Сказка № 2972 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
У одного сельского богача был слуга, красивый, веселый юноша. Хозяин имел четырех сыновей, и ни у одного из них не было детей. Чтобы ни случилось в том доме, во всем винили слугу. Пропал из караса сыр, говорили: \"Это сделал слуга\". Подохла овца, говорили: \"Это дело рук слуги\". Однажды подохла молочная корова, и невестки хозяина обвинили в ее смерти слугу. Все неприятности слуга терпел молча. И вот однажды старшая невестка родила красивого сына, такого же красивого, как слуга. По случаю рождения ребенка хозяин устроил пышный пир. Ели, пили, радовались тому, что в доме наконец появился сын, продолжатель рода... Слуга пировал с гостями. Он был мрачен и грустен. Средний брат, заметив, что слуга грустен, спросил: - Слушай, почему ты так мрачен, почему грустишь? Ешь, пей, пируй, у твоего хозяина сын родился. Слуга ответил: - Как же мне не грустить, ведь все, что в нашем доме случается, вы сваливаете на меня. А теперь скажете, что и в рождении ребенка опять виноват я... | |
Сказка № 2971 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил-был в давние времена один крестьянин с большой семьёй куча детей, мал мала меньше. Был он таким бедным, что хоть иди и милостыню проси. Работал он от зари до зари, а заработка его не хватало, чтобы семью прокормить. Однажды, вечером говорит крестьянин жене: Слушай, жена, завтра утром отправлюсь я странствовать по свету. Буду работу искать, может, вам с детьми на пропитание заработаю. Шёл он пять дней и пять ночей, дошёл до богатого города. Ни единой души знакомой в этом городе у него не было. Долго слонялся крестьянин по улицам, вдруг видит: на одном из балконов стоит богато одетая женщина. Эй, парень, — говорит она ему, — ну-ка поднимись ко мне, поговорим. Обрадовался крестьянин, подумал: «Наверно, работа есть в этом доме!» Поднялся он наверх и остановился на последней ступеньке. Что стоишь? — приглашает его женщина. — Не стой, заходи в комнаты. Крестьянин смутился. Ханум, зачем я в комнаты пойду? Если есть у тебя работа, давай тут договоримся. Да заходи, не стесняйся, гостем будешь. Зашёл крестьянин, а женщина эта усадила его на подушки, стала вином угощать, разными яствами. А в вино добавила она порошок, от которого крестьянин всё забыл: и что он беден, и что детей у него куча — мал мала меньше. Ели они, пили, а когда наелись-напились, говорит эта женщина: Женись на мне, будем жить-поживать, у меня добра много, десять лавок на базаре, десять домов в городе, десять сундуков всякого добра. Что ж, — говорит крестьянин, забывший обо всём на свете, — давай поженимся. Иди за священником, — велит женщина. — Только пока мы не повенчались, скажу, а ты запомни: я не ем мяса. А потому мяса в дом никогда не приноси. Если тебе самому захочется, съешь на базаре шашлык или кябаб. Пусть будет по-твоему, — говорит крестьянин. Поженились они и прожили вместе три года. Вот как-то раз приехал в их город богатый купец из Стамбула и навёз оттуда всяких вещей видимо-невидимо. Вошёл крестьянин к купцу в лавку и говорит: Дай мне что-нибудь хорошее из того, что у тебя есть, хочу своей жене подарок сделать. Вот, — говорит купец, — лучше и не придумаешь: шёлковая рубашка, расшитая жемчугом. Принёс крестьянин рубашку домой. Погляди, — говорит, — жена, какой дивный подарок я тебе принёс. Возьми-ка примерь эту рубашку, расшитую жемчугом. Ни за что, — говорит жена. Почему? — удивился муж. — Думаешь, слишком дорогая? Не бойся, мне денег не жалко, надень, прошу тебя. Нахмурилась жена. Ты хочешь моей смерти?—говорит она.