Сказка № 3323 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жила-была вдова и было у неё пятеро детей. Каждое утро уходила вдова на работу, а дети оставались дома. Она оставляла детям еду и запирала дом на замок. Вот однажды пришла вдова с работы, а дети ей и говорят с плачем, что во время обеда из-под печки к ним вдруг выбежал телёнок и съел всё, что было в тарелке у самой маленькой - Сореле. На второй день повторилось то же самое. Плачут дети - боятся телёнка. Но бедной женщине надо на работу и некогда возиться с детьми. Однажды, когда дети расселись вокруг стола, из-под печки снова выбежал телёнок и начал есть из тарелки маленькой Сореле. Тогда Сореле рассердилась и стукнула телёнка ложкой по голове. Телёнок тут же рассыпался грудой золота. Когда бедная вдова вернулась с работы и увидела золото, она поняла, что к ней пришло счастье. | |
Сказка № 3322 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Когда-то ведь не было железных дорог, и люди ездили на подводах. Вот один еврей однажды поехал к цадику. Дело было в пятницу, он спешил и, как назло, заблудился. Едет-едет, вдруг видит свет, подъехал ближе, видит - забор, ворота, он и въехал прямо в ворота, а во дворе стоят два еврея. Спрашивает он их, можно ли ему остаться здесь на субботу. Отвечают ему: да, но к нам, если заезжают, то обратно не выезжают. Тут понял еврей, что попал к разбойникам, и стал просить отпустить его, пожалеть его, но те в ответ одно: от нас выхода никому нет. Тогда еврей стал плакать, предлагать деньги, а те отвечают: мы денег не берём - мы берём душу. Тут еврей стал ещё пуще умолять, упрашивать. Когда один из разбойников говорит: - Знаешь что, спросим у нашей матери, как она скажет, так и сделаем. Зашли в дом. А в доме всё по-субботнему: на столе белая скатерть, две свечи. Подошли к комнате матери - она заперта, но через замочную скважину гость видит, что стоит женщина, читает Шмойноэсре. Помолилась, открыла дверь и вышла к ним. Тут сын-разбойник рассказал ей о просьбе гостя отпустить его со двора. - Об этом не может быть и речи, - отвечает мать. - Сто и одно - всё одно. У моего сына лёгкая рука и очень острый нож, - вы даже не почувствуете. Тогда гость ещё больше стал её упрашивать, а она своё: - Отпустить вас мы не можем. Мы разве разбойники? Разве мы выходим на большую дорогу и хватаем людей? Мы убиваем только тех, кого Бог нам посылает. Сто и одно - всё одно. Я благочестива, и я выполняю волю Божью - кого Малхамовес не может умертвить, того Господь Бог, да будет благословенно Его имя, посылает к нам. Вы только не тревожьтесь, выберите себе любую кровать, - а уж остальное сделает мой сын, у него лёгкая рука и острый нож, вы даже не почувствуете. А он всё просит, чтоб его отпустили: так, мол, и так, оставил дома жену, детей, хозяйство. Разбойница в ответ: - Не говорите глупостей. Дети будут жить без вас, хозяйство будут вести без вас. Сто и одно - всё одно. Короче говоря, видит еврей: ничего не получается, и стал упрашивать, чтоб хоть отложили его смерть до завтра. А разбойница говорит: - Нет, до завтра не получится. В субботу мы не убиваем. - Тогда пусть будет в воскресенье или в субботу вечером, - просит гость. Мать разбойников подумала и решила: - Ладно, пусть будет в субботу вечером. Ну, переночевал еврей эту ночь у разбойников. Утром вышел во двор и видит за домом груду человеческих костей, отрубленных голов, рук, ног - чуть в обморок не упал. Идёт дальше и видит: тропинка. Была не была, думает, надо бежать! Не убежишь - вечером зарежут, а убежишь и поймают - всё равно зарежут. Короче говоря, пустился еврей бежать по тропинке и бежал, пока не выбрался в поле. А там мужики косили рожь. Он и спрашивает, как ему попасть в местечко. Они подробно объяснили, что надо, мол, идти до речки, а через речку вплавь. Подошёл еврей к речке, вдруг слышит за спиной крик: \"Не ходи! Не ходи!\", смотрит - бежит к нему какой-то человек. Он испугался: не из тех ли вчерашних разбойников? Нет, бежит мужичок. Подбежал и говорит: - Здесь не плыви, здесь утонуть можно. Иди вон там - там вброд перейдёшь. Еврей так и сделал, перешёл речку вброд и попал в местечко. Вот и всё. | |
