Сказка № 5927 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили в одном лесу звери. Хорошо жили, дружно. Одно было плохо – не давал им спокойно жить царь зверей Лев. К.аж-дый день нападал он на кого-нибудь из них и съедал. День и ночь тряслись звери от страха – не знают, кого из них растерзает Лев завтра. Надоело зверям вечно дрожать за свою жизнь. Собрались они и стали совет держать. Что придумать, как быть, чтобы не жить в постоянном страхе – гибнешь один раз, а ждёшь гибель каждый час! Судили, рядили и постановили: определить Льву дань и самим отправлять к нему зверя – каждого в свой черёд. Доложили о решении Льву. Согласился царь зверей, но только с уговором: – Опоздаете хоть немного, пеняйте на себя, всех растерзаю! Стали звери каждый день носить Льву дань. Вот пришёл черёд идти зайцу. – Пойти я пойду, а съесть себя не дам. И всех вас избавлю от ненасытного владыки! – говорит заяц. Смеются звери: – Глядите, как расхвастался, расхрабрился трусливый зайчишка! Только зря они смеялись. Не явился заяц ко Льву вовремя. Проголодался Лев и хотел уже броситься в лес, растерзать зверей всех до одного, но тут показался заяц. – Где ты пропадаешь, негодник? – зарычал Лев. – Всемогущий повелитель,– смиренно начал заяц,– я вёл к тебе волка, а по дороге повстречался нам другой лев. Схватил он волка и потащил его в яму. – В какую яму?! Ну-ка, покажи мне её! Заяц привёл Льва к глубокой яме с водой и говорит: – Вот сюда прыгнул твой обидчик! Схватил Лев зайца, чтобы тот не сбежал, и склонился над ямой. Видит Лев, не обманул заяц. В тёмной глубине и правда сидит лев. Смотрит на него грозно, глазами сверкает, а в лапах зайца держит! Рассвирепел Лев, зарычал и прыгнул в яму растерзать обидчика и остался там навсегда. А смышлёный заяц помчался в лес сообщить другим зверям радостную весть. | |
Сказка № 5926 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Некий князь много лет провёл в чужих краях и не имел вестей из дома. Вот возвращается он в родные места, а навстречу ему слуга. – Как дела у меня дома, Исако?-спрашивает князь. – Всё хорошо, батоно, всё в порядке, только пёс твой околел. – Как ты меня огорчил, Исако! Отчего же он сдох? – Не знаю, батоно! Верно, много мяса сожрал. – А зачем вы дали ему много мяса? – Никто и не давал. Как погиб твой любимый скакун, наелся бедняга пёс до отвала. – Что ты говоришь, Исако! Отчего мой скакун погиб? – За лекарем поскакали на нём – бедная Вардико при смерти была. Торопились очень, гнали во весь опор. Зря загнали коня, всё равно вашу дочь не спасли. – Может, пьян ты, Исако, что ты плетёшь? Отчего умерла моя дочь? – С горя померла, когда её мать, госпожа наша, сгорела. – Что за околесицу несёшь? Как могла госпожа сгореть? – Да не только она, вся усадьба твоя сгорела – и дом, и пристройки все. – Горе мне, горе! – завопил князь и стал колотить себя по голове. – Не горюй, батоно. Повезло тебе, что не был при этом, а то непременно руки на себя наложил бы!-утешил слуга своего господина. | |
Сказка № 5925 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Вот наелся раз волк падали, потянулся и подумал: Что это я все грешу да грешу, надо и о спасении души подумать: пойду-ка в Иерусалим, стану монахом . Подумал, да и за дело взялся. Помянул бога и отправился в путь, прямо к Иерусалиму. Идет он, а навстречу ему телка. - Здорово, телка! - вскричал волк. - Будь здоров, волк! - говорит телка. - Куда спешишь, что у тебя за дела? - Хочу монахом стать. Иду в Иерусалим душу спасать. - Счастливого пути, - сказала телка. Расстался волк с телкой и пошел дальше. Видит - две овцы на лугу пасутся. - Здорово, овцы! -закричал волк. - Здорово, волк! - говорят