Сказка № 1339 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Один бедняк приехал в город по делу. Переночевать ему было негде, вот и зашел он в караван-сарай. Хозяин дал ему на ужин курицу, вареное яйцо и половину лепешки. Утром, собираясь в путь, бедняк признался? - Сейчас у меня нет денег, но я скоро вернусь обратно и заплачу за ужин. Прошло три месяца, бедняк вернулся в город и на ночлег устроился все в том же караван-сарае. И опять хозяин накормил его курицей, вареным яйцом и половиной лепешки. Утром бедняк спросил, сколько же стоят эти два ужина? Долго считал хозяин караван-сарая и наконец сказал? - Двести золотых. Такая цифра ошеломила беднягу. - Неужели две курицы, два яйца и лепешка стоят двести золотых? переспросил он. - А как же, - отвечал хозяин. - Посчитай сам. Три месяца назад ты съел курицу. Если бы ты ее не съел, она и по сей день была бы жива. За три месяца она, самое малое, снесла бы пятьдесят-пятьдесят пять яиц. Из них вывелось бы сорок-пятьдесят цыплят. А ну, посчитай-ка, сколько это будет стоить? Я еще пожалел тебя и в ущерб себе беру меньше. Так и не договорившись, бедняк и хозяин караван-сарая пошли разрешать спор к казию. - Вы заранее договорились о цене курицы и яиц? - спросил казий у бедняка. - Нет, господин, я не спрашивал цену, - отвечал бедняк. - Вы предупредили хозяина караван-сарая, что вернетесь через три месяца? - Нет, господин, я сам не знал точно, когда вернусь. - Как считаете, курица, будь она жива, смогла бы снести столько яиц, сколько говорит хозяин, и вывести столько цыплят, сколько называет он? - Да, смогла бы. - Значит, он прав, вы должны расплатиться, - заключил казий. Горько заплакал бедняк и пошел за советом к афанди. Выслушав его, афанди потребовал нового суда. Казий назначил суд через три дня. Когда в назначенный день собрались все на суд, то оказалось, что афанди не явился. Стали ждать его. Наконец, когда все хотели уже расходиться, ходжа пришел. На вопрос казия, почему он опоздал, мудрец ответил: - Извините, господин, мы договорились с одним дехканином засеять пшеницей поле. Он явился сегодня, и мы весь день жарили в казане семена. Поэтому я и задержался немного. - Глупый ты человек! Разве семена перед посевом жарят? Разве они прорастут после этого? - Но если жареная курица может снести пятьдесят яиц, почему бы жареной пшенице не дать одного колоса? - возмутился афанди. Казий понял, что ему с ходжой не тягаться умом. И тут же прекратил дело против бедняка. | |
Сказка № 1338 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
В провинции Кёнсань жил богатый человек, и был у него мот-родственник, который все время вымогал у него деньги. В конце концов богатому это так надоело, что он велел арестовать родственника и доставить его в Сеул, где они должны были предстать перед судьей. Но родственник этот сделал судье богатый подарок, и тот решил дело в его пользу. Тогда богатый попросил разрешения рассказать одну историю. - Пожалуйста, - сказал судья. - Разрешаю. Я люблю слушать истории. И тот рассказал такую басню: \"Поспорили однажды три птицы, кто из них лучше поет: кукушка, дрозд пли журавль. Пришли они к аисту и попросили его быть судьей. Но поскольку журавль сам хорошо знал, как ужасен его крик, он перед началом суда пошел к рисовому полю, наловил там лягушек и насекомых и принес аисту в подарок. Наконец наступил день, когда предстояло решить, чье пение лучше. Судья-аист по очереди выслушал всех. Пение дрозда он нашел слишком слабым, пение кукушки слишком однообразным, пение же аиста, который кричал совсем ужасно, нашел превосходным, даже очаровательным, и сказал: \"Да, это голос полководца!\" Услышав эту басню, судья не рассердился за намек, а велел освободить осужденного и наказать виновного. Так осужденный богач сравнил судью с неразумные аистом, который позволил себя подкупить. | |
Сказка № 1337 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
