Сказка № 5117 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: - Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ: - Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано. Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сестры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать. | |
Сказка № 5116 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил-был мещанин, у него была пригожая жена. Жили они и прожилися. И говорит жена мужу: - Надо нам с тобой поправиться, чтоб было чем свои головы прокормить. - А как поправиться? - Уж я придумала, только не ругай меня. - Ну, делай, коли придумала. - Спрячься-ка, — говорит жена, — да выжидай; а я пойду приведу к себе гостя, ты и застучи: тут мы дело и обделаем. - Ну, хорошо! Вот взяли они короб, насыпали сажею и поставили на полатях. Муж спрятался, а жена набелилась, нарумянилась, убралася и вышла на улицу, да и села подле окошечка — такая нарядная. Немного погодя едет мимо верхом на лошади поп, подъехал близко и говорит: - Что, молодушка, нарядилася, али у тебя праздник какой? - Какой праздник, с горя нарядилася: теперь я одна дома. - А муж где? - На работу уехал. - Что ж, голубушка, твоему горю пособить можно; пусти-ка меня к себе в гости, так и не будешь одна ночь коротать. - Милости просим, батюшка! - Куда ж лошадь девать-то? - Веди во двор. А я велю батраку прибрать ее. Вот вошли они вдвоем в избу. - Как же, голубушка, надо наперед выпить; вот целковый — посылай за вином. Принес батрак им целый штоф водки; они выпили и закусили. - Ну, теперь пора и спать ложиться, — говорит поп... Поп только улегся на кровать, как муж застучал шибко-нашибко. - Ох, беда моя! Муж воротился! Полезай, батюшка, на полати и спрячься в короб! Поп вскочил в короб и улегся в саже. А муж идет в избу да ругается: - Что ты, мать твою разъедак! Дверь долго не отворяешь! Подошел к столу, выпил водки стакан и закусил; вышел потом из избы и опять спрятался, а жена поскорей на улицу и села под окошечком. Едет мимо дьякон. С ним то ж случилось. Как застучал муж, дьякон, раздетый догола, чебурах в короб с сажей и прямо попал на попа: - Кто тут? - Это я, — говорит поп шепотом. — А ты, свет, кто? - Я, батюшка, дьякон. - Да как ты сюда попал? - А ты, батюшка, как? Уж молчи, чтоб хозяин не услыхал, а то беда будет. Потом таким же образом заманила к себе хозяйка дьячка. Очутился и он в коробе с сажей; ощупал руками попа и дьякона: - Кто здесь? - Это мы, я и отец дьякон, — говорит поп, — а ты, кажись, дьячок? - Точно так, батюшка. Наконец пошла хозяйка на улицу и звонаря заманила. Звонарь только разделся, как раздался шум и стук, он бултых в короб: - Кто тут? - Это я, свет, с отцом дьяконом и дьячком; а ты, кажись, звонарь? - Так точно, батюшка. - Ну, свет, теперь весь причт церковной собрался. Муж вошел и говорит жене: - Нет ли у нас сажи продажной? Спрашивают, купить хотят. - Пожалуй, продавай, — говорит жена, — на полатях целый короб стоит. Взял он с батраком, взвалили этот короб на телегу и повезли по большой дороге. Едет барин: - Сворачивай! — кричит во всю глотку. - Нельзя, у меня черти на возу - А покажи, — говорит барин. - Дай пятьсот рублей! - Что так дорого? - Да коли открою короб, только и видел их: сейчас уйдут. Дал ему барин пятьсот рублев: как открыл он короб — как выскочил оттуда весь причт церковный да во всю прыть бежать — настоящие черти, измазанные да черные. | |
Сказка № 5115 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил-был бедняк чеботарь, ничего за душой не было, и пошел он на выдумки; попросил товарищей придти с утра на свой пустырь с лопатами да носилками и обещал им за то выставить на последние деньги ведро водки, и начали они на улице рвы копать. Увидал то богатой купец и стал спрашивать бедного: - Что он делает? А парень в ответ: - Хочу дом каменный ставить, так вот рвы копаю. Купец поверил. На другой день посватался парень за купеческую дочь. Купец обрадовался: - У него, вить, — думает, — деньги есть. И выдал за него свою Машу. А Маша была куда хитра. Видит, что у мужа нет ничего, и вздумала поправиться; оделась в цветные платья и пошла гулять по городу; подходит к монастырю, видит — стоит у ворот монах. Она к нему под благословение. Монах благословил, да и позарился на бабу: - Зачем, — говорит, — милая, сюда зашла? - Да что от вас, отец святой, утаишь, а от бога-то нет; по правде сказать, погулять