Сказка № 3321 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил в Хелеме старый меламед. (Меламед - учитель начальной духовной школы.) Жена его занималась вязкой чулок. И вот из-за этого меламеда и его жены город Хелем удостоился большой чести: на веки вечные, в назидание потомству, там было вынесено четыре важных постановления. Дело было так. Однажды меламед сказал своей жене: - Я прожил на свете без малого семьдесят лет, и ни разу не довелось мне в праздник шевуот (Шевуот - религиозный весенний еврейский праздник.) вкусить блинчиков, начинённых творогом и поджаренных на масле. Жена вздохнула и ответила: - И мне никогда не доводилось их есть. Меламед погладил свою длинную бороду и сказал: - Вот что я придумал. Есть у нас большой сундук с прочным запором, в котором когда-то мне доставили твоё приданое. Давай сделаем в его крышке две щели - одну справа, другую слева. И давай договоримся, что я каждый день буду опускать в правую щель одну пруту (Прута - мелкая израильская монета) из своих заработков, а ты будешь каждый день опускать в левую щель одну пруту из своих заработков. А в канун праздника шевуот мы с божьей помощью откроем сундук, вынем деньги, купим муку, яйца, масло, творог и испечём себе такие блинчики, какие едят только богачи. Жена одобрительно кивнула головой: - Аминь. Да будет такова воля господа! Но, встав из-за стола, за которым шёл этот разговор, меламед подумал: \"Пусть жена одна бросает свои монетки, а я, обучающий детей слову божию, вправе не делать этого\". А жена меламеда, встав-из-за стола, тоже решила схитрить. \"Пусть муж один бросает свои монетки, - подумала она, - а я свои трудовые гроши, которые достаются мне так тяжело, приберегу для другого дела\". Прошла зима, на исходе была весна - приближался праздник шевуот. Меламед и его жена принесли большой ключ от сундука, сунули его в замочную скважину, повернули, приподняли крышку и заглянули внутрь. Увы! Сундук был пуст. В нём не было ни одной монетки. Рассердилась чулочница, вцепилась мужу в бороду и закричала: - Обманщик! Где же твои деньги? Рассердился и меламед; он схватил жену за парик и завопил: - Где твои деньги, ведьма?! Так, стоя у раскрытого сундука, они до тех пор трепали друг друга, пока оба не упали в сундук. И тут крышка над ними возьми да и захлопнись. Дом меламеда стоял на той же улице, где и синагога, и дверь в нём была открыта настежь так уж испокон веков заведено в Хелеме - в тёплые дни все двери распахнуты настежь. А сундук тот со дня своего рождения в столярной мастерской стоял на четырёх маленьких колесиках, чтобы легче было его передвигать. И так как, очутившись в сундуке, меламед и его жена стали что есть силы тузить друг друга, сундук сдвинулся с места и начал разъезжать по комнате - от одной стены к другой. И так он подкатился к открытой двери. В доме не было порога, и сундук выкатился во двор, а со двора на улицу. Он покатился по мостовой и с грохотом въехал прямо в синагогу. Жители Хелема, увидев, что по улице катится сам по себе большой сундук, переполошились. Опасаясь, как бы не произошло какой беды, они не осмелились даже прикоснуться