Сказка № 6331 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Одной старухе приснилось, что она танцует. Проснувшись, она стала сердиться на своего старика, лежавшего рядом, за то, что он не хлопал в ладоши. | |
Сказка № 6330 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
В глубокой древности, в долунной истории своей, Абхазия была так перенаселена, что по крышам домов кошки добирались от приморья до самых далёких гор. Море наше тогда было пресным и не таким большим и глубоким, как сейчас, а горы — низкими. Абхазия тогда была большой страной — море отходило далеко от гор, а перед ним лежала большая Апсны Акяка — Равнина Абхазии. Это название Апсны Акяка сохранилось в народе и до сих пор. А равнины такой уже нет, не так ли? Так вот, жил в то далёкое время добрый царь Абхазии Хаит. За его доброту бог Анцуа ниспослал ему волшебную оленью шкуру с поющими золотыми волосками. Каждый волосок пел свою песню, не похожую на другие. Волшебная шкура могла исполнить любое желание Хаита, но за каждое исполненное желание с неё выпадало по одному волоску. Услышав о волшебной шкуре, всё больше бедных стали обращаться к Хаиту с просьбами о помощи. И он, добрый царь, исполнял их просьбы при помощи волшебной шкуры. Шло время. И на волшебной шкуре остался только один, последний волосок, тогда Хаит сказал о своём желании, и с неё упал последний волосок. И собрал Хаит народ и объявил, что пришёл его час, и он умрёт, но превратится в доброго духа и переселится в море. И будет выходить он на берег в облике белого быка, предвещая войну, или же в облике белого коня, предвещая потопы и землетрясения. Хаит умер и, превратившись в доброго духа, переселился в море. Однажды, спустя семь лет, белый конь вышел из пучины на берег — и случилось большое несчастье: море внезапно выступило из берегов и затопило всю землю. Только вершины самых высоких холмов, трёхгорий Иарцаху и руины дворца Хаита на холме Хат были видны над морскими валами. В живых остались только те, кто жил в этих местах. А на небесах появилось большое незаходящее светило величиной с аклат (корзину для сбора винограда), которое опускалось только до горизонта. Оно и стало потом луной. Долгое время море то отступало, то наступало то невиданными доселе валами, то небольшими потоками, сметая всё на своём пути. Потом оно постепенно успокоилось и, наконец, отступило насовсем. Но побережье осталось заболоченным, во многих местах там выросли непроходимые болота, где обитали чудовища. А люди ещё долгое время не спускались с высоких холмов, пока сто братьев-нартов не уничтожили на побережье моря чудовищ сначала от Кубины до Рюаны (Риони), потом до самой Дардыны (Дарданеллы) и не осушили много прибрежных лесистых болот, заросших большими, как деревья, папоротниками. Только после этого люди опять стали жить у моря. А большая равнина Апсны Акяка так и осталась под водой. Море ещё затопит землю, но перед этим, предупреждая о беде, добрый дух Хаит снова выйдет из пучины на берег в облике белого коня... Много времени прошло с тех пор, но по сей день осталось имя доброго царя древней Абхазии Хаита в народном выражении «Хаит, абаапсы!» – как возглас призыва, просьбы, обращения. Правда, потом, спустя много лет, некоторые стали принимать его за злого духа, раз он предвещал только бедствия и страдания. Люди должны помнить Хаита и должны быть внимательны, чтобы вовремя заметить выходящего из пучины на берег моря белого коня и белого быка. Выйдя на берег, добрый дух делает несколько шагов в сторону, словно указывая людям, откуда может прийти беда. | |
Сказка № 6329 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