хочется... - Ну, это ничего. Хочешь ли со мной познакомиться? — Маша ответила, что не прочь с ним знакомство свести, коли даст за то сто рублев, объявила ему свою квартиру и велела приходить вечером. Воротившись домой, рассказала про все мужу, села под окошечко и дожидается гостя. Как только стемнело, а монах уж тут. - Ах, это вы, душенька! — встречает его Маша. — Пожалуйте сюда! Впустила его в комнату. Монах снял свой клобук и рясу, взял Машу, посадил к себе на колени. - Постойте, — говорит Марья Гавриловна, — отдайте наперед, ваше преподобие, рядные деньги. Монах вынул деньги и отдал сто рублев. Хозяйка взяла, а муж подошел тут к двери и давай кричать сердито: - Эй, шкура! Отпирай двери! Монах испугался: - Что такое? - Ах, милушка, ведь это мой хозяин пришел, да никак еще пьяный. - Ох, куда ж я-то деваюсь? — А у чеботаря стояла большая кадка, в которой мочил он кожи; Марья Гавриловна посадила туда монаха и закрыла крышкою; потом, отперла дверь и впустила мужа. Он вошел и закричал: - Что, курва, намочила ль кожи? - Намочила, голубчик! - Врешь. - Да хоть сам посмотри. Он поднял крышку, заглянул в кадку и заревел. - Это что за черт сидит? — Ухватил монаха за волосы, вытащил из кадки и ударил об пол, да таково крепко, что из него и дух вон. Что тут делать? Взял мертвое тело и положил пока в подполье. На другой день Маша нарядилась и пошла опять прогуляться, дошла до монастыря, встретила иного монаха и того к себе на ночь подговорила. Пришел святой отец в гости и только было хотел разговеться, как муж в дверь застучал. Монах с испугу под печь схоронился, где лежали старые колодки. Вошел муж в избу: - Ну, что, шкура, нашла мои колодки? - А я тебе что за слуга! Ищи сам, коли надо. Он взял свечку, заглянул под печку, увидал монашьи ноги: - Это что за ноги? Ухватил монаха, вытащил, ударил об пол и убил до смерти, а убивши, спрятал в подполье. На те деньги, что жена взяла с гостя, купили они вина и закусок и пировали себе, как ни в чем не бывало. На третий день Марья Гавриловна подговорила третьего монаха, взяла с него сто рублев и запрятала в печь. Муж вошел в избу, и просит у жены поесть. А она говорит: - Что есть в печи, то и на стол мечи! Чеботарь открыл заслонку и закричал: - Это что за гусь в печи? Вытянул монаха за длинные космы, ударил об пол, убил до смерти и бросил в подполье. После того думает он себе: - Куда ж я их деваю? Взял три рубля денег и пошел в кабак, а там на ту пору пьяница Тимошка Кавардак. Стали они вместе пить да гулять; выпили целый штоф. Тимошка просит приятеля: - Возьми еще полштофа. - Как же? За что тебя поить-то? - Всем заслужу! Только прикажи. Чеботарь купил ему полштофа, вывел его в сени и говорит: - Надо-де снести мертвого монаха; залез ко мне в голбец, да там и окачурился. - Ишь его леший занес куда! Да ладно, — говорит, — все сделаю. Пошли они домой; ночью взвалил Тима монаха на плечи и понес в воду; прилучилось ему идти мимо монастыря; около ворот стоит придверник и окликает: - Кто идет? - Черт, — отвечает Тима. - Кого несет? - Монаха! - Ахти, какая беда! Да куда ж он несет? - В воду. Придверник побежал к настоятелю с докладом: - Ваше преподобие, черт-де монаха унес! Настоятель оградил себя крестным знамением: - Что ты, дурак, бредишь! — и прогнал его вон. Тима успел уже бросить одного мертвеца в воду и воротился к чеботарю. - Ну, — говорит, — обработал дело, снес монаха. - А это что? — отвечает ему чеботарь и показывает на другого монаха; он вытащил его из подполья. Тима давай пихать мертвеца ногами: - Ах ты, дьявол длинногривый, прежде меня успел назад прибежать! Схватил его за плечи и потащил опять тою же дорогою. Монастырский привратник опять спросил Тимошку, получил прежние ответы и побежал снова с докладом к его преподобию. Настоятель диву давался и велел пересчитать монахов. Пересчитали — трех как есть недостает. Настоятель крепко смутился, взял крест в руки, велел монахам поднять иконы и обходить монастырь крестным ходом. Надо же отстаивать себя от нечистой силы. Пока все это готовилось, Тиме пришлось стащить в воду третьего мертвеца: - Ишь — говорит Тима, — ты все из воды бегаешь? Так я же ухитрюсь, свяжу тебя веревкою по рукам и по ногам, авось в омуте останешься. Спутал мертвецу руки и ноги, стянул крепко-накрепко, выпил стакан-другой вина и понес к реке. Идет мимо монастыря, а навстречу ему сам настоятель и иноки, с крестами, образами и хоругвиями, тянутся вереницею и поют псалмы: - Кто идет? — спрашивает опять привратник. - Черт! - Что несет? - Монаха! - Куда? - В омут! Монахи испугались, побросали кресты и образа и пустились — кто куда попало. А Тима им вдогонку: - Вот я до вас доберусь! Лови их! Держи их! Тем дело и кончилось. | |