к нему. А когда сундук въехал в синагогу и там продолжал разъезжать от стены к амвону, от амвона к печке, всех обуял смертельный страх. Пришёл раввин, прибежал его помощник - духовный судья, а вслед за ними явились все знатоки священного писания. Посовещавшись, они велели синагогальному служке пожертвовать собой во славу божию и открыть таинственный сундук. Служка принял на себя эту высокую миссию; он совершил омовение, надел саван, облачился в талит (Талит - особая накидка, которую верующие евреи надевают во время молитвы), и громко благославляя имя господне, приблизился к сундуку и приподнял крышку. И что же он увидел? Меламед таскал за парик свою жену, а та что есть силы дергала мужа за бороду... И хотя случилось это в канун праздника и все были очень заняты подготовкой к нему, пришлось созвать чрезвычайное заседание хелемских мудрецов с участием раввина, духовного судьи и знатоков священного писания. И мудрецы постановили: Во-первых, отныне и впредь сундуки для приданого не изготовлять на колесиках. Во-вторых, у всех наружных дверей делать высокие пороги. В-третьих, меламеды никогда не должны жить на улице, где находится синагога. В-четвёртых, старый меламед и его жена впредь не должны даже желать есть блинчики в праздник шевуот. Эти постановления были записаны в особую памятную книгу, чтобы они хранились в ней в назидание потомству, на веки вечные, до пришествия мессии (спасителя, который должен спуститься на землю). | |
Сказка № 3320 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Кто знает, где водится шамир? А кто знает, что такое шамир? Никто не знает? Не беда! Даже царь Соломон, мудрейший из мудрых, ни о каком шамире и слыхом не слыхивал. Когда царь Соломон задумал возвести в Иерусалиме Храм, он приказал доставить на строительство огромные камни. Камни доставили, но вот задача: чем их обработать? Как разрезать на части? Ведь эти священные камни нельзя было резать ножом, пилить пилой, рубить топором. Что делать? Один советник подсказал царю: - Слыхал я, люди говорили, что есть на свете штука такая, камень - не камень, зверёк - не зверёк, величиной всего с ячменное зёрнышко. Шамир называется. Очень он сильный - этот шамир. Легко разгрызает на части камни, стекло и даже железо. - Разыскать этот шамир и доставить на строительство Храма,- приказал царь Соломон. Множество царских слуг пустились на поиски. Искали, искали, да так и не нашли, потому что никто не знал, где водится волшебный шамир. Тогда советник вновь обратился к царю: - Слыхал я, люди говорили, есть пещера, около города Ашкелона, а в пещере той живут восемьдесят колдуний. Может быть, они знают, где найти шамир. Снарядил царь Соломон своего главного воеводу богатыря Бнаягу, сына Игояда, и с ним восемьдесят богатырей в поход за волшебным шамиром. Выступили богатыри в путь. Каждый взял с собой большое тёмное покрывало и кувшин. Покрывала сложили в кувшины, а кувшины несли на головах и укрывались ими от дождя, потому что день был пасмурный и дождливый. Пришли богатыри в Ашкелон, остановились напротив входа в пещеру колдуний и Бнаягу-богатырь сказал: - Слушайте меня внимательно: когда я свистну один раз - накидывайте на себя покрывала. Свистну второй раз - заходите все в пещеру и приглашайте колдуний на танец. Во время танца колдуний надо приподнять и оторвать от земли, потому что каждому известно, что сильны они только, пока ногами земли касаются. И когда они злой силы лишатся, спросите их про шамир. Так сказал Бнаягу своим богатырям, потом заглянул в пещеру и громко прокричал: - Оим! Оим! -- в точности так, как зовут друг друга колдуны и колдуньи. - Кто там? - раздалось