овцы. - Куда собрался, далеко ли путь держишь? - А я, овцы, в Иерусалим иду, в монахи постригусь, душу спасти хочу, много у меня грехов набралось, тяжело их носить стало. - Счастливого пути! - напутствовали его овцы. Прошел волк мимо овец и пошел дальше. Идет, а навстречу осел. И осел благословил волка и напутствовал его в добрый путь. Идет волк в Иерусалим. Шел, шел, дошел. Проголодался волк. А Иерусалим стоит у воды. Подошел волк, глянул с берега, видит - церквей много, там и сям монахи снуют с кружками в руках. Подумал волк: Чего я сюда приплелся? И в церковь-то меня, волка, не пустят. Совсем я поглупел, что ни телки, ни овец не тронул, отпустил, да и осла тоже . Повернул волк обратно и пошел отыскивать телку, овец да осла. И вправду, встретил того осла. Волк уж и не здоровается, идет прямо на осла и пасть разинул. Удивился осел: - Ты же в Иерусалим шел душу спасать, а теперь меня съесть хочешь? - Когда в животе пусто, не до Иерусалима, - говорит волк. - Готовься, сейчас съем тебя. Сказал осел: - Хорошо, ешь. Только бедный мой хозяин вчера на меня потратился, подковал меня, сними хоть подковы, чтобы хозяина не разорять вдвойне. Вцепился волк зубами в подковы, хочет оторвать их, а осел как лягнет его, свалил монаха с ног, все зубы ему выбил и умчался. Только его и видели. Еле отдышался волк, встал, ворчит: - Ну что я за кузнец, подковами занялся, так мне и надо! Поплёлся волк отыскивать овец. Идет и вправду встречает овец. Подскочил волк: - Вот сейчас съем вас обеих! Остановили его овцы, сказали: - Это луг наших хозяев. Они недавно поделились и нас поделили, одна досталась одному, другая - другому, а луг этот еще не поделили. Вот мы ходим и не знаем, где кому пастись. Сделай доброе дело, помоги нам поделить его, а потом хоть съешь нас. - Как же я поделю его, - спросил волк, - что я за землемер? - А ты станешь посередине, мы побежим, кто раньше до тебя добежит, тому и пастись на этом лугу. Стал волк. Побежали овцы, ударили в него что было силы, чуть не задавили бедного волка. Волк упал, а овцы побежали, и след их простыл. Кое-как поднялся волк, потащился отыскивать телку, идет, сам себя ругает: - Чего я влез не в свое дело, какой я землемер? Почему не оторвал им сразу курдюки? Добрался волк-монах до телки, идет прямо на нее и говорит: - Съем тебя сейчас. Сказала телка: - Хорошо, съешь, что же делать? Только сделай доброе дело: очень я люблю пение всякое да игру. Говорят, ты хорошо поешь! Спой что-нибудь, а потом уж и ешь меня. Пошла телка, повела волка за собой на гору, приготовилась слушать. Сел волк и завыл. Слушала, слушала телка, подкралась к волку сзади, боднула его хорошенько и сбросила с кручи, а сама пустилась бежать. Избитый, искалеченный, волк еле добрался до своей норы, сел и заскулил: -Куда я лез? И что это я вздумал душу спасать? Какой из меня кузнец, что я осла вздумал расковать, и какой из меня землемер, что я овцам собрался поле делить, и какой из меня певец, что я за телкой потащился? Был бы тут кто да избил меня хорошенько - поделом бы мне! А в норе у волка один староста прятался. Услышал он волка, вышел из норы и давай лупить его дубиной изо всех сил. Убежал волк и думает: В этом мире и у порога своего дома ничего сказать нельзя . Эту сказку староста от волка узнал, староста мне рассказал, а я вам пересказал. | |
