• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
29 Апреля 2024 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Сказки - Моя Коллекция
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]



Сказки Тувинские
Сказка № 1749
Дата: 01.01.1970, 05:33
Жил-был на свете бродячий лама. Ходил он из аала в аал, совершал молебны и обирал тёмных людей. Надоело ему бродить по свету, и решил он на берегу Кара-Суга построить себе хуре (ламаистский монастырь). «Пусть, - думает,- ко мне ходят верующие, а не я к ним». Стал жить он ещё лучше прежнего, люди сами к нему идут и несут подношения. А он только молитвы пробубнит, наестся до отвала и спать - на боковую.
Всё шло у ламы хорошо, да вот беда - развелись в подполье мыши и оттуда набеги совершать стали - не только припасы, а всё, что на глаза попадётся, грызут и портят. Даже книги молитвенные и те погрызли. «Э! Так дело не пойдёт,- решил лама.- Чего доброго, до моего носа ещё доберутся проклятые грызуны». Думал он, думал и надумал пригласить себе в помощники кота. Собрал лама все мышиные выводки на хурал (собрание, совет) и объявил им, указывая на кота:
- Вот мой помощник и ваш наставник. Он вам будет молитвы читать по вечерам. Слушайтесь его, иначе вас постигнет кара небесная.
Испугались мыши и согласились подчиняться коту. И вот каждый вечер они собирались в кошачью келью. Кот, мурлыкая и жадно на них поглядывая, читал им церковные книги о кротости и любви к ближнему. Когда же заканчивался молебен и мыши расходились по своим норам, кот хватал мышку, которая выходила из кельи последней. Полакомившись мышкой, кот забирался к ламе, и они, довольные друг другом вместе задавали храпака.
Шёл день за днём, и стали мыши замечать, что их становится всё меньше и меньше. Решили они совет между собой держать.
- Что случилось, подружки?- спрашивает серая мышка.- С тех пор, как появился у нас кот-наставник, наш род стал сокращаться. В чём причина?
- В коте,- уверенно ответила чёрная мышка.- Я приметила, как он нас жадно рассматривает и облизывается.
- Не может быть!- возразила ей серая мышка.- Кот такой учёный, обходительный и всех нас любит. Не верю я, чтобы он мог быть мышеедом!
Разгорелся спор. В конце концов условились мыши привязать к кошачьему хвосту ламский бубенчик, чтобы знать, куда кот идёт и что делает. Сказано - сделано. И вот в ближайший вечер, когда кот-наставник принялся бубнить им молитвы, две мышки, чёрная и серая, незаметно подобрались к нему сзади и привязали к хвосту бубенчик.
Окончил кот молебен и распустил мышей по норкам. Все мышки, кроме серой, вышмыгнули за дверь, но домой не спешат, как раньше. Отошли немного и ждут. А серая мышка последней направилась к выходу. Не торопясь лапками перебирает, оглядывается и на кота умиленно поглядывает. Кот, не долго думая, в два прыжка догнал мышь, хвать её за спинку. Запищала серая мышка, да поздно!
На звон бубенчика сбежались мышки к двери, в щелочки подглядывают. Видят - поиграл, поиграл кот с серой мышкой и сожрал её. Облизывается, мурлычет. Потом стал за хвостом своим гоняться, погремушку ловить.
- Что я вам говорила?- спрашивает у своих подружек чёрная мышка.- Теперь все убедились, как наш наставник кроток, как он любит своих ближних. Это не наставник, а мангыс-обжора. Он нас всех сожрёт, если мы не убежим отсюда.
Разбежались мышки по разным местам и с тех пор стали остерегаться кошек.

Сказка № 1748
Дата: 01.01.1970, 05:33
Среди слуг Караты-хана был резчик по дереву Ананда и маляр Онанда. Резчика Ананду хан ценил и похваливал, а маляра Онанду часто ругал - то не так, это не так.