из глубины пещеры. - Я колдун, как и вы! - ответил Бнаягу,- я сын Бритхена. Позвольте мне войти! Выглянула из пещеры одна колдунья, осмотрела Бнаягу с головы до ног и спросила: - Откуда это ты сюда явился такой сухой и чистый, когда на улице дождь? - Между дождинками пробежал,- ответил Бнаягу. - А зачем ты сюда пришёл? - спросила колдунья. - Учиться и учить. Учиться у вас всякому колдовству и вас научить кое-каким новым штукам. Открыла ему колдунья дверь, зашёл Бнаягу-богатырь в пещеру, а там тьма кромешная и восемьдесят колдуний притаились. Но Бнаягу не испугался, потому что был богатырь и герой и очень хотел добыть шамир. - Теперь посмотрим, что вы умеете,- сказал колдуньям Бнаягу. Колдуньи оживились, стали показывать своё искусство. Пещера тотчас заполнилась красиво накрытыми столами, а на столах - яства всякие и напитки в роскошных сосудах. Волшебный аромат распространился вокруг. - Ну, а ты? Что ты умеешь? - волновались колдуньи. - Я? Ну вот вы наготовили тут всяких яств и напитков. А я свистну два раза, и появятся восемьдесят добрых молодцев, станут с вами петь-танцевать, и будет у нас пир горой. Обрадовались колдуньи и давай просить Бнаягу, чтобы он поскорее пригласил своих молодцев. Свистнул Бнаягу один раз - молодцы услышали и накинули на себя покрывала. Свистнул второй раз - зашли молодцы в пещеру. Откуда ни возьмись, грянула музыка, каждый молодец пригласил колдунью, и все пустились в бешеный пляс. И когда колдуньи расплясались вовсю, подняли их молодцы сильными руками и спросили: - Где шамир? Скажите нам, где найти шамир? А колдуньи не могли им в этот миг ничего плохого сделать и сказали: - У нас его нет. Но Асмодей - царь чертей, он про это знает. Далеко-далеко отсюда среди тёмных гор выкопал он себе колодец и каждый вечер приходит туда пить. Услышали это молодцы, поблагодарили колдуний и пошли искать Асмодея. Долго они шли. Путь их был труден. Молодцы очень устали и не могли продолжить поход. Тогда Бнаягу-богатырь один отправился к заветному месту. С собой он взял кувшины с вином, цепь железную да кольцо с именем Божьим. Долго ли, коротко ли шёл Бнаягу-богатырь, спустился в долину среди тёмных гор и нашёл там колодец Асмодея. И что же сделал Бнаягу? Налил в колодец вино из кувшинов, накрыл колодец камнем, залез на дерево и стал ждать. Вечером пришёл Асмодей. Он очень хотел пить, откинул камень и залпом выдул всё содержимое колодца до дна. Вино ударило ему в голову, он свалился на землю и тут же уснул. Тогда Бнаягу слез с дерева и связал Асмодея толстой железной цепью. Асмодей проснулся, давай ногами пинать, когтями скрести, а сделать ничего не может, потому что у Бнаягу волшебное кольцо. - Дай мне шамир для строительства Храма, и я освобожу тебя, - сказал он. - Шамир не у меня. Он у Царя Морского, - ответил Асмодей. Снял Бнаягу цепи с Асмодея и отправился в дорогу, искать Царя Морского. Долгий путь пришлось пройти Бнаягу-богатырю, пока достиг он берега моря. Обвязался Бнаягу-богатырь толстой верёвкой и начал помаленьку спускаться к жилищу Царя Морского. Долго спускался он, и вдруг услышал крик: - Куда?! Остановись сейчас же! Набежали огромные волны, порвали верёвку и выбросили Бнаягу на берег, потому что нельзя нарушать покой Царя Морского. Что же сделал Бнаягу-богатырь? Он построил стеклянную камеру, залез в неё, закрылся и стал погружаться в пучину морскую. Погружался он всё глубже и глубже, пока не достиг, в конце концов. Царя Морского - владыки волн и рыб морских. Разволновался-разбушевался Царь Морской, спросил грозно: - Чего тебе тут надо? Ты разве не знаешь, что нельзя сыну человеческому спускаться в пучину морскую? - Я