Сказка № 5924 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили-были, а может, и нет, старик со старухой. Родился у них на старости лет мальчик. Вскоре старик умер. Осталась ста- руха одна – трудно ей стало жить. Повела она сына в лес к хромому оленю и попросила выкормить молоком. [Ирмиса – принадлежащий оленю.] Прошло время. Мальчик подрос, бегает с оленем по лесу. Охотился в том лесу однажды юный царевич. Увидел он хромого оленя с мальчиком и так изумился, что бросил охоту. Велел слугам поймать мальчика, привести к нему, да никто его догнать не мог. Не подпускал он к себе людей. Вернулся царевич во дворец и попросил отца выковать ему цепь в семьдесят пудов и дать сто сорок слуг. Выполнил царь желание сына. Отправился царевич в лес, чтобы заарканить мальчика. Выследили слуги мальчика с оленем, раскачали цепь и набросили на него. А мальчик рванулся и разорвал цепь, как ниточку. Хлестнули концы цепи слуг, сбили их с ног. Убежал мальчик, пропал из виду. Вернулся царевич домой и просит отца выковать ему цепь вдвое крепче и длиннее. Выследили слуги мальчика во второй раз, накинули на него цепь, а он и её порвал. Огорчился царевич, но от своего не отступает, хочет изловить лесного мальчика. В третий раз попросил он отца выковать цепь – втрое крепче и длиннее первой! Заарканили этой цепью мальчика, не сумел он разорвать её. Усадил царевич его на своего коня и привёз во дворец. Мальчика прозвали Ирмиса. Ирмиса не умел говорить и дичился. Но прошло время, и научился он говорить, есть то, что люди едят. Подружились Ирмиса и царевич, стали вместе на охоту ходить. Только Ирмиса никогда не убивал зверей – жалел их. А был Ирмиса сильный – равного ему по силе не найти было во всём царстве! Однажды Ирмиса и царевич забрели в дремучий лес и сбились с пути. Долго плутали они по глухим ущельям, пока выбрались на какую-то тропку. Привела их тропка к морскому берегу. Пусто на берегу. Дом один стоит да яблоня растёт перед ним. Нагнулся царевич, подобрал с земли паданец и стал есть. – Что ты червивый ешь?-удивился Ирмиса. Стукнул он кулаком по стволу, и посыпались с веток яблоки, покрылась земля золотисто-красным цветом. Сидят Ирмиса и царевич под деревом, едят яблоки. Вот склонился день к вечеру, и вышел из моря дэв. – Чего расселись тут! Что за твари такие? -закричал он на пришельцев. – Подойди – узнаешь,– отвечает Ирмиса. Не успел дэв шагу ступить, накинулся на него Ирмиса, повалил и придавил коленом. А из моря вышел второй дэв и налетел на Ирмиса. А тот и второго дэва повалил – прямо на первого – и придавил его коленом. Выскочил из моря третий дэв, увидел, что поборол человек его братьев, и как закричит: – Ах ты, козявка-малявка! Убить моих братьев хочешь? В порошок тебя сотру. Машет дэв кулаками, подступает к Ирмисе. Схватил тот его за руку и повалил на первых двух братьев. – Убить вас или нет?-спрашивает Ирмиса. – Не убивай,– взмолились дэвы,– братьями тебе будем! Отпустил Ирмиса дэвов, и повели они пришельцев пировать в дом. Пошли хозяева в марани за семилетним вином. [Марани – помещение для хранения вина.] – Не пей вина,– говорит Ирмиса царевичу.– Свалит вино с ног, и съедят тогда нас дэвы! Принесли дэвы большой бурдюк вина. Подали рог с вином Ирмисе, а тот повернулся к окошку и спрашивает: – Куда вон та тропинка ведёт? Пока дэвы в окошко глядели, Ирмиса выплеснул вино под стол. Подали дэвы рог с вином царевичу. Повернулся царевич к другому окошку и спрашивает дэвов про другую тропинку. Пока дэвы в другое окошко глядели, царевич тоже выплеснул вино под стол. Кончили есть. Поблагодарили Ирмиса с царевичем хозяев и легли спать. Только дэвы заснули, встали Ирмиса с царевичем и пошли искать дорогу дальше. Мало ли прошли, много ли, дошли до большого дома под горой. Пустил Ирмиса стрелу в дверь. Думает, выйдет хозяин. Никто не вышел из дому. Тогда зашли юноши в виноградник возле дома, нарвали винограда и разлеглись в тени. Едят они виноград, наслаждаются прохладой. К вечеру явилось семь