• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
17 Ноября 2024 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Сказки - Моя Коллекция
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]



Сказки Адыгейские
Сказка № 1551
Дата: 01.01.1970, 05:33
Как сказывают и пересказывают, жил в одном ауле пши. Был он старый и давно уже не отлучался далеко от дома. Однажды решил он поехать посмотреть свои стада. Оседлал коня, сел и выехал со двора. Только подъехать близко к своим стадам он не мог – они были окружены свернувшимся вокруг них в кольцо бляго.
Пши повернул коня, но тут бляго преградил ему путь.
– Отдашь мне одного из твоих сыновей, – сказал он пши, – и увидишь радость от своего богатства. Коли не отдашь сына – погублю тебя.
– Отпусти меня – получишь одного из сыновей, – сказал пши.
Вернулся он домой и позвал к себе старшего сына.
– Ездил я взглянуть на наш скот, – сказал он, – но когда приехал, оказалось, что бляго свернулся кольцом вокруг наших стад. Он потребовал отдать ему одного из сыновей – с этим условием и отпустил меня.
– Аллах, аллах, отец, как ты мог согласиться, ведь богатство подобно росе! Будем живы – наживем богатство, а к чудовищу я не пойду, – произнес старший сын.
– Если тебе больше нечего сказать, пойди позови среднего брата, – приказал отец.
Среднему сыну он сказал то же, что и старшему. А тот, словно слышал ответ старшего, – ответил его же словами.
Тогда шли позвал младшего сына – Долетмиза – и рассказал ему о встрече с бляго.
– Отец, я отправлюсь к бляго! – сказал Долетмиз, вскочил на своего альпа и скрылся из глаз.
Быстро он достиг мест, где паслись стада их отца, но чудовища уже не было. Только глубокий след остался на земле.
Подумал джигит: «Если вернусь ни с чем – позор мне! Узнаю, что случилось с этим бляго. Если возвращусь к людям с правдивым хабаром, мне не придется краснеть».
И он поехал по следу бляго. Подъехал к берегу незнакомой реки, спешился и спустился к реке. Здесь он увидел нагучицу с закинутыми назад грудями и с веретеном в руках. Подкрался он к старухе и приложился к ее груди.
– Ты моя мать, ты мой отец на том и на этом свете, – сказал он.
– Пусть бог выколет те глаза, что не увидели тебя, злосчастный юноша, откуда ты взялся? – стала проклинать юношу нагучица.
– Нан, я иду по следу бляго. Когда наш отец приехал к своим стадам, оказалось, что они окружены свернувшимся вокруг них в кольцо бляго. Он потребовал от отца одного из сыновей, а за это обещал сохранить ему жизнь и богатство. Я выехал в путь, чтобы победить бляго, благослови меня, нан, – сказал юноша.
– Тогда слушай, мой мальчик! Здесь погибли многие славные богатыри. Но я помогу тебе. Тот, кого ты ищешь, сейчас переправился через реку. Когда ты перейдешь реку, встретишься с большими черными змеями. Тут же брось им свою бурку. Пока они будут переползать через нее, ты пойдешь дальше. После этого встретишь еще более страшное – голубых змей.
Брось им сумку от твоего седла. Пока они, вцепившись, будут ее переползать, ты пройдешь мимо них и очутишься в степи, где тебе ничто не будет угрожать. Тут ты увидишь большой дом из белого камня, обнесенный изгородью из колючего кустарника. Когда войдешь во двор, увидишь большую коновязь. Привяжи к ней коня, а сам входи в дом.
К тебе подойдет старик лет семидесяти с кумгапом, тазом и полотенцем. Он даст тебе умыться, а потом принесет анэ с едой.
Когда он принесет анэ с едой, ты не вставай и, как положено по обычаю, не говори: «Ты старик, я не буду есть, пока ты стоишь; и ты садись!». Сядь и отведай угощения. Когда в следующий раз старик придет с кумганом и тазом, ты не говори: «Я молодой, а ты старый, ты не можешь прислуживать мне». Прими его приход как должное.
Вечером, когда бысым* оставит тебя одного и уйдет к себе, загляни в соседнюю комнату через занавеску. В ней ты увидишь двух бляго. Как только увидишь их, пройди по крыльцу и зайди в эту комнату через дверь. Пока будешь обходить по крыльцу, те двое сбросят шкуры бляго и превратятся в красавиц. Эти девушки помогут тебе, – закончила нагучица.
Отправился юноша и сделал все так, как советовала нагучица.
Когда он вошел к девушкам, одна из красавиц сказала:
– Аллах, аллах, ты осчастливил нас своим прибытием! Мы знали, что ты приедешь. Мы звали всех княжеских сыновей, но никто из них не смог добраться сюда. Теперь, когда наш отец оказал тебе почести, он благословил твою женитьбу на нас. С этой минуты мы – твои жены. Теперь послушай, что мы скажем: утром вы с отцом сядете на коней и поедете в степь. Там он покажет тебе бесконечные стада коней, отары овец, табуны лошадей и обратится к тебе с такими словами: «Наш сын, ты приехал из далекой страны, и, по обычаю, я должен щедро одарить тебя!» Но ты ничего не бери.
«Я приехал в эти края не за богатством, а для того, чтобы больше увидеть и услышать, а потом рассказать своим друзьям о вашем крае. И у нас богатства в достатке», – скажешь ему.
Но и после этого он будет долго уговаривать тебя принять подарки, но ты ни в коем случае не соблазняйся. Когда же отец будет продолжать настаивать и нельзя будет отказаться, попроси его: «Дай мне старого чалого коня, на котором ты выезжал в молодости в наезды, и старую сумку с инструментами, которую ты брал с собой», – сказали девушки.
Утром старик выехал вместе с юношей в поле и показал ему бесчисленное множество коров, овец, лошадей.
– Скажи, сколько хочешь взять скота? – спросил он.
– Ничего не хочу. Я не ищу богатства и приехал не для пиршеств и развлечений. Я приехал, наш дада, чтобы больше увидеть и услышать, а потом рассказать своим друзьям о вашем крае. Больше мне ничего не нужно, – отвечал джигит старику.
– Мой сын, ты наш гость, если я не одарю тебя – позор мне, а если ты поедешь с подарками – люди будут хвалить и тебя и меня. Не позорь нас перед людьми! – сказал старик.
– Тогда, наш дада, отдай мне твоего чалого коня и старую кожаную сумку, что ты брал с собой в наезды. Ничего другого я у тебя не возьму, – сказал юноша.
– Сын мой, ты сам никогда не узнал бы об этом, пусть это пойдет на благо тем, кто тебя научил, давай вернемся, – сказал старик.
Вернулись они в дом старика, переночевали, а утром девушки набросили на себя шкуры бляго. Юноша сел на коня и выехал вместе с ними.
Быстро и без препятствий одолел Долетмиз обратный путь. Ехал он днем и ночью и скоро приехал к своему аулу.