[...Однажды увидел Ахмет-Ахай] - едет один человек с женой верхом на ослице. Когда они поравнялись с ним, он притворился слепым и стал просить их: - Если можно, возьмите и меня, пожалуйста, с собою. Хозяин был добрый человек, пожалел слепого. С ослицы слез и посадил его впереди своей жены. По приезде в город хозяин-муж говорит сидящему на осле Ахмет-Ахаю: - Мы уже приехали. Теперь можешь сойти на землю. Тот отвечает: - Почему я должен со своего осла слезать на землю? - Что за вздор плетешь? Разве это твоя ослица? Ты еще скажешь, что и эта женщина - твоя жена? - Конечно, если жена моя, я иначе и говорить не буду. - Ты в своем уме? Как она может быть твоей женой, если она моя жена? Начался спор. Собрался народ. Что такое? Что произошло? Муж своей жены говорит людям; - Пожалел я слепого и уступил ему свое место впереди жены. Теперь он говорит, что и ослица его, и жена тоже его. - Слушайте его поменьше, - закричал Ахмет-Ахай. - Он пользуется тем, что я слепой, хочет у меня отбить и жену, и осла. Люди добрые, заступитесь за меня! Спорящих направили в суд к кадию. Кадий предложил Ахмет-Ахаю говорить первому, и притворщик начал: - Света белого я не вижу, вот он и хочет воспользоваться моей слепотой, забрать осла. А сам хлопает себя рукой по груди, где у него был спрятан камень, - дает кадию понять, что приготовил для него хороший подарок. Тут кадий спрашивает хозяина ослицы: - Ты утверждаешь, что животное, на котором ехал этот слепец, твое. Так ответь же мне: осел это или ослица? Тот отвечает: - Ослица. - А ты, любезный, что скажешь? - обращается кадий к Ахмет-Ахаю. - Осел, - отвечает тот. - Вот мое решение, - говорит тогда кадий. - Тот, кто ехал с женщиной на осле, может взять ее. А осла я поставлю в мой ослятник, где он будет находиться до тех пор, пока не разродится осленком, и тогда ты, называющий себя хозяином ослицы, получишь ее. А если пройдет положенный срок и осленка не будет, приходи за ним ты, называющий себя хозяином осла. Человек, проигравший все, что имел, хватает себя за волосы и кричит: - Что же я наделал, Аллах небесный мой! Неужели я потерял разум? И тут Ахмет-Ахай сказал: - Не плачь, уважаемый хозяин. Жена твоя мне не нужна. И ослица как была твоя, так твоей и останется. Я не слепой с большой дороги, а, как и ты, зрячий. Но ведь и слепой может разглядеть, как бессовестно судит наш многоуважаемый кадий. | |
Сказка № 1336 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Это сказка про сантала и деко. Ростовщик-деко подал на сантала в суд за долги. Сантал-то был не большого ума. Все долги свои он уж давно заплатил целиком. Да только, когда он ходил долги отдавать, свидетелей с собой он не брал - вот где ему ума не хватило. Долг давно уж уплачен, а ростовщик все к нему пристает: - Мне с тебя столько вот причитается. Плати, а то в суд подам. Много они на этот счет разных слов друг другу сказали. Под конец ростовщик спрашивает: - Ну ладно. Если ты со мной рассчитался, где твои свидетели? Кто видел, что ты тогда принес мне столько, а тогда столько? Веди своих свидетелей. Я их спрошу при тебе. Раз свидетелей не было, так санталу и спорить не о чем. Сказать ему нечего: деньги-то плачены один на один. Набрался он смелости и решил: \"Ладно, он говорит, что я ему должен, хоть я ему столько денег отдал. Пускай в суд подает, чтоб ему пропасть. Хоть кончится наконец это поганое дело\". А поля у сантала были обширные, земли хватало пахать пятью сохами. Надумал он, как было сказано, и разругался с ростовщиком в пух и прах. Вот ростовщик и подал на него в суд. Пришла санталу повестка. Явился он в суд в назначенный день и час, но без свидетелей. А ростовщик заплатил и достал трех свидетелей. Все им сказал, как говорить. Вы, мол, говорите - про ростовщика, значит: \"Он при нас дал тому санталу столько и столько\". А один из тех трех был придурковатый. Потому ростовщик не переставал их наставлять и, как шли по дороге, все