пришёл сюда, потому что должен найти шамир. Без него не построить Храм Божий,- храбро ответил Бнаягу-богатырь. - Нет у меня шамира,- смягчился Царь Морской. - Большой Орёл, что живёт на вершине самой высокой горы, караулит шамир. Поблагодарил Бнаягу Царя Морского и стал всплывать. Всплывал он до тех пор, пока не выбрался на сушу, и пошёл к высокой горе. Вот и гора высокая, крутая, точно стена. Далеко уходит за самые тучи. Начал на нее Бнаягу-богатырь взбираться. До самых туч залез, а дальше не может. Тогда запряг он в колесницу из туч тридцать могучих орлов, сам в колесницу сел и доставили его орлы на такую вышину, что Земля внизу как мячик была, а море как блюдце с водой. Огляделся Бнаягу-богатырь на вершине, увидел гнездо Большого Орла и стал к нему подбираться. - Кто нарушает покой моих птенцов? - грозно спросил Большой Орёл.- Разве ты не знаешь, что человек, который забрался сюда, никогда не спустится обратно? Ответил ему Бнаягу-богатырь: - Я послан сюда добыть шамир для постройки Божьего Храма. Со мной уже много случалось чудес. Я уверен, что и в этот раз Всевышний меня не оставит. - Ну, раз так - шамир у меня,- сказал Большой Орёл, - но я не могу тебе его дать. Я поклялся, что не отдам его человеку. - А что ты делаешь с этим шамиром? - спросил Бнаягу. - Я беру маленький шамир и кладу его на голую скалу, где не растут ни трава, ни деревья. Через мгновение в скале образуется трещина. Тогда я приношу сюда семена деревьев, трав и цветов, засеваю их в эти трещины, и скоро скала расцветает зеленью и цветами,- объяснил Большой Орёл и отказался отдать шамир Бнаягу-богатырю. Что же Бнаягу-богатырь тогда сделал? Когда Большой Орёл улетел за пищей для своих птенцов, Бнаягу закрыл вход в гнездо листом белого стекла. Потом залез на дерево и стал ждать. Прилетел Большой Орёл, хотел покормить своих птенцов, да не тут-то было - вход в гнездо стеклом закрыт. Большой Орёл тотчас полетел и принёс в клюве шамир. Посмотрел Бнаягу-богатырь на шамир и увидел создание малюсенькое, величиной не больше ячменного зёрнышка и серое на вид. Большой Орёл положил шамир на поверхность стекла, а Бнаягу взял и бросил на стекло маленький камешек. Шамир подпрыгнул и упал у подножия дерева, на котором сидел Бнаягу-богатырь. Хотел Большой Орёл схватить шамир, но Бнаягу-богатырь опередил его. Он спрыгнул с дерева и выхватил шамир из когтей Орла. И Большой Орёл ничего не мог с ним поделать, потому что на пальце его было кольцо с именем Божьим. Когда Бнаягу-богатырь спускался с гор, началось сильное землетрясение, и Бнаягу-богатырь очутился в ущелье, со всех сторон окружённом глухими скалами. Бнаягу-богатырь не растерялся, положил на скалу волшебный шамир, скала раскололась надвое. Бнаягу пролез в расщелину и спустился в долину, неся с собой шамир. Долгий путь пришлось пройти Бнаягу-богатырю, пока дошёл он до Иерусалима и предстал пред царём Соломоном. Положили строители маленький шамир на большие камни, и шамир вмиг разгрыз их так, как было нужно по замыслу. Прошло время, и вырос в Иерусалиме Храм, прекрасный в своём совершенстве и великолепии. Стены его были из камней больших и красивых, покрытых зеленовато-голубым мрамором. Врата его были из чистого золота. Дворы и залы в Храме просторные. Светильники золотые, украшенные цветами и листьями, коваными из золота. Был этот Храм прекрасен каждым уголком и каждой святыней. И благодаря кому возвели Храм? Благодаря царю Соломону, который задумал его. Благодаря мастерам, что воздвигли и украсили его. И благодаря Бнаягу-герою, что добыл волшебный шамир, величиной всего с ячменное зёрнышко, но с помощью которого и построили Храм. | |
|