Остановились они у околицы.
– Расседлай коня и ложись отдыхать, – сказали девушки. Они приготовили постель и уложили его. А сами достали кожаную сумку с инструментами. К утру они построили красивые дома. Когда все было готово, они разбудили мужа, а сами ушли в дом.
Утром, когда аульчане погнали скот в стадо, они увидели новые дома.
– Вчера вечером на околице не было домов. Откуда появились они за ночь? – стали спрашивать аульчане друг друга.
Хабар о новых домах дошел до пши. Он сказал:
– Тому, кто пойдет и узнает, откуда появились эти дома, дам кисет золота.
Разве бывает, чтобы среди людей не нашелся охотник узнать! Таким оказался бедный Куйжий:
– Я пойду, – сказал он. – У меня много детей, если я и погибну, моим детям останется хоть кисет золота.
Пришел Куйжий и узнал, что эти дома принадлежат младшему сыну пши. Долетмиз узнал Куйжия. Он обнял его и сказал:
– Аллах, аллах, Куйжий. Даю тебе кисет золота – ведь ты нришел ко мне первым из аульчан. Твой дом рядом с моим, будем соседями. – И Долетмиз подарил Куйжию один из своих домов.
Вернулся Куйжий, забрал жену с детьми, взвалил на плечи свой небогатый скарб и переселился в новый дом.
После Куйжия еще несколько человек побывали у Долет-миза. И они тоже забрали свое имущество и поселились рядом с ним. Увидели это старшие братья и пошли к отцу.
– Что происходит, наш отец?! Ты обманул нас, ведь ты говорил, что бляго требовал сына к себе на съедение, а младший брат вернулся с богатством и красавицами женами!
Поссорились сыновья с отцом и задумали убить его, уже схватились за палки. Тут вступились посредники – они развели братьев в стороны и приказали им три дня и три ночи не беспокоить отца. Тем временем пши отправился к усарежу. Он задумал погубить младшего сына и таким образом смирить старших сыновей.
– Я помогу тебе, – сказал усареж, выслушав рассказ пши. – Пришли Долетмиза ко мне, я задам ему такую задачу, какую он не сможет выполнить и погибнет.
Пошел Долетмиз к усарежу.
– Ты славный джигит! – сказал усареж Долетмизу. – Я был у твоего деда в его предсмертный час; он был моим другом, доверял мне и перед смертью завещал мне передать его потомкам, что оставляет сто пестрых и восемьсот белохвостых коней; их сторож – жеребец джинджиф*. «После моей смерти, – сказал дед, – они покинут наш край и уйдут в страну Итам-Итыку. Там они будут до тех пор, пока в нашем роду не появится храбрец, который вернет этот табун обратно». Тебе суждено выполнить завещание деда.
– Я подумаю, как лучше это сделать, – сказал джигит и отправился домой.
Его жены ожидали его на дороге.
– Что сказал тебе усареж, зачем он звал тебя? – спросили они.
– Он сказал, что был другом моего деда. Умирая, мой дед сказал ему: «Я оставляю большое богатство – сто пестрых и восемьсот белохвостых коней со сторожем – жеребцом джин-джиф. После моей смерти они покинут наш край и уйдут в страну Итам-Итыку. Там они будут до тех пор, пока в нашем роду не появится храбрец, который вернет этот табун обратно». Мне суждено выполнить завещание деда.
– Это нетрудное дело! – облегченно вздохнули жены. – Пойдем посоветуемся с чалым конем, и он скажет нам, как лучше вернуть табун.
Долетмиз с женщинами вернулся домой и сразу пошел в конюшню к чалому коню. Поведал ему все, что сказал усареж.
– Это нетрудное дело! – сказал конь. – Если табун находится за морем, вернем его обратно. А сейчас иди в дом, ешь, пей, спи спокойно.
Утром Долетмиз взял с собой провизии впрок и отправился в путь. Когда они достигли морского берега, конь сказал:
– Держись за меня покрепче! – И прыгнул в море. Переплыв море и выйдя из воды, чалый сказал Долетмизу:
– Нам не вернуть табун силой, поэтому приходится идти на хитрость. Обмажь меня варом и обсыпь песком, чтобы другому коню было противно меня кусать. После этого ты спрячься в песке, а я побегу к тебе. Жеребец джинджиф не выносит, чтобы перед ним что-то двигалось. Когда я побегу, джинджиф с криком бросится на меня и станет кусать, но моя шкура, обмазанная песком и варом, быстро опротивеет ему. Тут я схвачу его зубами за колено, и он присядет. В тот же миг ты должен вскочить на него и изо всех сил бить его по голове кнутом. Джинджиф покорится тебе и скажет: «Уашхо мой кан – небо свидетель, что я выполню все, что ты скажешь». После этих слов он исполнит любое твое желание. Вот тогда-то ты и прикажешь ему пригнать сто пестрых и восемьсот белохвостых коней, – сказал чалый конь.
Долетмиз сделал все так, как велел ему чалый, и джинджиф пригнал ему табун. Юноша вернулся с этим табуном домой.
Как увидели аульчане чудесных коней, тут же донесли об этом пши. Узнали об этом и сыновья пши и сказали:
– Неудивительно, что он вернул табун. Теперь пусть совершит поступок еще удивительнее, иначе мы убьем своего отца за то, что он обманул нас!
И на этот раз вмешались посредники, и пши снова отправился к усарежу.
– Что мне делать, сыновья не оставили намерения убить меня, – сказал он усарежу.
– Не убьют, возвращайся домой, я погублю Долетмиза, – сказал усареж и послал за джигитом. Пришел к нему Долетмиз.
– Мой сын, ты молодец, что пригнал коней своего деда? Теперь я скажу тебе вот что. Твой дед обычно ездил в дальние края за рисом и шелком. Однажды, когда он возвращался домой, поднялась буря и корабль со всем грузом и золотой палкой деда йошел ко дну.. Морские животные спрятали золотую палку. Хорошо, если бы ты нашел ее и принес обратно, – сказал усареж.
– Я подумаю, как лучше это сделать, – сказал джигит и отправился домой.
Жены уже ожидали его на дороге.
– Что сказал тебе усареж, зачем он звал тебя? – спросили они.
– Он сказал, что я должен добыть с морского дна золотую палку моего деда, которая утонула вместе с его кораблем.
– Это нетрудное дело! – и на этот раз облегченно вздохнули женщины. – Пойдем посоветуемся с чалым конем, и он скажет, как лучше добыть золотую палку.
Долетмиз вернулся домой и сразу же пошел в конюшню к чалому коню. Рассказал он ему все, что сказал усареж.
– Это нетрудное дело, – сказал конь. – Я знаю, в каком месте на морском дне лежит эта палка. Мы достанем ее. А сейчас иди в дом, ешь, пей, спокойно спи.