У одной вдовы был единственный сын. Звали его Кдыж. Он был очень глупый. Однажды Кдыж поехал в лес за дровами. Возвращаясь обратно, он нашел на дороге иголку. Кдыж поднял ее и бросил на дрова. Когда Кдыж приехал домой, он сказал матери: По дороге я нашел иголку и привез тебе. Где же она? — спросила мать. Я бросил ее на арбу,— ответил Кдыж. Рассердилась мать: Глупец! Где ты видел, чтобы иголку возили на арбе?! Ее закалывают на груди! — крикнула она сыну. Хорошо, запомню это,— сказал Кдыж. Скоро он уехал из дому по другому делу. По дороге он уви-дел брошенного щенка, поднял его и стал прикалывать себе на грудь. Пока он возился, щенок издох. Кдыж вернулся домой, принес щенка матери и рассказал ей о своей неудаче. Несчастный, где ты видел, чтобы щенка прикалывали к груди?! Его подзывают, и он бежит вслед! — с огорчением стала укорять мать непутевого сына. В другой раз буду помнить,— сказал Кдыж и ушел в лес. В лесу он встретил зайца и стал ласково подзывать его, но заяц испугался и убежал. Кдыж вернулся домой и рассказал об этом матери. Ах ты, пропащий,— крикнула мать.— Разве зайца подзывают? Его убивают выстрелом или ударом топора. Хорошо, запомню,— сказал Кдыж и ушел. По дороге он увидел людей. Эти люди пахали на быках. Кдыж бросил топор и перебил ногу одному быку. Кто родил этого дурака?! — крикнули люди, набросились на Кдыжа и избили до синяков. Возвратился Кдыж домой с плачем и рассказал обо всем матери. Ах ты, пропащий! Нужно было сказать: «Пусть спорится ваша работа!» — рассердилась мать. Другой раз буду помнить,— ответил Кдыж и снова ушел из дому. По дороге он увидел, что хоронят какую-то женщину. Пусть спорится ваша работа! — крикнул Кдыж. Чтоб тебе добра не было! Разве ты не видишь, что мы делаем?! — закричали провожавшие гроб и прогнали Кдыжа. Когда он вернулся и рассказал об этом матери, она ему сказала: Ах ты, дурак! Надо было оплакивать покойницу. Хорошо, я запомню это,— сказал Кдыж. После этого он скоро попал на свадьбу. Гости и хозяева пировали, нели, танцевали. Кдыж тут же снял башлык и принялся бить себя по голове и громко плакать. Что ты делаешь? — закричали гости.— Или ты пришел на похороны? Набросились все на Кдыжа с криками: «Откуда взялся этот дурак? Гоните его вон отсюда!» — и прогнали со двора. Вернулся Кдыж домой, рассказал обо всем матери и прибавил, что не выйдет из дому до тех пор, пока мать его не женит. Мать пообещала: Я женю тебя, если ты заготовишь много дров. Хорошо,— сказал Кдыж и стал возить дрова. Тем временем мать нарядила деревянную лопату в женскую одежду и поставила в амхара. Иди сюда! — позвала она сына.— Довольно работать! Я привела тебе жену и оставила в амхара, только смотри, до вечера туда не входи! Вечером Кдыж пришел в амхара и потянул к себе деревянную лопату. Лопата с грохотом упала и сильно ударила его по лбу. Пришел Кдыж к матери, стал ей жаловаться. Мать сказала: Видно, ты не сумел, как должно, обращаться с девушкой. Вот она и обиделась, решила, что ты глупец, и ушла. Если так, я ее непременно найду и приведу обратно,— сказал Кдыж и отправился в путь. Ушел он из дому, да и не вернулся обратно. Говорят, что он везде ищет свою невесту, а найти так и не может. | |
Сказка № 6328 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил один старик со своей старухой. Детей у них не было. Однажды старик пошел в лес за дровами. Он собрал охапку дров и сильно устал. Ему захотелось напиться, вымыть лицо и руки. Он подошел к роднику, который протекал недалеко от того места, где он собирал дрова, положил охапку дров на землю, напился, обмыл лицо и вдруг превратился в девушку-красавицу. Что со мной случилось? — изумился старик, застыв на месте. В это самое время к роднику подошел сын князя. Княжеский сын хотел напиться, но, заметив красивую девушку, тут же решил взять её в жены. Так и сделал: привел в свой дом и устроил свадьбу. Прошло много времени, жена княжича родила трех сыновей, и она их воспитала. Как-то раз, утром, жена взяла кувшин и пошла к роднику набрать воды на то самое место, где она из старика превратилась в девушку. Пришла, набрала полный кувшин воды и умылась. Но как только умылась — стала прекрасной кобылицей. Эту кобылицу увидел княжеский сын, тот, который женился на ней, когда она была девушкой. Хороша кобыла! — сказал он.