Сказка № 5114 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили себе дед да баба, был у них сын. Старикто был бедный; хотелось ему отдать сына в науку, чтоб смолоду был родителям своим на утеху, под старость на перемену, да что станешь делать, коли достатку нет! Водил он его, водил по городам - авось возьмет кто в ученье; нет, никто не взялся учить без денег. Воротился старик домой, поплакал-поплакал с бабою, потужил-погоревал о своей бедности и опять повел сына в город. Только пришли они в город, попадается им навстречу человек и спрашивает деда: - Что, старичок, пригорюнился? - Как мне не пригорюниться! - сказал дед. - Вот водил, водил сына, никто не берет без денег в науку, а денег нетути! - Ну так отдай его мне, - говорит встречный, - я его в три года выучу всем хитростям. А через три года, в этот самый день, в этот самый час, приходи за сыном; да смотри: коли не просрочишь, придешь вовремя да узнаешь своего сына - возьмешь его назад, а коли нет, так оставаться ему у меня. Дед так обрадовался и не спросил: кто такой встречный, где живет и чему учить станет малого? Отдал ему сына и пошел домой. Пришел домой в радости; рассказал обо всем бабе; а встречный-то был колдун. Вот прошло три года, а старик совсем позабыл, в какой день отдал сына в науку, и не знает, как ему быть. А сын за день до срока прилетел к нему малою птичкою, хлопнулся о завалинку и вошел в избу добрым молодцем, поклонился отцу и говорит: завтра-де сровняется как раз три года, надо за ним приходить; и рассказал, куда за ним приходить и как его узнавать. - У хозяина моего не я один в науке. Есть, - говорит, - еще одиннадцать работников, навсегда при нем остались - оттого, что родители не смогли их признать; и только ты меня не признаешь, так и я останусь при нем двенадцатым. Завтра, как придешь ты за мною, хозяин всех нас двенадцать выпустит белыми голубями - перо в перо, хвост в хвост и голова в голову ровны. Вот ты и смотри: все станут высоко летать, а я нет-нет да и возьму повыше всех. Хозяин спросит: узнал ли своего сына? Ты и покажи на того голубя, что повыше всех. После выведет он тебе двенадцать жеребцов - все одной масти, гривы на одну сторону, и собой ровны; как станешь проходить мимо тех жеребцов, хорошенько примечай: я нет-нет да правой ногою топну. Хозяин опять спросит: узнал своего сына? Ты смело показывай на меня. После того выведет к тебе двенадцать добрых молодцев - рост в рост, волос в волос, голос в голос, все на одно лицо и одежей ровны. Как станешь проходить мимо тех молодцев, примечай-ка: на правую щеку ко мне нет-нет да и сядет малая мушка. Хозяин опятьтаки спросит: узнал ли своего сына? Ты и покажи на меня. Рассказал все это, распростился с отцом и пошел из дому, хлопнулся о завалинку, сделался птичкою и улетел к хозяину. Поутру дед встал, собрался и пошел за сыном. Приходит он к колдуну. - Ну, старик, - говорит колдун, - выучил твоего сына всем хитростям. Только если не признаешь его, оставаться ему при мне на веки вечные. После того выпустил он двенадцать белых голубей - перо в перо, хвост в хвост, голова в голову ровны - и говорит: - Узнавай, старик, своего сына! - Как узнавать-то, ишь все ровны! Смотрел, смотрел, да как поднялся один голубь повыше всех, указал на того голубя: - Кажись, это мой! - Узнал, узнал, дедушка! - сказывает колдун. В другой раз выпустил он двенадцать жеребцов - все как один, и гривы на одну сторону. Стал дед ходить вокруг жеребцов да приглядываться, а хозяин спрашивает: - Ну что, дедушка! Узнал своего сына? - Нет еще, погоди маленько. Да как увидел, что один жеребец топнул правою ногою, сейчас показал на него: - Кажись, это мой! - Узнал, узнал, дедушка! В третий раз вышли двенадцать добрых молодцев - рост в рост, волос в волос, голос в голос, все на одно лицо, словно одна мать родила. Дед раз прошел мимо молодцев - ничего не заприметил, в другой прошел - тож ничего, а как проходил а третий раз - увидал у одного молодца на правой щеке муху и говорит: - Кажись, это мой! - Узнал, узнал, дедушка! Вот, делать