—Тогда ладно, надену. Нет, нет! — замахал руками крестьянин. — Если так, не надо. И понёс рубашку, шитую жемчугом, назад к купцу. Что, — спрашивает купец, — мала она твоей жене? Да нет, — говорит. — Что-то она этой рубашки боится. — Ах, так! — говорит купец. — Значит, твоя жена змея! Что ты говоришь! Как это женщина может быть змеёй? Наивный ты человек, — говорит купец. — Уж я-то изъездил весь белый свет, я-то знаю. А скажи-ка, жена ест мясо? Нет, — говорит крестьянин, — даже запаха не переносит. Покачал купец головой, поохал, а потом и говорит: И сомнений нет в том, что змея. Я об этой женщине от одного странника слыхал. Три года ты с ней прожил, и ещё три года сроку она тебе положила. Многих мужчин она так извела. Проживёт с ними шесть лет, а потом и губит. Она и богатство себе так нажила: забирала себе добро своих погубленных мужей. Спаси меня, добрый человек, — взмолился крестьянин. — Научи, что мне теперь делать? Ладно,— говорит купец,— научу. Пойди на базар, купи кусок хорошей, жирной баранины и принеси домой. Вели жене сделать шашлык. А когда есть будешь, упроси её съесть за компанию хоть кусочек. Как только она выйдет за чем-нибудь из дому, выпей всю воду, какая есть, и только в одном маленьком кувшинчике оставь немного и подвесь под самый потолок. И посмотри, что будет. А наутро опять приходи ко мне. Так всё этот крестьянин и сделал. А ночью проснулся и видит: шарит его жена в темноте, ищет воды, мучает её жажда. Вдруг увидала она кувшин над самым потолком. Вытянулась она тут, как змея, и голова сразу стала у неё змеиная, дотянулась до самого потолка, напилась и обратно втянулась. Убедился крестьянин, что купец говорил правду. Пошёл он утром к купцу и рассказал всё как было. А разве я тебе не говорил, что она змея? — отвечает купец. — Теперь слушай. Придёшь домой и скажешь жене: «Испеки-ка мне гату, милая жёнушка. Уже три года, как мы с тобой женаты, а ты ни разу гаты не пекла, побалуй мужа хоть разок». Как только она тонир растопит и гату на стенки тонира лепить станет, хватай её за ноги, кидай в тонир и закрывай крышку. Через час открывай — достанешь два обуглившихся кусочка теста. Один возьми себе, а другой мне принеси. [Гата - сдобный пирог с начинкой.] Пришёл крестьянин домой. Говорит: Жена, что-то душа сладенькой гаты просит, испеки мне парочку. Ладно, — отвечает жена. Приготовила всё, как надо. И только стала лепёшки на горячие стенки тонира лепить, муж раз её за ноги, швырнул на горячие угли и крышку закрыл. Стал он через час обуглившиеся кусочки теста вынимать, весь золой перепачкался. Вымыл руки, и что же он видит? И вода в тазу в золото превратилась, и таз золотым сделался. Понял крестьянин, какое ему в руки богатство пришло. И тут увидел он в золотой вазе дом свой, жену и детей, схватился он за голову и тут же всё вспомнил. Отдал он купцу большой кусок золота, другой оставил себе и отправился на родину. Приехал он домой в сумерки, жена открывает дверь и спрашивает: Что ты, путник, хочешь от бедной вдовы? Да какая же ты вдова? — воскликнул крестьянин.— Разве не узнаёшь меня? Жена поглядела, а это её муж. Добро пожаловать, — говорит. — Где же ты был так долго? Отвечает ей крестьянин: Долго был да много нажил. Собирай детей, хватит в деревне мучаться, спину гнуть. Переедем в город. Да что ты, — говорит жена, — как при нашей бедности в городе жить? Не беспокойся, жена, — говорит ей крестьянин. — У меня теперь столько золота, что и нам с тобой, и детям, и внукам нашим хватит. Собрались они да и уехали в город, купили новый, богатый дом, так и зажили спокойно и счастливо. С неба упало три яблока: одно — тому, кто сказку рассказал; другое— тому, кто сказку слушал; а третье —тому, кто всё на ус намотал. | |