Утром Долетмиз захватил провизии впрок и отправился в путь. Прибыли они к морю и опустились на дно морское – во владения морского царя. Чалый конь рассказал ему, зачем им нужна золотая палка, и морской царь отдал ее.
Когда Долетмиз вернулся, женщины сказали ему:
– Отнеси и отдай эту палку тому, кто не дает нам спокойно жить, а сам поскорее возвращайся домой.
Долетмиз, не заходя домой, отнес золотую палку и бросил ее во двор отца. Палка разлетелась на множество кусков, и все, кто был во дворе, стали набивать себе карманы золотом. Старшие сыновья пши увидели это и пришли в ярость.
Они снова бросились на отца и едва не убили его, но жители аула опять остановили их. Сыновья дали отцу два дня сроку, и он снова отправился к усарежу.
– Дважды сыновья сохранили мне жизнь, но в третий раз они непременно убьют меня!
– Воротись назад, я еще раз велю привести твоего младшего сына и дам ему еще одну задачу, – сказал усареж.
Когда в третий раз привели к нему Долетмиза, он сказал:
– Аферем! Сын мой, самый достойный из достойных мужей, ты выполнил два завета своего деда, осталось выполнить еще один. У твоего деда была золотая ванна и золотой кумган, которые он очень ценил и никому не доверял их, а забрал с со-бой на тот свет. «Если после меня в нашем роду появится настоящий мужчина, он придет и найдет их» – так говорил твой дед. Это не труднее того, что ты выполнял до сих пор, выполни и это, и тогда мы будем считать тебя мужчиной из всех мужчин, мой мальчик, – сказал усареж.
– Если смогу, выполню, – сказал юноша и вернулся домой. Женщины встретили его словами:
– Нам не нравится, что ты все время ходишь к усарежу! Что придумал он на этот раз?
– Скажу хабар: мой дед унес с собой на тот свет золотую ванну и золотой кумган. Я должен принести их обратно – усареж считает, что пришло время это сделать.
– Это нетрудное дело! – и на этот раз облегченно вздохнули женщины. – Пойдем посоветуемся с чалым конем, и он скажет нам, как добыть золотую ванну и золотой кумган.
Долетмиз с женщинами вернулся домой и сразу пошел в конюшню к чалому коню. Рассказал он ему все, что сказал усареж.
– Это нетрудное дело, – сказал конь. – Я знаю дорогу на тот свет, и мы поедем туда утром. Не горюйте, отправляйтесь домой, ешьте, пейте, отдыхайте.
Утром, чуть раньше, чем в прошлый раз, Долетмиз сел на коня и выехал в путь. Подъехал он к холму. Конь остановился, холм разошелся, и конь вошел в него. Пройдя немного, копь снова остановился и сказал:
– Спешивайся и иди вперед. Когда зайдешь к своему деду, он будет совершать намаз*. Ты должен быстро сказать ему салям. Если дед тут же не ответит тебе на приветствие, мы погибнем, – сказал чалый конь. – Пока дед нам не ответит, будем спускаться под землю. Когда же он наконец ответит на приветствие, мы снова вернемся в этот мир.
Войдя к деду, юноша застал его за молитвой и поздоровался с ним. Дед ответил ему на приветствие и потом сказал:
– Сын мой, ты пришел за этой золотой ванной и золотым кумганом. Я знал, что ты не мог спокойно сидеть дома; раз приехал, то получишь их. На обратном пути ты встретишься с теми, кто не дает тебе покоя – с отцом и старшими братьями. Но если я не скажу, ты их не узнаешь: твой отец превратился в свинью, а братья – в волков. Ты увидишь, как волки гонятся за свиньей, но не могут догнать. Свинья – это твой отец, а волки-старшие братья. Когда их минуешь, встретишь каменное надгробие, где будут играть дети. Это усареж, к которому твой отец ходил за советом. В семье у тебя все хорошо, счастливого тебе пути, сын мой! – сказал дед и отдал юноше то, за чем он пришел.
На обратном пути Долетмиз увидел, как и говорил ему дед, отца, превратившегося в свинью, и братьев, ставших волками, – они бежали к лесу. Он прошел мимо и увидел каменное надгробие, где играли дети. Он прошел мимо, не сказав ни слова.
Миновав все это, юноша вместе с чалым конем возвратился к своим женам.
Счастливые и здоровые, они стали жить и наживать добро.

Сказка № 1550
Дата: 01.01.1970, 05:33
Охотились на оленя два брата.
- В одну сторону оба глядите, — говорил отец братьям. А младший брат Индига вслед брату ступает да все по сторонам глазеет: очень Индига быстроглазый был, в одно место смотреть не любил.
Шли, шли братья. Индига по сторонам смотрит. Вдруг какой-то шум слышит. Повернулся — а на старшего брата из-за валежины тигр прыгает! Тот и копья не наставил, и нож вынуть не успел. Индига дальше был. Ему бы копье в тигра бросить! А у Индиги заячье сердце сделалось: испугался младший брат. На землю упал, руки вместе сложил, тигра просит мимо идти, их с братом не трогать.
Долго так лежал Индига, потом голову поднял, смотрит — ни тигра, ни брата нет. Оба пропали. Защемило у Индиги сердце. Стал он брата звать. Кричал, кричал, да никто не отзывается. Сел Индига, стал думать. Долго думал: весь табак искурил, весь мох вокруг искурил. Болит у него сердце. Думает Индига: \"Вот брата потерял. Плохое дело это — брата потерять. Сердце болит. Трубку потеряешь и то не успокоишься, пока не найдешь! А я брата потерял... Однако пойду Соломдигу искать. Найду — сердце болеть перестанет! Сам пропаду — сердце болеть перестанет!\"
К матери Индига пошел. На колени стал. Все рассказал. Как у него заячье сердце стало — рассказал. Поцеловала его мать. Говорит ему, плача:
Отец учил вас вперед смотреть. Не послушался ты — брата потерял, заячье сердце нашел. Сердце мужчины иди искать. Брата иди искать. Из-за твоего страха пропал он. Только смелостью теперь вернешь его!
Взял Индига трубку, нож и копье. Пошел, а куда идти, не знает Индига. Пошел на закат...
Ползущего ужа встретил, спросил — где брата искать. Не знает уж. Пошел дальше. Бегущую по земле мышь повстречал. Спросил - не видала ли Соломдигу. Не видала мышь. Дальше Индига пошел. Лазающую по деревьям белку увидел. Спросил. Нет не видела белка брата. К реке подошел, плавающих рыб увидел. Спросил рыб — не видали ли Соломдигу. Не видали рыбы. Пошел Индига дальше. Прыгающую жабу спросил. Не видала жаба. Летающую пеночку увидел, спросил. Отвечает пеночка, что не видела Соломдигу — низко летает. Журавля, выше летающего, спросил. Не видал журавль.
Говорит:
У орла, выше всех летающего, спроси.