Маляр Онанда был завистливым, задумал сжить со света искусного резчика. Написал он письмо хану от имени его давно умершего отца. Пришёл к Караты-хану с этим письмом и говорит:
- Вот, хан, упал с неба кусок шёлка с какими-то письменами, а что они означают - я не понимаю.
Хан призвал резчика Ананду и велел читать вслух. Тот выполнил волю хана и прочёл такие слова:
«Сын мой, Караты-хан младший! На небесах переродился я в бога. Строю большой монастырь. Для украшения его пришли мне резчика Ананду верхом на дыме. Караты-хан старший».
Обрадовался хан, что его отец сделался богом на небесах, и хотя ему и жалко было расставаться с умелым резчиком, но всё же стал его торопить:
- Собирайся скорее в дальний путь, Ананда. Служи моему отцу так же хорошо, как мне. Завтра разожжём большой костер, и ты на его дыме поднимешься в верхний мир к моему отцу.
Догадался Ананда, что это письмо его недруг маляр Онанда сочинил. Подумал и говорит хану:
- Раз хан приказывает, простой человек должен повиноваться. Прошу показать мне место, откуда я отправлюсь в путь, и дать мне девять дней на сборы. Инструмент нужно приготовить.
Согласился хан, указал место, где будет костёр сложен, и отпустил резчика. А тот, не теряя времени, по ночам, тайком стал из своей юрты копать подземный ход к тому месту, где хан решил сжечь его. На девятый день лаз был готов. Выход из него Ананда заложил плоским камнем и травой. После этого явился к хану с котомкой и заявил, что он готов верхом на дыме предстать перед Караты-ханом старшим. Хан велел резчику встать на указанное им место, а слугам своим обложить его дровами и хворостом. Из всех слуг особенно старался маляр Онанда. Он, обливаясь потом, тяжёлые брёвна к костру волочил.
- Смотри,- говорит, посмеиваясь, Онанда резчику,- как я для тебя стараюсь. Хочу, чтобы дым был погуще. Тебе удобнее будет его оседлать.
Промолчал Ананда, а сам подумал: «Смейся, смейся, злой человек. Придёт время, и я посмеюсь».
Вспыхнул костёр. Выждал немного Ананда и, когда дым скрыл его от глаз собравшихся, открыл лаз и стал спускаться вниз. Уже под землей услышал он восторженные крики Онанды: «Вот он, Ананда! Вот он летит! Смотрите вверх!»
Восемь дней сидел Ананда в своей юрте, никому не показываясь. На девятый день явился к хану, протянул письмо и говорит:
- Вернулся я от Караты-хана старшего. Он письмо тебе прислал.
Подивился Караты-хан, повертел бумагу в руках и опять вернул её Ананде:
- Читай! Ананда стал читать:
«Сын мой, Караты-хан младший! Выполнил твой резчик Ананда работу хорошо. Награди его. Монастырь стал красивым. Теперь нужно красить. Пришли ко мне поскорее маляра Онанду верхом на дыме. Караты-хан старший».
Вызвал хан Онанду. А тот, как увидел живого, невредимого резчика, пустился наутёк. С трудом поймали его ханские слуги.
- Читай, Ананда, ещё раз,- приказал хан. Вновь прочитал Ананда написанное им же самим письмо. Заплакал Онанда, упал на колени перед ханом, просит дать ему девять дней на сборы.
- Нет, воля отца для меня священна. Раз он требует срочно явиться к нему, ты должен подчиниться.
Вышел хан в степь, приказал слугам обложить Онанду дровами и хворостом. Ананда тоже принёс большое бревно. Бросил его и крикнул маляру:
- Вот, Онанда, как я для тебя стараюсь! Дым будет густой, и ты его легко оседлаешь. Будешь знать, как другим яму копать.