повторял: \"Говорите точно, как я сказал. Ничего другого не говорите. А я уж вас угощу и простоквашей и рисом и пива дам выпить\". Так он их улещал всю дорогу. Ну а санталу брать с собой было некого, он шел один. И там, у суда, он ждал один, совсем будто потерянный. Подходит к нему человек: - Слушай, почтенный, ты по какому делу? - Ростовщик на меня за долги подал в суд, - отвечает сантал. - Я ему все заплатил, а он все равно на меня подал в суд. - А свидетели у тебя есть? - спрашивает тот. - Нету, - отвечает сантал. - Ну тогда дай мне две рупии, - говорит тот, - и расскажи все в подробностях с самого начала, а потом веди за свидетеля - тебя оправдают вчистую. Сантал согласился: - Ладно, я тебе дам. Только, СМОТРИ, пусть меня оправдают. Рассказал он ему все с самого начала. Не забыл и про свои пять сох помянуть. Выслушал тот человек все до конца, взял у него две рупии и говорит: - Покажи мне своего ростовщика и его свидетелей. Сантал так и сделал. Тогда он пошел к тем свидетелям и принялся их расспрашивать. Назадавал им всяких смешных вопросов и повыведал, что у них на уме. Больше всего он спрашивал придурковатого. Ростовщик как увидел, что вокруг него толпа собралась, сразу подумал: \"Этого свидетеля они сейчас мне испортят, это уж точно\". Подошел к нему и говорит: - Вот что я тебе скажу. Что бы тебе люди ни говорили, ты их не слушай. Что сахиб* скажет, то и говори, а с другими ли с кем не разговаривай. Говори только, что сахиб скажет. Так он опять наставлял своего придурковатого свидетеля. Скоро дошел черед до их дела. Сперва судья расспросил ростовщика и сантала, потом вызвали свидетеля сантала. Привели его к присяге, и судья спрашивает: - Что ты знаешь насчет слов этих двоих? Правду говори, правду; что знаешь насчет их слов? Тот отвечает: - Хузур, насчет сох я не знаю. Кому знать, из сала они у него, или из асона, или из дхао. Что пять сох он запрягает, это я знаю. А из какого дерева сохи сделаны, того я не знаю. Как понес он такое, его и выставили. Потом спрашивают сантала: - Есть у тебя другие свидетели? - Нет, других нету, - говорит он. - Этот один. Тогда стали вызывать свидетелей ростовщика. Первых двух спросили о чем-то, а потом им и сказать больше нечего. Вызвали придурковатого. Вошел он, встал перед судьей, а чапраси* его к присяге приводит, говорит ему: - Говори правду. А тот, рассказывают, ни слова в ответ, стоит и молчит. Опять ему то же самое: - Говори правду. Он все молчит. Судья спрашивает: - Ты что, полоумный? А он, говорят, сразу в ответ: - Ты что, полоумный? Судья велит: - Ардали*, выведи его! А тот руку протянул, как судья, и повторяет: - Ардали, выведи его! Ну, когда он так сказал, все, кто был в суде, расхохотались. Судья сам громче всех смеялся. Выставили их прочь и дело закрыли. Вышли они из суда, сантал и спрашивает своего свидетеля: - Ты о чем говорил? Я чего-то не понял. - Ох! - тот отвечает. - Я хотел говорить об одном, а судья вдруг спросил меня совсем про другое, про сохи спросил: \"Что насчет сох знаешь?\" А ты мне про сохи ничего не сказал, из какого ты их дерева делаешь. Вот я ответил: \"Из сала они, или из асона, или из дхао, я того не знаю. Знаю, что он пять сох запрягает\". Вспомни, о чем мы с тобой говорили и как судья меня вдруг прервал. Я только хотел все про дело сказать, тут меня и прочь выгнали. А две рупии он прикарманил, негодник. И ростовщик, говорят, тоже стал корить своего придурковатого свидетеля: - Слушай, я тебя спрашиваю, ты почему не отвечал? Тот говорит: - Да ты сам мне сказал: \"Что судья скажет, то и говори\". Вот я и говорил точно так, как судья. Чапраси мне говорил: \"Говори правду\". Провалиться мне, если я ему что сказал. Чего мне его слушать? Ты сам мне утром велел ни с кем не разговаривать. А что судья говорил, то и я говорил. Так ростовщик проиграл свое дело, и пришлось ему выслушать такое решение: \"Иск отклоняется\". Вот как сантал был оправдан. | |
|