Сказка № 222 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил-был старик со старухой, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать: Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся да ума набрался. Постой, мама; сейчас пойду. Пошел по деревне, видит — два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого. Не дури, — говорят ему мужики, — ступай, откуда пришел. А он знай себе потирается. Вот мужики рассердились и принялись его цепами потчевать — едва домой приплелся. Что ты, дитятко, плачешь? — спрашивает его старуха. Дурак рассказал ей свое горе. Ах, сынок, куда ты глупешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили да и поели. На другой день идет дурак по деревне; навстречу несут покойника. Увидал и давай кричать: Бог помочь! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Опять его избили; воротился он домой и стал жаловаться: Вот, мама, ты научила, а меня избили! Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» — да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили-напоили досыта. Пошел дурак по деревне, слышит — в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет. Что это за невежа пришел, — говорят гости, — мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет! Выскочили и порядком ему бока помяли... | |
Сказка № 221 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили два брата умных, а третий дурак. Вот однажды поехали они в лес по дрова, и захотелось им там пообедать; насыпали они круп в горшок, налили воды, а огня нет. Неподалеку был пчельник. Вот большой брат и говорит: Пойти мне за огнем на пчельник. Приходит и говорит старику: Дедушка, дай мне огоньку. А дед говорит: Сыграй прежде песенку мне. Да я, дедушка, не умею. Ну, попляши. Я, дедушка, не горазд. А не горазд, так нет тебе и огня! И приходит этот большой брат без огня к своим братьям. Тут средний брат говорит: Экой ты, брат! Не принес нам огню! Да-ка я пойду, — и пошел. Пришел на пчельник и кричит: Дедушка, пожалуй мне огоньку. Ну-ка, свет, сыграй мне песенку! Я не умею. Ну, сказку скажи. Да я, дедушка, ничего не умею. Приходит и этот брат без огня к своим братьям. Дурак посмотрел на своих братьев: Эх вы, умные братцы, не взяли вы огня! — и пошел сам. Приходит и говорит: Дедушка, нет ли у тебя огоньку? А дед говорит: Попляши прежде! Я не умею. Ну, сказку скажи. Вот это так мое дело, — сказал дурак и присел на лежачий плетень. — Да смотри, — прибавил дурак, — садись-ка насупротив меня, слушай, да не перебивай. Вот старик сел напротив его. Дурак откашлялся и начал: Ну, слушай же, дед! Слушаю, свет! Была у меня, дедушка, пегонькая лошаденка; я на ней езжал в лес сечь дрова. Вот однажды сидел я на ней верхом, а топор у меня был за поясом; лошадь-то бежит — трюк, трюк, а топор-то ей по спине — стук, стук; вот стукал, стукал, да и отсек ей зад. Ну, слушаешь, дед? Слушаю, свет! Вот я на передке этом еще три года ездил, да потом как-то нечаянно в лугах увидал задок моей лошади: ходит он и траву щиплет. Я взял поймал его и пришил к передку, пришил да еще три года ездил. Слушаешь, дед? Слушаю, свет! Ездил, ездил, приехал я в лес и увидал тут высокий дуб; начал по нем лезть и залез на небо. Вот увидал я там, что скотина дешева, только комары да мухи дороги, взял и слез на землю, наловил я мух и комаров два куля, взвалил их на спину и вскарабкался опять на небо. Сложил кули и стал раздавать людям: отдаю я муху с комаренком, а беру с них на обмен корову с теленком — и набрал столько скотины, что и сметы нет. Вот и погнал я скотину, пригнал я к тому месту, где взлезал, — хватился: дуб-то подсекли. Тут я пригорюнился и думал, как мне с неба слезть, и вздумал наконец сделать веревку до земли: для этого перерезал я всю скотину, сделал долгий ремень и начал спускаться. Вот спускался, спускался, и не хватило у меня ремней вышиною поболее твоего шалаша, дедушка, а спрыгнуть побоялся. Слушаешь, дед? Слушаю, свет! Вот мужик, на мое счастье, веет овес: полова-то летит вверх, а я хватаю да веревку мотаю. Вдруг поднялся сильный ветер и начал меня качать туда и сюда, то в Москву, то в Питер; оторвалась у меня веревка из половы, и забросило меня ветром в тину. Весь я ушел в тину, одна голова лишь осталась; вылезть мне хочется, а нельзя. На моей голове свила утка гнездо. Вот повадился бирюк ходить на болото и есть яйца. Я кое-как вытянул из тины руку и ухватился за хвост бирюку — стоял он подле меня, — ухватился и закричал громко: тю-лю-лю-лю! Он меня и вытащил из тины. Слушаешь, дед? Слушаю, свет! Видит дурак, что дело-то плохо: сказка вся, а дед сдержал свое слово, не перебивал его; и начал дурак иную побаску. Мой дедушка на твоем дедушке верхом езжал... Нет, мой на твоем езжал верхом! — перебил старик. Дурак тому и рад, взял огня и пришел к своим братьям. Тут разложили они огонь, поставили горшок с крупами на таган и начали варить кашу. Когда каша сварится, тогда и сказка продлится, а теперь пока вся. | |