Подожгли костёр. С воплями выпрыгнул Онанда из огня, но поймал его резчик и в костёр бросил со словами:
- Если мужчина назад с полпути вернётся, то в безрогого чёрного быка, на котором дрова возят, переродится.
Недаром в народе говорят: «Не рой другому яму - сам в неё попадёшь».

Сказка № 1747
Дата: 01.01.1970, 05:33
Жил-был хан птиц, и была у него сердитая, властная жена. Что захочет она, то и делает, а хан и слова сказать не может. Вздумала раз злая ханша испробовать птичье мясо. Приказал хан исполнить волю жены. Всякого птичьего мяса отведала ханша, а всё ей мало.
- Хочу теперь попробовать мяса филина,- сказала она мужу.
Послал хан за филином быстрого ястреба. Разыскал ястреб филина и передал приказание хана:
- Тебя хан зовёт к себе. Задумала ханша твоё мясо отведать.
Подумал филин и говорит:
- Не могу днём лететь, глаза ничего не видят. Ты иди, а ночью и я явлюсь к хану.
Улетел ястреб, передал хану слова филина. Прошла ночь, прошёл день, а филина всё нет. Ханша сердится и хана попрекает:
- Какой же ты птичий хан, раз к тебе филин не является! Скоро ли я попробую его мяса?
- Скоро, скоро,- отвечает ей хан.- Вот наступит ночь, он и прилетит.
Прошёл день, и прошла ночь, а филина всё нет как нет.
Переполох в стойбище хана. Птицы-прислужницы пищат, боятся на глаза ханше попадаться, не ровен час, заклюёт злая ханша.
Наконец, на исходе третьей ночи, явился к хану филин. Спрашивает его разгневанный хан:
- Почему ты, лупоглазый, медлил, когда я тебя звал?
- В первую ночь я попал на большую сходку. Вот потому и задержался, хан мой,- отвечает спокойно филин.
- А что там было?-заинтересовался хан.
- Спорили - каких деревьев после бури больше бывает: сваленных или устоявших.
- И каких же деревьев больше? - продолжает любопытствовать хан.
- Сваленных больше, хан мой.
- А почему больше?
- Потому что ветер согнул много деревьев, и они тоже считаются сваленными, хан мой.
- Ну хорошо, а где ты был во вторую ночь? - спрашивает филина хан.
- Задержался я на большой сходке, хан мой.
- О чём же там спорили? - опять заинтересовался хан.
- Спорили о том, чего в году больше бывает: цкей или ночей., Решили, что ночей в году больше, чем дней.
- А почему?
- Потому что в пасмурный день солнца не видно, и он тоже считается ночью, хан мой.
- Ну хорошо, а где ты был этой ночью?
- Уже вблизи от вашего аала задержался я ещё на одной большой сходке, хан мой.
- О чём же там спорили? - полюбопытствовал хан.
- Спорили - кого на земле больше: мужчин или женщин. Решили, что женщин больше, чем мужчин.
- А почему женщин больше?-удивился хан.
- Потому что мужчины, которые выполняют глупые прихоти, не могут считать себя мужчинами, хан мой.
- А к ханам это тоже относится?
- Относится, хан мой,- смиренно ответил филин и закрыл в знак покорности свои круглые, как плошки, глаза.
Засопел хан и стал думать:
«Зря я подчинился своей жене и истребил много птиц».
И запретил хан своей ханше с тех пор убивать птиц. А птицы радовались и благодарили мудрого филина.

Сказка № 1746
Дата: 01.01.1970, 05:33

Когда-то давно в далёком ханстве жило одно племя. В племени было два богача - большой богач, Улуг-бай, и малый богач, Биче-бай,- и два судьи. Первый судья был чином выше второго, а второй - чином ниже первого.
Жил в этом племени старик Чолбен с сыном Орлан-оолом. У них была одна корова и одна коза.