Стал орла Индига спрашивать — не видал ли орел, куда его брата Соломдигу тигр унес.
Говорит орел:
Далеко твой брат! Найти его можно, если семь страхов перетерпишь. Теперь у тебя сердце зайца. Когда будет у тебя сердце храбреца, тогда ты брата найдешь! — Обронил орел одно перо, говорит: — Помогу я тебе. Куда полетит мое перо — туда иди!
Летит орлиное перо. Шесть ручьев перепрыгнул, шесть сопок перелез, шесть рек перешел Индига.
Вот вышел он на болото. Летит перо напрямик, как Индиге быть? Стал он те ветки на болото бросать. Стал по тем веткам ступать. Погружаются ветки в болотную воду. Пузырится болото. Синие огоньки по нему порхают. Дошел Индига до сердцевины болота. На дороге у него горбатый маленький человек стоит. Одна нога у того человека, одна рука у него. Испугался Индига: сердце у него забилось, руки-ноги задрожали. Узнал того человека Индига, хоть ни разу не видал до сих пор. Того человека Боко звать. Только вред он людям делает. По болоту водит, пока трясина его не засосет.
Говорит Боко:
Куда идешь, парень?
Тебя ищу, — отвечает Индига (что ему терять!)
Вот я, — говорит Боко. -Зачем я тебе нужен?.
От людей слыхал, — говорит тогда Индига, — что твоя одна нога сильнее двух... Не могу я этому поверить. Вот пришел посмотреть. Давай испытаем, кто выше прыгнет. Лучше меня у нас никто не прыгает.
Прыгни ты, — говорит Боко.
Прыгнул Индига. Выше дерева прыгнул. Вниз полетел — ноги растопырил, на сучки встал. До пояса в болото ушел. Те сучки не дали ему утонуть.
Засмеялся Боко:
Разве так прыгают! — говорит. — Вот как надо!
Присел он на своей одной ноге, разогнулся — да как подпрыгнет! До облаков долетел, вниз головой перевернулся, обратно полетел.
А Индига давай дальше сучья перекладывать, из болота выбираться...
Упал Боко, весь в трясину ушел. Пока выбирался да глаза протирал, Индига на твердую землю вышел. На ровном месте стоит. Теперь Боко ему не страшен.
Дальше пошел.
Девять ручьев Индига перепрыгнул, девять сопок перешел, девять озер, девять лесов прошел. Идет босой, до мяса ноги о камни стер. И вышел он в каменное ущелье.
Тут ему всего страшнее стало: живые камни вокруг! Поворачиваются, вслед ему глядят, раскачиваются, друг с другом на каменном языке говорят перо дальше летит. Индига — за ним.
Видит вдруг Индига — среди камней человек стоит. Не простой тот человек: голова — редькой, ноги кривые, ростом тот человек такой, что-голову вверх задрать надо, чтобы лицо его увидеть. Не встречался с таким раньше Индига, а сразу узнал, кто перед ним стоит: Какзаму — злой горный человек. Стал бедный Индига, сердце его бьется, руки-ноги трясутся, волосы от страха дыбом встали. Однако говорит парень сам себе: \"Это еще не страх. Страх-то впереди\". Поклонился он Какзаму.
Спрашивает тот: . — Тебе чего здесь надо?
Говорит ему Индига, себя пропавшим уже считая:
Эй, сосед, ты говорит, силу большую имеешь!
Правду говорят, — отвечает Какзаму. — Видишь, вокруг камни лежат? Все это люди были, да я их в камни обратил. Пусть мои утесы и все, что под ними, сторожат. И тебя сейчас в камень обращу!
Тронул он Индигу за руку. Стала каменная рука у Индиги. Шевельнуть Индига рукой не может, поднять ее не может. Черная рука стала. Чуть не умер от страха Индига.
Но духу набрался, говорит:
Э-э, это еще мой дед умел делать! Только не велика эта сила — из живого мяса камень сделать. Вот ты из камня живое мясо сделай! Мой дед умел, да давно умер! Теперь никто не умеет.
Отвечает он Индиге:
Моя сила, моя власть: что хочу, то и сделаю! Тронул он руку Индиги. Опять стала рука живая.
Побежала по ней горячая кровь, стала рука шевелиться.
Э-э, это еще не все! — кричит Индига. — Ну-ка, нагнись ко мне, на ухо скажу то, что дед мой знал да с собой унес!
Нагнулся горный человек к Индиге. Ухо подставил. Глазами ворочает. Ноздри такие, что целый кулак влезет. Вытащил Индига из-за пояса кисет с табаком да весь табак и высыпал Какзаму в нос.
Принялся Какзаму чихать. Чихал, чихал... Вся
сила у него через нос вышла. Когда еще сила придет — время пропадет... А Индига — бежать. Убежал от Какзаму.
Полетело перо на закат — Индига за ним пошел.
Долго ли шел — не знаю. Через три ручья перешел. Летит перо впереди. Смотрит Индига вперед, как отец учил. Шагает Индига, брата потерявший.
Вот дошел парень до реки. Перо орлиное через реку перелетело. Сделал Индига лодку, на воду бросил. Вспенилась река, забурлила, зашумела, закипела. Как в котле вода бурлит... Пар от воды поднялся. Туман по долинам пошел. Сморщилась лодка Индиги, покоробилась, утонула. Рыбы в той речке сварились, плавают кверху брюхом, белыми глазами на Индигу смотрят. Страшно парню стало, но дело делать надо, а то навсегда у него заячье сердце останется. Сам себе говорит: \"Это еще не страх. Страх еще впереди\".
Уставил свой лук меж двух деревьев Индига. Тетиву натянул, сучком зацепил. Стрелу наложил на лук. Сам одной рукой за стрелу взялся, другой — сучок сломал. Отскочил сучок. Сорвалась тетива. - Разогнулся лук. Полетела стрела. Через реку кипящую полетела. Клубится пар вокруг Индиги, обжигает. Терпит Индига... Широкая река была. Пока летел парень, весь обжегся. \"Ничего, — говорит, — заживет\".
На другом берегу опустилась стрела. Стал Индига на ноги. Видит — орлиное перо его дожидается. Только ступил парень на землю - полетело перо дальше. Индига — за ним!
Один ручей перепрыгнул, шесть озер обежал, девять лесов прошел. Ноги свои до костей стер.
Шел, шел Индига, видит — каменная стена стоит. Ту стену не обойдешь, через ту стену не перелезешь: влево, вправо — стена через всю землю тянется, верх ее облака закрывают.
Ударилось орлиное перо о ту стену и в пыль разлетелось, будто и не было его никогда.
Вот уж тут стало. Индиге страшно. Так страшно, что и слов таких нет, чтобы рассказать. Ту стену — силой не возьмешь! Ту стену хитростью не возьмешь! Заплакал Индига, посмотрел на себя. Ноги до костей стерты. Руки обожжены. Одежда — в клочьях. Живот от голода к спине прилип. Много страху перетерпел Индига, а брата не видать! Вынул нож Индига, говорит:
Назад не пойду — никто из сородичей моих назад не ходил. Сердце свое заячье вырежу..; Стыд с лица утру...