Сказка № 220 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Деревня была неграмотна; поп неграмотный, дьякон неграмотный, да и дьячок неграмотный. А церковь была, приход служили. Прознал архиерей, поехал любопытствовать. Приехал к попу, поп и побежал к дьякону: Вот беда! Архиерей приехал, как мы служить станем? А дьякон сказал: А как-нибудь, сваракосим как-нибудь. Поп говорит: Ты то пой, что я буду. Дьячок говорит: Мне уж надо свое петь на клиросе, не с вами! Поп говорит: Что знаешь, то и валяй! Затем к обедне зазвонили, поп стал собираться и говорит архиерею: Владыка, благослови! Бог тебя благословит, поди служи. Поп пришел в церковь, надел ризу. Архиерей пришел, в алтарь стал. Ну, начинай, служи! Поп запел — голос громкий: О-о-о! Из-за острова Кельястрова Выбегала лодочка осиновая, Нос-корма раскрашенная, На середке гребцы-молодцы, Тура-мара и пара. Дьякон тоже запел: О-о-о! Из-за острова Кельястрова Выбегала лодочка осиновая... А дьячок на клиросе: Вдоль по травке да вдоль по муравке, По лазоревым цветочкам... Архиерей вышел да рукой махнул: Служите как служили! Да и уехал прочь. | |
Сказка № 219 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил да был старик. Поехал об Афанасьеве дни в гости со старухой. Сели рядом, стали говорить ладом. Ехали-попоехали, по ногам дорогой. Хлесь кобылу бичом троеузлым. Проехал, знать, верст пять-шесть, оглянулся: тут и есть (еще и с места не тронулся). Дорога худая, гора крутая, телега немазаная. Ехал-попоехал, до бору доехал. В бору стоит семь берез, восьмая сосна, виловата. На той сосне виловатой кукушица-горюшица гнездо свила и детей вывела. Откуда ни взялась скоробогатая птица, погуменная сова — серы бока, голубые глаза, портеное подоплечье, суконный воротник, нос крючком, глаза по ложке, как у сердитой кошки. Гнездо разорила, детей погубила и в землю схоронила. Пошла кукушица, пошла горюшица с просьбой к зую праведному. Зуй праведный по песочку гуляет, чулочки обувает, сыромятные коты. Наряжает синичку-рассылочку, воробушка-десятника к царю-лебедю, филину-архиерею, коршуну-исправнику, грачу-становому, к ястребу-уряднику, к тетереву польскому — старосте мирскому. Собрались все чиновники и начальники: царь-лебедь, гусь-губернатор, филин-архиерей, коршун-исправник, грач-становой, ястреб-урядник, тетерев польской — староста мирской, синичка-рассылочка, воробей-десятник и из уездного суда тайна полиция: сыч и сова, орел и скопа. Что есть на белом свете за скоробогатая птица, погуменная сова — серы бока, голубые глаза, портеное подоплечье, суконный воротник? И добрались, что ворона. И присудили ворону наказать: привязали ко грядке ногами и начали сечи по мягким местам, по ляжкам. И ворона возмолилася. Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не спрошаете! Кто у тебя есть свидетель? У меня есть свидетель — воробей. Знаем мы твоего воробья, ябедника и клеветника и потаковщика. Крестьянин поставил нову избу, — воробей прилетит, дыр навертит; крестьянин избу затопляет, тепло в избу пропускает, а воробей на улицу выпускает... Неправильного свидетеля сказала ворона! И ворону наказывают пуще того. И ворона возмолилася: Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не спрошаете! Кто у тебя есть свидетель? У меня есть свидетель — жолна. Знаем мы твою жолну — ябедницу, клеветницу и потаковщицу. Стоит в раменье липа, годится на божий лик и на иконостас. Жолна прилетит, дыр навертит, дождь пошел, липа сгнила, не годится на иконостас — и лопаты из нее не сделати. Неправильного свидетеля опять сказала! И пуще того ворону стегают по ляжкам и по передку. Опять ворона возмолилась: Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не спрошаете! Кто у тебя есть свидетель? У меня есть свидетель последний — дятел. Знаем мы твоего дятла — ябедника, клеветника и потаковщика. Крестьянин загородил новый огород, — и дятел прилетел, жердь передолбил, и две передолбил, и три передолбил: дождь пошел, огород расселся и развалился; крестьянин скот на улицу выпускает — дятел в поле пропускает. И ворону наказали, от грядки отвязали. Ворона крылышки разбросала, лапочки раскидала... Из-за кукушицы — из-за горюшицы, из-за ябедницы я, ворона-праведница... Ничем крестьянина не обижаю: поутру рано на гумнешко вылетаю, крылышками разметаю, лапочками разгребаю — тем себе и пищу добываю! Она, кукушица, она, горюшица, она, ябедница, она, клеветница! Крестьянин нажал один суслон — кукушица прилетит и тот одолбит! Больше того под ноги спустит!.. И выслушал суд воронины слова. И ворону подхватили, в красный стул посадили. Кукушицу-горюшицу, в наказание ей, в темный лес отправили на тридцать лет, а поглянется — живи весь век! И теперь кукушка в лесу проживает и гнезда не знает. | |
|