— Пусть походит в моем табуне! — и пустил в свой табун. Кобыла принесла трех жеребят и выкормила их. После этого она опять пошла к роднику, где в свое время превратилась из женщины в кобылицу, и снова напилась родниковой воды. Как только выпила родниковой воды,— тотчас же превратилась в собаку. Княжеский сын заметил её. Какая хорошая собака! — сказал он и привел собаку к себе домой. Собака ощенилась тремя щенками. Она их выкормила и однажды вместе со щенятами пошла к роднику, напилась воды и вдруг снова превратилась в старика, каким он был раньше. Щенки, увидев, что их мать стала человеком, испугались и побежали прочь. Старик подивился всему, что с ним приключилось, взял охапку дров, она лежала на том месте, где была оставлена, и пошел домой. В тот час, когда старик уходил из дому, его жена вешала котел с водой, чтобы сварить мамалыгу. Теперь мамалыга как раз поспела, и старуха поджидала старика, чтобы сесть обедать. Очень удивился старик, что за такой долгий срок мамалыга не испортилась. А жена была в обиде на мужа. Чего ты там так долго пропадал? — проворчала она. Старик ничего не ответил, ни о чем не рассказал, только проговорил, помолчав: Снимай мамалыгу, я есть хочу! Жена сняла котел с мамалыгой, и они пообедали. Прошло три года. Как-то раз старик прослышал, что один князь, у которого была прекрасная дочь, налил в большой котел молока, поставил его посреди двора и объявил: Я выдам свою дочь замуж за того человека, который сможет своим словом вскипятить это молоко! Когда об этом услышали юноши, они собрались к князю и, с его разрешения, начали состязаться в рассказах о том, о сем, но сколько ни рассказывали,— молоко не закипало. «Пойду-ка и я, попробую,— решил старик,— посмотрю, что будет. Закипит ли молоко, если расскажу все, что со мной случилось?» Собрался он в путь и пошел, расспрашивая встречных, как дойти до княжеского дворца. Дорогу пересекала река. Вброд через нее нельзя было переправиться, поэтому старик стал поджидать, чтобы какой-нибудь верховой перевез его на другой берег. Видит: подъезжают к реке три всадника — трое юношей, которых он родил и вскормил, когда был женщиной, на трех лошадях, которых он родил и вскормил, когда был кобылицей, с тремя собаками, которых он родил и вскормил, когда сам превратился в собаку. Старик обрадовался — он думал, что сыновья помогут ему перебраться через реку, но те не узнали его. Старик приподнялся с земли и сказал: Добрый день! Всадники ответили на его приветствие. Тогда старик попросил их: Дадраа,(Дадраа — ласкательное обращение во множественном числе старшего к младшим.) переправьте меня через реку! Но старший и средний сын ответили: Мы спешим, нам некогда с тобой возиться! — и проехали мимо. Только младший сын пожалел старика и, подъехав к нему, посадил на коня позади себя. Так они переправились через реку. Тут младший брат догнал своих братьев, а старик пошел следом и добрался до княжеского двора. Там все стали над ним смеяться: И зачем было этому старику плестись сюда? О чем он думает? Вокруг котла с молоком стояло много народу, каждый по очереди что-то говорил, рассказывал, но молоко не кипело. Старика долго оттирали от котла. Наконец, под вечер ему дали слово, посмеиваясь: Послушаем, что станет болтать этот выживший из ума старик! А старик начал рассказ о всех своих превращениях и о том, что с ним случилось. Не успел он рассказать и половины всего, что пережил, как вдруг молоко в котле стало кипеть. Все поразились, они думали, что князь теперь откажется от своих слов, но тот, увидя, что молоко закипело, сказал: Я хозяин своего слова, и я сдержу его во что бы то ни стало. Я рад счастью своей дочери. Завтра же сыграем свадьбу, и я прошу вас всех остаться. После этого старик попросил у князя слово. Князь разрешил. Тогда старик сказал, обратясь к народу: Князь сдержал свое слово, но я, как видите,— старик. Поэтому я хочу, чтобы княжеская дочь была мне не женой, а снохой, если князь не будет против. Старик подозвал к себе своих трех сыновей, указал на младшего и пожелал, чтобы князь выдал за него свою дочь. Князь согласился. Народу это очень понравилось. Вскоре князь устроил большой пир. Так сыновья старика узнали своего родителя. Они очень обрадовались и устроили дома пир в честь своего отца. После этого старику жилось хорошо. | |
|