дэвов. Принесли они семь оленьих туш и побросали во дворе. Пошли за котлом, а в дом не войти – прибило стрелой дверь к косяку, не открывается! Ухватились все семером за стрелу, да куда там – не вытащить! Глядит на них Ирмиса, покатывается со смеху. Оглядываются дэвы по сторонам, не поймут, кто это над ними насмехается, кто осмелился без спросу в их владения забраться. Увидели людей в винограднике и раскричались: – Эй, вы, как посмели в наш сад забраться, нашим виноградом виногра-диться? – Вам винограда жалко, а мы и на ужин у вас останемся! С дороги попить, поесть охота,– бесстрашно отвечает Ирмиса. «Не будь он сильным, не стал бы так храбро говорить с нами! И стрелу, видно, он всадил в дверь»,– решили дэвы и попритихли. – Ладно, поди вытащи стрелу да вынеси из дому котёл, поставь на треногу,– говорят они Ирмисе. Сварили дэвы оленье мясо, поужинали с гостями у очага. А когда кончили есть, поблагодарили гости хозяев и спрашивают, как им до своего дома добраться, долго ли туда идти. – Долгой дорогой сорок дней идти, короткой – десять, но ведёт она мимо дома стоголового дэва. Не пропустит он вас, погибнете,– отвечают дэвы. – Видно будет, кто погибнет!-говорит Ирмиса. Попрощались друзья с дэвами и пошли короткой дорогой. Не много, не мало прошли они и дошли до дома стоголового дэва. Дэв спит на террасе, а девушка-пленница мух от него отгоняет. – Уходите, покуда целы. Проснётся дэв и съест вас,– шепчет она юношам. – За нас не бойся. Сойди-ка во двор, расскажи, как сюда попала,– говорит ей Ирмиса. – Не могу, искусают мухи дэва, худо мне придётся. Уговорил её Ирмиса, и спустилась девушка во двор. Только она отошла, мухи дэва искусали. Проснулся он и как взревёт: – Кто увёл мою пленницу? Куда она делась? Тут заметил он пришельцев и кинулся, разъярённый, во двор, схватил под террасой стопудовую гирю и как швырнёт в Ирмису. Увернулся юноша. Угодила гиря в дуб, и повалилось дерево. Налетел стоголовый дэв на Ирмису. Долго они бились, то один одолевал, го другой. Подхватил дэв Ирмиса и всадил в землю по колени. Выскочил Ирмиса, приподнял дэва и по пояс вогнал в землю. Выхватил потом меч, за-нёс над дэвом и спрашивает: – Говори, поганище, жизнь или смерть? – Жизнь,– молит стоголовый дэв.– Даруй мне жизнь – отдам тебе всё своё добро! – Оставь добро себе! Отдашь царевичу всю свою силу. Вытащил Ирмиса дэва из земли, а коварный дэв снова набросился на него. Ирмиса приподнял дэва и по плечи всадил в землю. Тогда поклялся стоголовый дэв небом над головой и землёй под собой, что отдаст царевичу всю свою силу. Вытащил Ирмиса дэва из земли, оставил с ним царевича, а сам ушёл настрелять дичи. Вернулся к вечеру, глядит: лежит царевич на куче золы чуть живой. Это стоголовый дэв лишил его сил. Рассердился Ирмиса, набросился на стоголового дэва и пригнул его к земле. – Почему слова не сдержал, поганище?! Всажу тебя по шею в землю, будешь меня слушаться! Затрясся дэв от страха и тотчас вернул царевичу силу да ещё свою ему отдал. Ирмиса с царевичем взяли с собой девушку-пленницу и пошли путём-дорогою дальше. Не успели они отойти от дома стоголового дэва, ураганом налетел на них Дэвкажиани*, подхватил девушку и взвился опять в небо. [Дэвкажиани – Дэв-кремень.] Вернулись друзья к стоголовому дэву и спросили, как найти дорогу к Дэвкажиани. Указал дэв дорогу и говорит: – Дойти до его жилья дойдёте, войти – не войдёте. Не поймать вам Дэвкажиани, не одолеть его. Дэвы справиться с ним не могут, зашвыряет он вас чёрными тучами! – Пронзят наши стрелы тучи, пронзят наши мечи Дэвкажиани!