нечего, отдал колдун старику сына, и пошли они себе домой. Шли, шли и видят: едет по дороге какой-то барин. - Батюшка, - говорит сын, - я сейчас сделаюсь собачкою. Барин станет покупать меня, а ты меня-то продай, а ошейника не продавай; не то я к тебе назад не ворочусь! Сказал так-то да и в ту ж минуту ударился оземь и оборотился собачкою. Барин увидал, что старик ведет собачку, начал ее торговать: не так ему собачка показалась, как ошейник хорош. Барин дает за нее сто рублей, а дед просит триста; торговались, торговались, и купил барин собачку за двести рублей. Только стал было дед снимать ошейник, - куда! - барин и слышать про то не хочет, упирается. - Я ошейника не продавал, - говорит дед, - я продал одну собачку. А барин: - Нет, врешь! Кто купил собачку, тот купил и ошейник. Дед подумал-подумал (ведь и впрямь без ошейника нельзя купить собаку!) и отдал ее с ошейником. Барин взял и посадил собачку к себе, а дед забрал деньги и пошел домой. Вот барин едет себе да едет, вдруг, откуда ни возьмись, бежит навстречу заяц. \"Что, - думает барин, - али выпустить собачку за зайцем да посмотреть ее прыти?\" Только выпустил, смотрит: заяц бежит в одну сторону, собака в другую - и убежала в лес. Ждал, ждал ее барин, не дождался и поехал ни при чем. А собачка оборотилась добрым молодцем. Дед идет дорогою, идет широкою, и думает: как домой глаза-то показать, как старухе сказать, куда сына девал! А сын уж нагнал его. - Эх, батюшка! - говорит. - Зачем с ошейником продавал? Ну, не повстречай мы зайца, я б не воротился, так бы и пропал ни за что! Воротились они домой и живут себе помаленьку. Много ли, мало ли прошло времени, в одно воскресенье говорит сын отцу: - Батюшка, я обернусь птичкою, понеси меня на базар и продай; только клетки не продавай, не то домой не ворочусь! Ударился оземь, сделался птичкою; старик посадил ее в клетку и понес продавать. Обступили старика люди, наперебой начали торговать птичку: так она всем показалась! Пришел и колдун, тотчас признал деда и догадался, что у него за птица в клетке сидит. Тот дает дорого, другой дает дорого, а он дороже всех; продал ему старик птичку, а клетки не отдает; колдун туда-сюда, бился с ним, бился, ничего не берет! Взял одну птичку, завернул в платок и понес домой! - Ну, дочка, - говорит дома, - я купил нашего шельмеца! - Где же он? Колдун распахнул платок, а птички давно нет: улетела, сердешная! Настал опять воскресный день. Говорит сын отцу: - Батюшка! Я обернусь нынче лошадью; смотри же, лошадь продавай, а уздечки не моги продавать; не то домой не ворочусь. Хлопнулся о сырую землю и сделался лошадью; повел ее дед на базар продавать. Обступили старика торговые люди, все барышники: тот дает дорого, другой дает дорого, а колдун дороже всех. Дед продал ему сына, а уздечки не отдает. - Да как же я поведу лошадь-то? - спрашивает колдун. - Дай хоть до двора довести, а там, пожалуй, бери свою узду: мне она не в корысть! Тут все барышники на деда накинулись: так-де не водится! Продал лошадь - продал и узду. Что с ними поделаешь? Отдал дед уздечку. Колдун привел коня на свой двор, поставил в конюшню, накрепко привязал к кольцу и высоко притянул ему голову: стоит конь на задних ногах, передние до земли не хватают. - Ну, дочка, - сказывает опять колдун, - вот когда купил так курил нашего шельмеца! - Где же он? - На конюшне стоит. Дочь побежала смотреть; жалко ей стало добра молодца, захотела подлинней отпустить повод, стала распутывать да развязывать, а конь тем временем вырвался и пошел версты отсчитывать. Бросилась дочь к отцу. - Батюшка, - говорит, - прости! Конь убежал! Колдун хлопнулся о сырую землю, сделался серым волком и пустился в погоню: вот близко, вот нагонит... Конь прибежал к реке, ударился оземь, оборотился ершом - и бултых в воду, а волк за ним щукою... Ерш бежал, бежал водою, добрался к плотам, где красные девицы белье моют, перекинулся золотым кольцом и подкатился купеческой дочери под ноги. Купеческая дочь подхватила колечко и спрятала. А колдун сделался по-прежнему человеком. - Отдай, - пристает к ней, - мое золотое кольцо. - Бери! - говорит девица и бросила кольцо наземь. Как ударилось оно, в ту же минуту рассыпалось мелкими зернами. Колдун обернулся петухом и бросился клевать; пока клевал, одно зерно обернулось ястребом, и плохо пришлось петуху: задрал его ястреб. Тем сказке конец, а мне меду корец. | |
|