Нож к груди приставил. Вдруг видит — в стене дверь показалась. А какой за ней еще страх стоит?
Себя пересилил Индига: \"Как могу бояться! Мужчина я\".
Слышит вдруг — забилось у него в груди сердце мужчины. Взял он копье в руку. Ударил что есть силы копьем. Распахнулась дверь. Ко всему готовый, прыгнул Индига в ту дверь... Навстречу ему тигр выбегает. И вдруг... Что такое?
Видит парень — на том месте он стоит, где брата своего потерял. И стены никакой нет.
Вокруг сарана — цветок, красным пламенем горит, птицы щебечут...
А прямо перед Индигой стоит брат его Соломдига. Стоит брат, красивую девушку за руку держит. Такой красивой не видел еще Индига. Ресницы у девушки — камыш, глаза — желтые, как солнце сияют. Желтый халат свадебный на девушке надет. На халате черные полосы, будто на тигровой шкуре.
Говорит Соломдига:
Спасибо, брат! Не побоялся ты ничего ради меня!
Улыбается девушка Индиге. Говорит:
Я тигриного рода человек. Полюбила я твоего брата. Поэтому и унесла его к себе. Только вижу — ты без брата жить не можешь. Отпросилась я у Тигриного Хозяина к простым людям. Буду теперь с вами жить. С вами жить можно — смелые люди вы!
Взялись они за руки и пошли вместе. Мать обрадовали. Взяла она копё их отца и протянула Индиге.
- Возьми копьё сынок. Отец твой от дедеа получил это копьё... Теперь и ты достоин носить его, ведь у тебя сердце настоящего храбреца.
Соломдига с девушкой мужем и женой стали. А Индига научился вперед смотреть — и заячьего сердца у него никогда больше не было.

Сказка № 1549
Дата: 01.01.1970, 05:33
В давние времена жил один пши. Умерла его жена, и он женился на дочери другого пши. От первой жены у него остался сын, которого он, по обычаю, отдал на воспитание одному старику.
Однажды аталык велел мальчику показать ладонь. Посмотрев на нее, он сказал:
– О-ой, мой мальчик, ты скоро умрешь!
– Ничего удивительного, если я скоро уйду с этого света, – ответил мальчик.
– Но послушай меня, мальчик, и ты останешься в живых.
– Говори, сделаю все, что ты скажешь!
– Пока не пройдет сорок дней, ты не должен ни с кем разговаривать, даже если на виселице наденут веревку тебе на шею. Сможешь ли ты это выполнить?
– Обещаю тебе, что выполню, – сказал мальчик.
– Ну, тогда иди домой. И аталык отправил мальчика к отцу.
Мальчик пошел домой.
Отец долго расспрашивал его, почему он вернулся домой раньше положенного времени*, но сын ничего не сказал ему. Тогда отец отослал его к мачехе. Та встретила его приветливо, усадила, поставила перед ним вкусную и разнообразную еду и сказала:
– О юноша, с тех пор как я попала в этот дом, я жажду встречи с тобой, твой отец не годится мне в мужья. С твоим отцом я расправлюсь, положу ему в пищу какую-нибудь отраву, и он умрет через сорок дней. Никто ничего не узнает, а для нас с тобой этот мир станет раем. Когда не будет твоего отца, тебя сделают пши.
И она хотела поцеловать юношу, но он ударил ее так сильно, что выбил ей зубы, и, оставив окровавленную женщину, вышел во двор.
Мачеха порвала на себе одежду, обмазала платье кровью и стала громко кричать. Пши, услышав крик, послал людей и велел узнать, что случилось. Когда прибежали унауты, мачеха сказала:
– Сын пши пришел сюда и стал добиваться моей любви. Когда я пристыдила его, он порвал на мне одежду и ушел.
Разгневался пши, позвал своих подданных и велел им повесить сына.
Схватили они юношу и повели к виселице. Удивились жители аула, почему это пши велел повесить своего любимого сына. Они стали спрашивать молодого джигита, но он не сказал им ни слова; тогда пошли к пши и спросили у него.
– Ты так любишь сына, почему ты приказал казнить его? Пши поведал им, что говорила ему жена.
– Нельзя по наговору женщины казнить человека. Разве ты не слышал историю о хаджи? – спросил у пши один из его подданных.
– Нет, – отвечал пши.
– Тогда послушай, – сказал тот и начал свой рассказ. \"Давным-давно жил один нищий. Каждый день он ходил по базару, просил подаяния. Однажды к нему подошел какой-то . мужчина и сказал:
– Скажи, бедняк, что ты хочешь – двадцать золотых, которые я украл, или два золотых, которые заработал честным трудом?
– Мне хватит одного золотого, нажитого честным трудом, – . ответил нищий.
Мужчина дал ему один золотой, и нищий пошел по базару. Вдруг он увидел, что старик продавал птицу необыкновенной красоты – она сидела в клетке. Не мог удержаться бедняк – уж очень захотелось ему иметь эту птицу, он купил ее и отнес домой. Жена стала его ругать, упрекая, что он купил какую-то птицу, когда в доме нет ни куска хлеба.
Огорчился бедняк, да что делать – повесил клетку на потолочную балку и лег спать. Проснувшись утром, он подошел к клетке, чтобы взглянуть на птицу. Она сидела нахохлившись. Вдруг бедняк закашлялся. Птица встрепенулась, и из-под ее крыла выпала жемчужина.
Жена бедняка взяла жемчужину, пошла на базар, сдала ее скупщику и получила от него миску золота. Каждый день птица давала беднякам по жемчужине. Они разбогатели, построили новый дом, и скоро у них родился сын. Однажды муж сказал жене:
– Много лет я жил в бедности, теперь я стал богатым и хочу совершить паломничество в Мекку, Поклониться священному камню.
В то время те, кто отправлялся в такой путь, возвращались обратно не раньше, чем через три-четыре года. Прежде чем отправиться в путь, муж сказал жене:
– Оставляю тебе нашу птицу – береги ее!
Уехал муж. Прошло время, и его жене захотелось иметь любовника. Однажды, стоя в коридоре своего дома, она увидела мужчину, который смотрел в ее сторону. Женщина пригласила его в дом, хорошо угостила и сказала: \"Приходи ко мне вечером .
Тот пришел вечером, полежал у нее на груди. Тут женщина, и рассказала ему про птицу, благодаря которой они разбогатели.
Однажды любовник этой женщины пошел к своим приятелям. Он рассказал им о своей любовнице и о ее чудесной птице, которая каждый день приносит по жемчужине.