И жил старик Багайтык. Его дочь Чечен-кыс была самой прекрасной во всём племени. И не было у них не то что скота - даже собаки у двери юрты. Старик каждый день уходил в тайгу искать коренья. А дочь - большая искусница - шила богачам халаты из чёрного шёлка и идики из чёрной кожи. Этим они и жили.
Старики Чолбен и Багайтык были соседями, часто ходили друг к другу, заводили длинные разговоры-беседы, И договорились поженить своих детей.
Слух об этом дошёл до ушей Биче-бая.
- Неужели нищий Чолбен сосватает за своего оборванца Орлан-оола такую красавицу?!- закричал он. - Нет! Прекрасная Чечен-кыс будет женой моего сына!
Слух об этом дошёл до ушей Улуг-бая.
- Нет, Чечен-кыс будет женой моего сына,- сказал он. - Ведь у меня больше скота и добра, золота и серебра, чем у Биче-бая! Да и сам он должен испугаться меня и не сватать красавицу. Завтра я еду к старику Багайтыку.
На другое утро Улуг-бай сказал жене:
- Совсем ни к чему делать бедняку хорошие подарки. Хватит ему одного куска сыру и одного когержика3 араки. А вечером я приведу прекрасную Чечен-кыс.
Биче-бай тоже стал собираться к Багайтыку. Он сварил козлиную ногу и взял когержик араки.
А в это время старик Чолбен зарезал свою последнюю козу, сварил её, попросил у добрых людей араки и принёс эти угощения старику Багайтыку. Начали они праздновать-араковать, длинный разговор-беседу завели.
Приехал Улуг-бай. Приехал Биче-бай. Оба начали сватать красавицу за своих сыновей.
Старик Багайтык не знал, что делать. Богачам отказать боялся, друга обижать не хотел. Стал он бегать туда-сюда: то выбежит из юрты, то опять вбежит. Всё думает, думает.
Чечен-кыс спросила:
- Что это с вами, отец? Вы так растерянны.
- О дочь! Кому и горевать, как не мне! И Улуг-бай и Биче-бай - оба сватают тебя за своих сыновей. Но ведь у меня сидит наш друг Чолбен. И вот не знаю, кому отказать, кому согласие дать.
- О отец, тут нечего горевать. Принимайте подарки у всех и скажите, что ответ будет через три дня.
Старик Багайтык вернулся в юрту и сказал, как посоветовала дочь. Сваты оставили подарки и ушли.
- Через три дня старик даст согласие мне,- сказал Улуг-бай. - Тебе ли, Биче-бай, тягаться со мной, с моим богатством!
- Хоть ты и Улуг-бай, хоть ты и богаче всех, но не ты, а я принёс старику мясо, целую козлиную ножку. Старик даст согласие мне!- сказал Биче-бай.
Они шли и всю дорогу ругались.
Бедный Чолбен думал: «Где мне тягаться с баями!.. Неужели прекрасная Чечен-кыс станет невесткой одного из них?»
Через три дня пришли байские слуги за ответом.
- Скажите им, отец, пусть женихи через три месяца приходят в нашу юрту с подарками. Чей подарок будет лучше, тот и станет моим мужем,- подсказала отцу Чечен-кыс.
Старик Багайтык объявил решение слугам. Улуг-бай отсчитал сыну пятьдесят ланов4 серебра.
- Иди к торговцам. Что тебе понравится, то и купи в подарок невесте.
Биче-бай дал сыну сорок ланов серебра.
Старик Чолбен продал свою корову за двадцать пять ланов и отдал их Орлан-оолу.
Три парня пошли по базарам искать самые ценные подарки. Ходили очень долго, кончался третий месяц. Наконец они увидели красивую узорчатую телегу на восьми колесах из крепкой стали. Она стоила пятьдесят ланов серебра.
- Почему так дорого?- спросили байские сыновья.
- Потому что она сама, без лошадей, может проехать трехмесячный путь за три дня,- ответил торговец.
