: \"Эх, вы, деревенщина! У нас минарет, а у вас что?\"
И подлинно подобен минарет вабкентский по стройности своей кипарису, а по величию утёсу. Какие придал ему мастер линии искусства, как тонко изукрасил он стены затейливыми узорами. Смотрели все и восхищались. Увы, ширинские муллы минарета не имели и зависть заползла в их души и стала занозой в их сердце. А известно ведь, что зависть и гордыня не уживаются с дружбой и уважением. Кончилась вековечная дружба между ширинскими и вабкентскими муллами.
Но довольно о зависти и вражде, пора рассказать, что случилось с вабкентским минаретом. Однажды ширинские муллы приехали на вабкентский базар продавать и покупать, покупать и продавать. По окончании торговли сидели они на площади и играли в кости со своими недругами - вабкентскими муллами.
Не везло в тот день вабкентцам. Всё выигрывали ширинцы и всё проигрывали вабкентцы.
Проиграли уже вабкентские муллы и деньги, и товары, и даже кое-какую одежду.
- Нет, пора кончать,- закричали вабкентцы, - нет нам сегодня везения.
Тогда один вабкентский мулла в азарте воскликнул:
- Слушайте, вы ширинцы, - ставьте на кон всё, что мы вам сегодня проиграли - и деньги, и товары, и одежду, а мы ставим на кон вабкентский минарет. Бросайте же кости. Посмотрим, кто кого.
- Как же так?- удивились ширинские муллы. Очень они хотели иметь вабкентский минарет, но уж больно удивило их предложение вабкентцев.
- Разве не стоит столь прекрасный минарет каких-то денег, товаров и одежонки, которую вы выиграли только что. Минарету цены нет. Минарет вполне исправен и может отлично служить для созыва правоверных на молитву. Минарет пойдёт в игру со всеми кирпичами, из которых он построен, со всеми украшениями и с муэдзином в придачу без всякой доплаты. Неужели вы, ширинцы, не захотите получить минарет так дешево? Неужели вы не хотите позаботиться об украшении площади своего селения? Играйте же, минарет против денег, товаров и кое-какой одежонки! Бросаю кости.
Обуяла жадность ширинских мулл, появилось у них горячее желание заполучить вабкентский минарет, поставить у себя посреди кишлака и хвастаться затем перед всем миром несравненным минаретом.
- Но,- сказал один из ширинцев,- скажите вы, умники. Если вы выиграете деньги, товары и кое-какую одежонку, вы возьмёте всё это и уйдёте себе восвояси по домам, а если мы выиграем. Как передвинем минарет за десять вёрст к себе в кишлак Ширин? А?
- Зачем же вам переносить минарет к себе. Пусть стоит здесь, а принадлежать будет вам. Вы, собственники и владетели, сможете хоть каждый день приезжать сюда, в Вабкент, и любоваться минаретом сколько хотите.
- Ну нет,- закричали ширинские муллы,- где найдёте вы таких дураков, чтобы бросать своё добро. Нет, ничего не выйдет. Играть мы не будем.
Видят вабкентские муллы дело плохо. Уедут сейчас ширинцы и увезут весь выигрыш. Повесили они головы, опечалились.
Мимо проходил Насреддин Апанди. Прислушался он к разговору и сказал:
- Послушайтесь моего совета. Есть способ, при помощи которого вы, ширинцы, увезёте минарет, если счастье в игре будет на вашей стороне. Смотрите, минарет растёт из земли подобно дереву. Видите тень, упавшую от минарета, вон до той бани. Видите. Соберите всех ваших ишаков, поставьте бок о бок по длине тени, подрубите минарет под основание, он упадет на спины ослов и везите его, во славу аллаха, к себе в Ширин. Там выроете яму и посадите минарет точно чинар. Пусть растёт.
Повернулся Апанди и ушёл.
- Бросай же костя, о вместилище хитрости, - закричали ширинские муллы. - Мы играем.
Вабкентец встряхнул кости раз, встряхнул два, встряхнул три и... бросил на землю.
Увы! Вабкентские муллы снова проиграли.
- Наш минарет, наш минарет, - возопили ширинцы. Возликовали они и, схватив, кто кетмень, кто лом, кто топор, кинулись к минарету и начали долбить его основание. Застучало железо о кирпич. Посыпались искры.
Но крепко построен минарет, и сколько ни трудились ширинские муллы и день, и два, и три, но так и не сумели повалить его и увезти с собой.
Так и остался минарет в Вабкенте.
А каждый, кто усомнится в правдивости рассказанного, пусть отправится в селение Ширин.
Ширинцы отведут его в Вабкент и там ему покажут выигранный ими когда-то минарет и покажут ещё глубокие дыры в основании минарета, выдолбленные некогда почтенными муллами из кишлака Ширин.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2025