– Если эта женщина тебя любит, пусть она сварит эту птицу и даст тебе съесть ее голову. Тогда ты станешь или очень богатым человеком, или царем, – посоветовал ему один из друзей.
– Воллаги, я это выполню! – ответил мужчина.
На следующий день он пришел к своей возлюбленной и сказал ей:
– Если не сделаешь то, что скажу, не стану ходить к тебе.
– Нет ничего на свете, что я не сделала бы для тебя, – ответила она.
– Убей птицу, что сидит в клетке, и дай мне ее съесть, – сказал он.
– Я не стану огорчать тебя из-за какой-то птицы, ты съешь ее, – пообещала женщина.
Мужчина провел у нее ночь и на рассвете ушел. Женщина тут же вынула птицу из клетки и убила. Увидев это, ее сын стал громко плакать, его никак не могли успокоить. Женщина уже изжарила птицу, а мальчик все плакал.
Тогда одна из соседок посоветовала:
– Дала бы ты ребенку кусок мяса, может быть, он и замолчал бы.
Но мать не дала ему ничего, он стал плакать еще громче, и соседка сказала:
– Дай ребенку птичью голову, пусть съест – ведь ее не положено подавать гостям!
Женщина отдала мальчику птичью голову, он съел ее и тут же успокоился.
Когда настала ночь, пришел тот мужчина.
– Вот, я изжарила для тебя птицу, которая сделала нас богатыми: мне для тебя ничего не жалко. Если надо, и мужа своего принесу тебе в жертву, – сказала она и поставила перед ним блюдо с птицей.
Посмотрел он в тарелку и не увидел птичьей головы.
– А где голова птицы? – спросил мужчина.
– Мой мальчик громко плакал, и мы ничем не могли его успокоить. Тогда я отдала ему птичью голову – ведь ее не подают гостям, – и он успокоился, – сказала женщина.
Разгневался мужчина, ударил по блюду кулаком, разбил его и ушел. Отправился он к своему другу, который посоветовал ему съесть птичью голову, и рассказал, что произошло.
– Если съешь голову того мальчика, станешь или царем, или самым богатым человеком, – сказал тот.
Мужчина вернулся к женщине.
– Если любишь меня, дашь мне съесть голову твоего сына, – сказал он ей.
– Завтра вечером я сделаю это, – пообещала женщина. Соседка слышала их разговор, она пошла к его аталык-анаи рассказала, что услышала. Та ночью взяла мальчика, ушла с ним в другой аул и вырастила его как родного сына.
Когда мальчик возмужал, он добыл себе коня и оружие, стал охотиться. За отвагу и удаль, за щедрость его полюбили все аульчане.
Однажды юноша проходил мимо одного дома и увидел в окне прекрасную девушку. Решил он жениться на ней.
Посватал он эту девушку, и она согласилась стать его женой, но сказала, что она дочь царя и что нужно прислать сватов к ее отцу. Юноша подумал, что царевна не пойдет замуж за простого крестьянина, но все-таки послал сватов к царю. Царь сказал, что согласен отдать за него свою дочь при условии, если он убьет бляго, который уже столько лет свирепствует в его царстве.
Юноша согласился убить бляго, пусть только ему дадут проводника, который укажет местонахождение чудовища. Собрались пятьдесят тысяч воинов царя и стали просить джигита не ехать к чудовищу. Они рассказали, что много раз пытались уничтожить его, но это им не удалось, и юноша, если поедет, погибнет. Но тот твердо стоял на своем, и царь дал ему проводника. Вместе с ним отправился и один из приближенных царя, который сам мечтал жениться на царевне.
Отправились они в путь. Долго ехали и увидели что-то черное и блестящее.
– Видишь вот это черное, блестящее вдали – это и есть бляго. Хочешь – иди дальше к нему, я останусь здесь, – сказал проводник и остановился.
Юноша верхом на коне подъехал прямо к бляго – тот крепко спал – и разрубил его. Неподалеку стояли воины, смотрели, что будет. Когда они увидели, что чудовище повержено, бросились к джигиту, а один из них сказал:
– О юноша, ты, наверное, съел голову чудесной птицы – этот дракон спит лишь в том случае, если к нему приближается человек, съевший голову такой птицы.
– Аталык-ана говорила мне, что я съел голову такой птицы, – ответил юноша.
В честь победителя дракона устроили большое джегу, которое продолжалось три дня. На четвертый день царь собрал приглашенных и сказал:
– Много лет я царствую у вас, может быть, кое-кого я из вас и обидел, может быть, есть недовольные мной. Теперь я состарился и хочу уступить свой трон тому, кто сегодня стал моим зятем.
Все согласились с ним, и юноша стал царем.
Юноша послал людей за отцом и матерью. Их привезли, и сын приветливо встретил их, устроил в их честь джегу на семь дней и семь ночей.
После окончания джегу молодой царь в присутствии всех собравшихся велел поставить старика и старуху в центре круга и объявил:
– Пусть они расскажут всю правду о своей жизни. Если они что-то скроют или солгут, я велю их казнить.
Старик первым рассказал о том, как он бедно жил, как купил волшебную птицу, как стал хаджи. Когда же пришел черед рассказывать старухе, она скрыла правду; тогда юноша позвал аталык-ану, и она рассказала о том, как вела себя женщина после отъезда мужа.
Молодой царь обратился к людям и сказал:
– Вот что со мной случилось, и теперь вы узнали, кто я и откуда я: это мой отец, это моя мать. О, моя мать, раскайся перед отцом в содеянном, и он простит тебя! Поселитесь в этом доме, вы найдете все, что будет нужно!\"Вот такую историю рассказал подданный нши.
Выслушал пши и велел не казнить сына, посадить его в темницу, а сам вернулся домой.
Но его жена опять стала требовать расправы над пасынком. Утром пши опять велел повесить юношу, и снова собрались люди. Кто-то из подданных сказал:
– Стоит ли из-за слов женщины убивать человека. Убьешь, а потом, даже если захочешь, не воскресишь его. Нельзя спешить в таком деле.
Вдруг люди увидели какого-то человека – он изо всех сил бежал к месту казни. То был аталык юноши. Подбежав, он бросился в ноги пши:
– Ой-ой, все это случилось из-за меня! – закричал он. – Это я велел мальчику молчать. Теперь расскажи, мой мальчик, как все было.
Юноша заговорил. Он рассказал обо всем, что произошло. Оказалось, что унауты пши слышали все, что говорила жена пши юноше, и они подтвердили правдивость его слов.
Пши снова разгневался. Он велел привести необъезженного семилетнего жеребца, привязать женщину к его хвосту и пустить коня по степи.
Так погибла коварная женщина, а остальные стали жить богато и счастливо.

Сказка № 1548
Дата: 01.01.1970, 05:33
Один молодой пши охотился со своими уорками. Они встретили в лесу джигита. Стал он охотиться вместе с ними.