Сказка № 2970 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Я клянусь крещением моего отца и рождением моей матери, что всё так и было. Как-то раз, а нас было пятеро или шестеро, мы отправились на охоту с саблей и пушкой. С нами был Хади, с нами был Гуди, был ещё Чати, ещё был с нами Мати, наконец, был мой отец и, конечно же, был я, - все пошли охотиться. Мы шли прямо через горы и через долины. Шли молча, не проронив ни слова, трудно ли было нам по пути, легко ли, - всё терпели. Мы всё шли и шли, пока не дошли до такого места, где было три озера: два из них были пересохшими, а в третьем вообще воды не было. Глянули мы на них и вдруг заметили, что в том озере, в котором вообще воды не было, плавают три утки. Причём две из них – мёртвые, а третья вообще не живая. - Хади, давай, стреляй! - У меня нет ружья. - Гуди, давай, стреляй! - И у меня нет ружья. - Чати!… Мати!… - И мы без ружей. - Ну и что же теперь делать? А у моего отца как раз был такой длинно-короткий и тонко-толстый посох. Он поднял его на плечи, навёл на цель и выстрелил. Ба-бах!!! Он выстрелил, а я упал. А как я упал – утка и распласталась на земле: каждое крыло метра четыре в длину. - Хади, дай мне нож! - У меня нет ножа. - Гуди, нож! - И у меня нет. - Чати!… Мати!… - И у нас нет. - Ну и что же теперь делать? А у моего отца был нож, только без лезвия. Ну, взяли мы этот самый нож, Хади попробовал резать, – не получается. Гуди попробовал резать – и у него не получается. Чати попробовал – толку нет. Мати пытался – куда там. Даже у моего отца ничего не вышло. Только у меня и получилось, честное слово. Лежит эта утка, значит, на земле. Мы глядим на неё, а это у не утка вовсе, а целый буйвол! Хади попробовал поднять – не смог. Гуди попробовал – не получилось. И Чати не поднял, и у Мати ничего не вышло. Даже мой отец не поднял. А я ухватился, как следует, да и взвалил себе на плечо. Ну мы и пошли дальше. Мы всё шли и шли, пока не дошли до такого места, где сразу три села стоят. Причём, двух сёл не видно, а в третьем и вовсе домов нет. Мы побродили по этому безлюдному селу и отыскали там трёх живых старух. Две из них были мёртвые, а третья и вовсе не дышала. - Старушки, - сказали мы. – Давайте приготовим эту утку с рисом. Старуха, та, что не дышала, покрутилась здесь и там да около, и принесла полмешка риса и три горшка. Два из них были насквозь пробиты, а третий и вовсе без дна. Мы наполнили тот горшок, что был без дна, водой. Добавили рис, положили утку и начали суп варить. Правда, огонь не разводили. Супчик, значит, всё варился и варился, мясо и рис закипели и испарились, – одна вода осталась. Проголодавшись, как следует, после охоты, мы набросились на еду. Ели-ели, да так голодными и остались. | |
Сказка № 2969 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил в былые времена охотник по имени Маркос. Пошёл он однажды на охоту и видит: под камнем чёрная змея пёструю змею душит. Прицелился охотник Маркос в чёрную змею, выстрелил, и, как оно получилось — неизвестно, только не попал он в чёрную, а попал в пёструю змею и убил её. Расстроился охотник Маркос. «Вай, вай, что я натворил! — думает. — Раз уж не могу больше попасть в того, в кого целюсь, не охотник я вовсе. И будь я проклят, если ещё хоть раз возьму ружьё в руки». И подумайте, что же оказалось! Случилось так, что пёст-рая змея была женой змеиного царя. Рассвирепел змеиный царь на охотника Маркоса, послал двух своих подданных и приказал охотника Маркоса так в пятку ужалить, чтобы яд у него из носу закапал. Поползли змеи, притаились возле ердика — отверстия в крыше — и стали ждать, когда Маркос спать ляжет. А к Маркосу в это время пришли гости. Видят они, что охотник Маркос какой-то не такой, как обычно, и говорят: Вай, Маркос, что