-отвечает Ирмиса. – Не возьмут Дэвкажиани ни меч, ни стрела, не при нём его душа. В девятиголовом дэве душа Дэвкажиани, за девятью горами на Чёрной горе, и стережёт её Бессмертный олень. Пошли друзья искать Дэвкажиани. Шли они, шли и дошли наконец до круглой горы, где жил непобедимый дэв. Внутри горы всё гудит, а из вершины пламя вырывается – это Дэвкажиани дышит. Обошли Ирмиса с царевичем гору – нет нигде входа, не попасть в неё! Отправились они тогда искать девятиголового дэва. Перебрались юноши через девять гор, а за девятой горой – неоглядное поле, за полем – Чёрная гора. В поле триста косарей косят траву, складывают в три стога. Подошёл к ним Ирмиса, поздоровался. – Зачем вам столько травы?-спрашивает. – Бессмертного оленя кормить. Он раз в день с Чёрной горы спускается и три стога в три минуты съедает. Если мало накосим, перетопчет нас всех,– отвечают косари. – Хватит косить! Забирайте траву охапками и уходите отсюда назад за девять гор! – велит Ирмиса косарям. Отказываются косари уходить, боятся Бессмертного оленя. Ирмиса с царевичем отняли у них серпы и закинули за Чёрную гору. Прогнали косарей с поля, заставили унести скошенную траву. Потом спрятались сами в высокой траве и ждут оленя. Спустился Бессмертный олень с Чёрной горы и погнался за косарями. Как исчез олень из виду, вскочили юноши и понеслись к Чёрной горе. Взбежали на вершину и стали, не могут дальше и шагу ступить – слепит их ярким светом девятиголовый дэв! Висит дэв на дереве и светится слепящим светом. Подобрался Ирмиса кое-как к дэву, перерезал мечом верёвку, и грохнулось чудище на землю. Только свалился – перестал светиться. Разрубил Ирмиса дэва пополам – разрубил душу Дэвкажиани. Вернулись Ирмиса с царевичем к круглой горе и смотрят – не выбивается больше из вершины пламя, не вырывается из недр гул. Спустился Ирмиса через отверстие в гору и вынес девушку-пленницу. Отправились они втроём дальше. Шли день до вечера. Настала ночь, и легли путники спать под чинарой. Ирмиса лежит, глаз не смыкает: как бы снова не похитили девушку. В полночь на чинару уселись злые каджи. Увидели они людей и прокляли их: [Каджи – злые человекоподобные существа.] – Пусть царевич споткнётся и насмерть разобьётся возле своего дома,– сказал один. – Пусть девушка сломает ногу, как станет надевать золотые башмаки,– молвил другой. – Пусть налетит ночью на дворец гвелвешапи и проглотит их всех,– добавил третий.– А кто слышал нас да проговорится, пусть обратится в камень-тень. [Гвелвешапи – крылатый змей-дракон.] Всё слышал Ирмиса. Утром он ничего не сказал ни царевичу, ни девушке. Побоялся обратиться в камень-тень. Много ли шли, мало ли, добрались друзья до дома. Только ступили они на царский двор, споткнулся царевич, а Ирмиса подхватил его и не дал упасть. Обрадовался царь, когда увидел своего сына целым и невредимым. Понравилась царю прекрасная девушка, и он тут же решил женить на ней ца-ревича. Велел он слугам принести для неё золотые башмаки. Взяла девушка золотые башмаки, хотела обуться, а Ирмиса вырвал их у неё и втоптал в землю. Обиделась девушка на Ирмису, даже перестала разговаривать с ним. Наступила ночь. Улеглись все спать. Ирмиса не спит, охраняет дворец. Вдруг загудело, засвистело вокруг, задрожал воздух – летит на дворец Гвелвешапи! Взмахнул Ирмиса мечом и одним махом разрубил чудище надвое – словно две горы рухнули на землю. Утром стал царевич допытываться, как Ирмиса проведал про гвелвешапи. Ничего Ирмиса не сказал ему. Обиделся царевич и тоже перестал разговаривать с другом. Не выдержал Ирмиса этого и рассказал, что слышал от злых каджи. Произнёс он последнее слово и обратился в камень-тень. Увидела это девушка и заплакала горько. Упала её слеза на камень-тень, и ожил Ирмиса к великой радости девушки и царевича. | |
|