Однажды кто-то из уорков убил сороку. Среди охотников возник спор, есть ли на свете девушка, у которой тело такое же белое, как белые перья сороки, а волосы – черные, как ее черные перья. Одни говорили есть, другие утверждали, что нет. Все это время гость молчал. Молодой шли спросил:
– Почему, наш гость, ты не принимаешь участия в нашем споре? Как ты думаешь, есть ли такая девушка?
Гость не хотел отвечать, но от него не отступались, и он сказал:
– Не знаю, достанется ли она молодому пши, сумеет ли оп найти ее, но такая девушка на свете есть.
На этом спор был закончен, и на другое утро незнакомец уехал.
Пши сказал своим спутникам:
– Вы поезжайте домой и сделайте с добычей то же, что и раньше. Я отправлюсь искать эту девушку и не вернусь, пока не найду ее. Если такая девушка на свете есть, я обязательно женюсь на ней.
Спутники сказали, что они не поедут домой без него. Но пши убедил их, что их кони измучены и не вынесут долгой дороги. Да и сами они притомились. Но и после таких слов спутники не послушали пши и поехали вместе с ним.
Ехали они долго и одолели большое расстояние. У них кончились припасы, кони их уморились и едва несли седоков. Уорки то отставали, то отъезжали в сторону и о чем-то шептались.
– Возвращайтесь, вы не сможете ехать дальше, – сказал тогда пши.
Уехали уорки, а с молодым пши остался один его аталык.
Говорят, что не было на свете более искусного мастера игры на апепшине, чем этот пши.
Долго ездил пши вместе с аталыком, и кончились все их припасы. Выбиваясь из последних сил, добрались они до какого-то леса. Здесь они остановились, достали свои маитэ и поставили шалаш. Зарезали коня, на котором ехал аталык, и засушили мясо.
– Проголодаешься, ешь конское мясо. Хорошо, если я вернусь живым, не вернусь – тоже ничего, – сказал пши и уехал. Аталык остался ждать его.
Долго ехал пши, ничего не встречая на своем пути. Но вдруг он заметил какую-то кошару. И конь и всадник очень устали: конь едва передвигал ноги, а молодой пши с трудом держался в седле.
«Лишь бы добраться до этой кошары», – подумал пши, но тут же потерял сознание и упал с коня. Упал и конь. Увидел их один из чабанов и побежал к старшему чабану. Тот велел взять арбу и привезти незнакомца на кошару. Пши так долго ездил, не сходя с коня, что седло приросло к спине коня и его с трудом сняли.
Выхаживали их больше месяца. Только через месяц и пши, и его конь пришли в себя, окрепли, набрались сил. Когда пши стал ходить, старик чабан сказал ему:
– Наш гость, у нас кончились припасы, и наши чабаны должны поехать в аул. Мне нужно пойти пасти овец. Не обижайся и не обессудь меня за то, что оставлю тебя одного.
– Очень хорошо, не сидеть же вам без провизии. Нужно и тебе заниматься своими делами! – сказал гость.
Утром старик пошел пасти овец, но все время думал о том, что нарушил обычай – оставил гостя одного. И он решил все-таки вернуться к гостю. Подъехав к кошаре, он увидел, что гость достал свой маитэ, срубил дерево и сделал из него апеп-шине. Он стал играть на пей. Старик, зачарованный его игрой, долго стоял молча. Наконец пши увидел его.
– А что ты так быстро вернулся, хозяин? – спросил он старика.
– Опозорились мы перед тобой, наш гость, – сказал пастух. – Негоже адыгу оставлять своего гостя без хагрея. Лучше умереть без пищи, чем оставить гостя одного.
– Тогда и я поеду с вами! – сказал пши. Но старик оста-вил с гостем одного из пастухов, остальные отправились за провизией.
Вскоре еще больше окрепли всадник и конь. Они почувствовали прежнюю силу, и пришла пора отправляться им в путь.
– Большое спасибо за все, что вы сделали для нас, – сказал пши старику. – Мне предстоит большое дело, и я теперь хочу отправиться в путь.
И он рассказал старику о цели своей поездки. Выслушав юношу, старик сказал:
– Пусть тха накажет того, кто открыл тебе это! Нет такой девушки на свете, и тебе лучше вернуться домой.
– Нет, почтенный, может быть, ты просто не слышал о ней, по такая девушка на свете есть. Пока не найду ее, не вернусь обратно, – решительно сказал молодой пши.
– Ты твердо решил ехать?
– Твердо.
– Тогда я скажу тебе, что такая девушка на свете есть, и ты почти близок к цели. Она живет в нашем ауле, но здесь нет человека, который мог бы стать тебе помощником. Все славные джигиты погибли из-за нее.
– Пусть и я погибну, но поеду к ней! – оказал пши.
– Если решил ехать к ней, то делай то, что я скажу. Возьми вот это апепшине и поезжай через аул, играя на ней. Все аульчане пойдут за тобой. Красавица никогда не слышала ничего подобного. Когда дойдешь до двора, где девушка сидит на шагиндаке, смело заезжай в него. Тебя встретят приветливо. Принесут тебе анэ, угостят. После того как анэ унесут, из большого дома выйдет старик с большой серебряной палкой. Он будет кричать и возмущаться тем, что кто-то посмел зайти в его двор без разрешения. Ты все это время сиди молча, не говори ни слова. Так он будет приходить трижды, но ты все время молчи.
Когда он придет в четвертый раз, то уже спокойно, без шума, поздоровается с тобой, разузнает о цели путешествия, а затем попросит твоего коня. Конь ему не нужен – он выкупает его, продержит пятнадцать дней голодным и вернет. В ту ночь, когда он вернет тебе коня, ты сними с себя одежду и оружие, но не ложись спать. Он заставит всех своих сыновей скакать на твоем коне, – сказал старик.
Молодой пши поехал прямо к девушке и сделал все так, как сказал старик чабан. В ту ночь, когда ему вернули коня, он не спал ни минуты.
Утром какой-то нагучица подъехал к дому на красивом гнедом коне. Старик чабан предупредил пши, что этот нагучица очень опасен для него – он может погибнуть от его руки, и советовал догнать его во что бы то ни стало и сбросить с коня. В одно мгновение вскочил джигит на коня и погнался за ним. Долго скакали они и прискакали наконец к большому кургану. Вдруг нагучица быстро повернулся и остановился.
– Что случилось? – спросил джигит.
– Давай побежим наперегонки, – предложил он.
– Мне нельзя бежать, – сказал юноша. – Почему?
– Это расстояние слишком мало для меня, надо ехать далыне, – сказал юноша.
Доехали они до второго кургана. Нагучица быстро повернулся и остановился.
– Что случилось? . – Будем состязаться в беге.
– Хорошо, – сказал джигит.
Остановились они и побежали. Как ветер помчался нагучица. Когда пши добежал до первого кургана, он увидел вдали какое-то черное пятно и понял, что это нагучица. Погнался он изо всех сил, налетел, как орел налетает на птицу, ударил и снес ему голову.