случилось? Вроде тебе нездоровит-ся? Или ещё что? А Маркос отвечает: Нет, я не болен, но приключилась со мной беда, хуже всякой болезни. Хотел сегодня чёрную змею убить, пёструю спасти, да вышло наоборот. Вот я и поклялся отныне ружья в руки не брать: какой я охотник, раз убиваю не того, кого надо? Услышали змеи, что Маркос своим друзьям говорил, и быстрей назад к своему царю. Рассказали всё, о чём подслу-шали. Царь им не велел Маркоса жалить, а велел к себе привести. Приползли змеи в дом к охотнику Маркосу и говорят: Собирайся, наш царь тебя к себе зовёт. Отправился охотник Маркос вслед за змеями к змеиному царю. По дороге одна из них говорит ему: Чёрная змея нашему царю смертельный враг. За то, что ты царицу не нарочно убил, царь тебя простит, а за то, что ты его врага выследил, он тебе награду даст. Только ты не бери у него ничего, а проси, чтобы он тебя своим змеи-ным языком облизал. Станешь от этого мудрее всех людей на свете. Пришли они к змеиному царю. Царь спрашивает у Маркоса: Ты мою царицу убил? Охотник рассказал всё, как было. Царь его спрашивает: Если ту чёрную змею увидишь — узнаешь? Многие лета здравствовать тебе, царь, если увижу — узнаю. Велел царь всех змей со всего света созвать, и все они проползли перед охотником Маркосом. Ну, что скажешь? — говорит царь. — Видел ты змею? Нет, — отвечает Маркос. — среди всех этих змей не было той. Царь велит: Посмотрите, нет ли где ещё змей. Слуги отвечают: Есть один змей — сын самой старой змеиной старухи. Доставить его! — приказывает царь. Принесли эту змею. Многие лета здравствовать тебе, царь,—говорит Мар-кос, — это та самая. По приказу царя чёрную змею разорвали на такие мел-кие части, что кусочки и не собрать было. Змеиный царь обратился к охотнику Маркосу: Ты мне службу сослужил, и я тебя за это наградить хочу. Проси, чего тебе надо. Ничего не надо, — отвечает охотник. — Оближи только меня своим змеиным языком. Пусть свернёт себе шею тот, кто тебя надоумил, — го-ворит царь. — Я это сделаю, раз ты просишь, но это прине-сёт несчастье и тебе и мне. Облизал змеиный царь охотника Маркоса, предупре-дил его: Никому об этом не рассказывай, даже жене. И тело своё не показывай нагим ни под каким видом ни одному живому существу. Простился охотник Маркос со змеиным царём и вышел. Вдруг слышит — камни говорят, травы говорят, деревья го-ворят. Дошёл он до своей деревни. Слышит, как одна собака говорит другой: Сегодня ночью волки придут овец таскать, может, и нам мясца перепадёт. А маленькая рыжая собачка ей возражает: Не стыдно вам! Мы хозяину скажем, когда волки придут, он их перестреляет. Изумился охотник Маркос и понял: это от змеиного царя пришла к нему мудрость. Пошёл он к хозяину овец и сказал ему: Сегодня не спите, ночью придут волки. И рыжую со-бачонку не запирайте, пусть остаётся во дворе, она вас пре-дупредит. Хозяин смеётся: Тебе откуда такое известно, охотник Маркос? Если то, что ты сказал, окажется правдой, дам тебе двух самых жирных овец. Едва наступила ночь, маленькая рыжая собачка залаяла. Хозяин выскочил из дому, видит: волки к стаду подбирают-ся. Пострелял он волков, а утром повёл Маркоса в стадо, чтобы он выбрал себе двух самых жирных овец. Пришли они к овцам, Маркоc слышит, как один ягнёнок говорит: Кому я буду принадлежать, у того будет стадо в ты-сячу голов и я стану вожаком. Охотник Маркос говорит хозяину: Не нужно мне жирных овец, не такую уж я тебе ве-ликую услугу оказал. Дай мне этого маленького ягнёнка, и хватит с меня. С тех пор богатство как-то само пошло в руки к охотнику Маркосу; и очень скоро у него уже было тысячеголовое овечье стадо. Однажды соседки собрались к жене охотника Маркоса и стали её поддразнивать: И что ты за жена? Даже не знаешь, каким путём твой муж разбогател. И в самом деле не знаю, — отвечает жена Маркоса. Значит, у него есть тайны от тебя. Слыхано ли такое? Ты пристань к нему, он тебе всё и расскажет. Вечером пристала жена охотника к мужу: расскажи да расскажи свою тайну. Ай, жена, — отвечает Маркос, — ну плохо ли тебе жи-вётся? Зачем задумала мои тайны выпытывать? Стоит мне рассказать их — в тот же час и умру. Нет, всё равно расскажи, — пристаёт жена. — А иначе я тебе не жена больше. Что ж, — вздохнул Маркос. — Расскажу. Только, вели на кладбище могилу копать да приготовь саван. Узнаешь мою тайну — и тут же меня похоронишь. И жена соглашается: до того её любопытство разбирает, что и мужнина смерть не страшит, лишь бы его тайну выпытать. Пойду, — говорит Маркос, — в последний раз на своё стадо погляжу, а потом приду, расскажу тебе всё — и по-гибну. Пришёл он в стадо. Видит: одна овца убегает, а баран за ней гонится. Овца говорит барану: Прыгни с этого бугра. Если не разобьёшься, выйду за тебя замуж. А баран отвечает: Я не такой дурак, как охотник Маркос, чтобы из-за жены погибать. Не хочешь — не надо, я на другой женюсь, а разбиваться из-за тебя не собираюсь. «Баран и то умнее меня!» — подумал Маркос. Пришёл да и выгнал из дома жену, которая ставила своё любопыт-ство выше его жизни. Долго жил Маркос один, нажил большое богатство. Однажды пришло известие, что царь, который правил той страной, где жил Маркос, опасно заболел. Собрались со всей земли мудрецы и знахари. Лечили, лечили его — не выле-чили. Наконец вычитал где-то один мудрец, что болезнь эту можно вылечить отваром из головы змеиного царя. А до-стать её может только один человек, у которого тело покрыто змеиной кожей. Велел царь всем своим подданным такого человека разыскать. И вот однажды, когда охотник Маркос купался, подглядели два пастуха и увидели, что тело у него вроде как змеиной кожей покрыто. Пошли они к царю и говорят: Многие лета здравствовать тебе, царь! Что ты нам дашь, если мы тебе скажем, у кого кожа на теле похожа на змеиную? Царь говорит: Золота дам столько, сколько вы все вместе весите, только скажите. У охотника Маркоса тело, как у змеи. В ту же минуту послал царь за охотником Маркосом и велел его силой раздеть догола. Иди к змеиному царю, — приказал он Маркосу. — Или принесёшь мне его голову, или я твою собственную отрублю. Делать нечего, пошёл охотник Маркос к змеиному царю. А тот был такой мудрый, что и спрашивать не стал, зачем Маркос к нему пришёл, сам всё понял. Вот видишь, — говорит он Маркосу, — я тебя преду-преждал, что твоя просьба к беде приведёт. Я не виноват, — отвечает Маркос.— Тридцать лет пря-тался от людей, а увидели меня пастухи случайно. Теперь вот царь велел либо твою голову ему принести, либо гро-зился мою отрубить. Что ж, — говорит змеиный царь.— Раз он узнал, в чём его спасение, он так или иначе до меня доберётся. Руби мне голову. Как принесёшь её домой, налей воды в чан и кипяти в нём голову, пока не останется воды всего седьмая часть. Наполни две чаши. Одну сам выпей, а другую дай царю. Не забудь, сделай всё, как велю. Охотник Маркос срубил голову змеиному царю, пришёл домой и сделал всё, как было велено. Только выпил он чашу, как стало ему всего восемна-дцать лет. А царь, как выпил, тут же исцелился и тоже по-молодел ровно на двадцать лет. Сел царь на трон, а охот-ника Маркоса назначил своим первым визирем и ска-зал ему: Я царь, но слушаться тебя буду во всём, потому что нет на свете человека мудрее тебя. А охотник Маркос ответил: Был мудрее меня змеиный царь, был он и добрее меня, а мы с тобой всем ему обязаны. Как сбылись их желания, так и ваши пусть сбудутся. | |
|