Телегу купил сын Улуг-бая.
Потом они увидели зеркало в серебряной оправе. Оно стоило сорок ланов серебра.
- Почему так дорого?- спросили байские сыновья.
- Потому что в этом зеркале виден любой уголок земли, какой захочешь,- ответил торговец.
Зеркало купил сын Биче-бая.
Орлан-оол подумал, что самые лучшие подарки уже куплены, но всё-таки продолжал искать. Он подошёл к китайцу, который торговал целебными травами. У него была небольшая деревянная шкатулка. В ней лежала такая маленькая кучка порошка, что она уместилась бы в вороньем глазу. Шкатулка стоила двадцать пять ланов.
- Почему так дорого? Что в ней?- спросил парень.
- В этом порошке - все целебные травы всех девяти хребтов,- ответил китаец.- Травы измельчены в золотой ступке и просеяны через самое тонкое сито. Этот порошок может оживить человека даже через три дня после смерти.
Орлан-оол купил шкатулку. Байские сыновья начали смеяться над ним и хвалиться своими подарками. Сын Биче-бая взмахнул зеркалом и сказал:
- А ну, зеркало, покажи, где сейчас прекрасная Чечен-кыс?
Зеркало показало старую юрту. Прекрасная Чечен-кыс была мертва. Рядом с телом сидел старик Багайтык. Он плакал.
Байские сыновья сказали:
- Поедем на восьмиколёсной телеге - успеем на похороны. Его с собой не возьмём.
- Возьмите меня,- попросил Орлан-оол.- Ведь у меня есть целебный порошок, которым я оживлю Чечен-кыс.
Байские сыновья бросились на него, чтобы отнять порошок. Тогда Орлан-оол схватил их за пояса, придавил к земле. Сын Улуг-бая сказал:
- Ладно, ты поедешь на телеге, но, если она в дороге сломается, ты будешь работать на меня пятьдесят лет.
Орлан-оол согласился. Сын Биче-бая сказал:
- Если твой порошок оживит Чечен-кыс, то, я думаю, наши отцы согласятся отдать тебе твои двадцать пять ланов.
Через три дня восьмиколёсная телега приехала в аал. Орлан-оол всыпал в рот красавице порошок, сделанный из целебных трав всех девяти хребтов. Девушка ожила.
И снова стали спорить Улуг-бай, Биче-бай и старик Чолбен: чьей невесткой станет прекрасная Чечен-кыс.
- Главное - восьмиколесная телега,- сказал Улуг-бай.- На ней они успели вовремя вернуться.
- Нет, главное - зеркало,- сказал Биче-бай. - Иначе как бы они узнали о смерти Чечен-кыс?
Пошли к судьям. Судьи долго думали, и младший судья предложил:
- Надо позвать Чечен-кыс. Пусть она сама разрешит спор стариков.
Чечен-кыс сказала:
- Я не могу решать такой спор, потому что спорят обо мне. Но, будь я судьёй, я решила бы его в пользу того, кто понёс больше убытков.
Старший судья вызвал к себе баев и старика.
- Твой сын не понёс никаких убытков,- сказал он Улуг-баю. - У него теперь есть волшебная телега. Он не женится на Чечен-кыс.
- И твой сын не понёс никаких убытков,- сказал он Биче-баю. - У него теперь есть волшебное зеркало. Он не женится на Чечен-кыс.
- А у твоего сына,- сказал он старику Чолбену,- ничего не осталось. Целебным порошком он оживил красавицу. Он женится на Чечен-кыс.
На этом кончился спор. Всё племя собралось на свадьбу Орлан-оола и Чечен-кыс. И стали они наслаждаться счастьем и довольством, а народ - миром и благоденствием.
______________________
1 Орлан-оол - Удалой парень.
2 Чечен-кыс - Изящная девушка.
3 Когержик - плоская кожаная фляга для араки.
4 Лан - денежная единица.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2023