После этого джигит должен был заехать во двор, где жила красавица, и проехать под шагиндаком, где она сидела. Когда он проезжал под шагиндаком, девушка выпустила трех серых змей. Они должны были укусить его. Ударил пши мечом, разрубил змей и вошел в кунацкую. К тому старику, который трижды бранил юношу, послали сказать, что у него есть зять.
– Дай аллах жизни и здоровья и нам и ему: очень хорошо, что наконец у нас есть зять. Я сам скажу ему, когда придет время уезжать, – велел передать старик.
Прошло немного времени, и старик отдал джигиту в жены свою дочъ и с сопровождающими отпустил его домой.
Отправился пши в путь вместе с красавицей женой. Приехал он к чабану, который выходил его. Пши привез ему богатые подарки, но тот отказался принять их.
– Ну как же, ты для меня столько сделал, и я хочу сделать тебе приятное, – сказал молодой пши.
– Если хочешь обрадовать меня, – сказал старик, – дай мне одну из девушек, которые сопровождают твою жену.
Юноша дал чабану одну девушку, наказал своим спутникам приехать к такому-то лесу, а сам поехал вперед один.
Ехал он ехал и увидел двух всадников – они мчались друг эа другом с обнаженными шашками. Хотел пши догнать их, но не смог – ускакали всадники.
На второй день он снова встретил тех всадников, опять хотел догнать, но и на этот раз они ускакали. И на третий день пши встретил тех же всадников, погнался за ними и схватил за локоть всадника, который скакал последним. Но тот отдернул руку, вырвался и уехал. В руках у пши остался браслет, какой носят женщины.
Пши решил узнать, кто эти таинственные всадники, и отправился вслед за ними. Проехав какой-то лес, он выехал в поле и увидел огромный дом. Он поставил коня и зашел в дом. В доме не было ии души. Сел пши на кровать.
Прошло немного времени, подъехал к дому какой-то всадник и позвал: «Жиу!».
Когда никто не вышел на его зов, он спешился, зашел в другую комнату и разделся – оказалось, это была девушка. Потом подъехал другой всадник, тоже крикнул: «Жиу!», но когда никто не вышел, тоже зашел в дом.
Юноша спрятался и увидел, что всадник разделся – это была девушка.
В третий раэ подъехал какой-то всадник. «Жиу!» – крикнул и он, но девушки не стали выходить. Тогда тот спешился, зашел в дом – и это была девушка.
– Расскажите, что самое интересное приключилось сегодня с каждой из вас? – сказала одна из девушек.
– Раз ты начала разговор об этом, расскажи первая, – сказали ей другие.
– Вот что со мной приключилось. Сегодня я преследовала своего врага и почти настигла его, но меня догнал какой-то всадник на белом коне, и я едва ушла от него. Ай анасын, если бы тот мужчина стал моим мужем!
Средняя из девушек рассказала то же, что и старшая. Младшая, выслушав сестер, сказала:
– Тот всадник, о котором вы говорите, гнался и за мной, я еле ускакала от него, но мой браслет остался у него.
Услышав слова девушки, пши бросил браслет. Девушка вскочила, схватила браслет и села.
Тогда заговорила старшая из девушек:
– Наш гость, выходи из укрытия. – И она вывела джигита на середину комнаты.
– Наш гость, мы – сестры. У каждой есть хорошее приданое. Хочешь – возьми нас всех замуж, хочешь – выбери одну из нас.
– Я хочу взять в жены ту, которой коснулась моя рука, – сказал пши.
Сестры отдали ему младшую сестру, и он вернулся к своим спутникам.
Он отправил их к тому лесу, где оставил своего аталыка. Сам тоже поскакал к аталыку и приехал к нему первым. У того уже давно кончились припасы, он отощал и зарос. Увидев это, шпи быстро вернулся к своим спутникам, взял у них еды и ножницы и вернулся к аталыку. Он накормил его, напоил, постриг. Тем временем прибыли и спутники пши. Здесь все они отдохнули неделю, а потом отправились домой. Когда подъехали к околице аула, молодой пши сказал:
– Вы тут постойте, я узнаю, какие хабары в ауле. Поехал он по аулу и встретил чабана.
– Какие хабары? – спросил он чабана.
– В нашем ауле, – сказал чабан, – нет сейчас хороших хабаров. На нас напало вражеское войско и требует большо-можем, и аул в большомго выкупа. Заплатить его мы не горе.
Понял пши, что не попасть ему в аул, ни слова не ответил чабану и вернулся к своим спутникам. Аталыку он сказал:
– Ты можешь поехать в аул, но выехать обратно не сможешь. Девушку, у которой тело белое, как белые перья сороки, а волосы черные, как ее черные перья, отдай под покровительство почтенного человека, а остальных отведи к нам домой.
Аталык повел спутников в аул, пши остался один: он решил сам сразиться с вражеским войском. Бесстрашно вступил он в битву и одержал победу над многочисленными врагами. Решил он один одолеть и тех врагов, что были в ауле. Он прыгнул на коне через глубокий ров, но задние ноги коня зацепились за край рва, и конь вместе с седоком упали в ров. Враги связали джигита и бросили его в темницу.
Однажды посмотрел пши в окно темницы и увидел, что мимо идет знакомый аульчанин.
– Скажи, какие хабары в ауле? – спросил он.
– Хороших хабаров в ауле нет, – ответил тот. – Говорят, нашего молодого пши схватили враги и пленили его, заковали в оковы и бросили в темницу. Сегодня они устраивают свадьбу с девушками, добытыми пши, а пока в ауле идет большой джегу.
Загоревал пши. Недалеко от окна темницы на шагиндаке сидела дочь предводителя вражеского войска. Увидела она прекрасного джигита, брошенного в темницу, полюбился он ей, и решила она помочь узнику. Вечером пришла она к нему.
– Пусть твой вечер будет добрым, – сказала девушка.
– Уходи отсюда, – сказал пши, – мои дела тебя не касаются.
– Почему ты так говоришь? Если бы мне было все равно, я бы не пришла сюда.
– А что тебе надо от меня?
– Ты мне полюбился, и я хочу, чтобы ты стал моим мужем. Тогда я сделаю так, чтобы тебя освободили, иначе тебе не выйти из темницы.
– Хорошо, – согласился пши.
По просьбе дочери предводитель вражеского войска велел выпустить пши из темницы, и он вернулся к околице своего аула. Оттуда он увидел, как его сестра несла воду его коню. Джигит не мог переправиться через реку, а потому крикнул:
– Девушка, отпусти этого коня!
– Не отпущу, – сказала девушка. – Это конь моего любимого старшего брата, не отдам его тебе.
– Не говори так, – сказал джигит и подал знак своему коню. Конь вырвался и пошел в воду. Пши переправился через реку, а коня отдал сестре.
– Сестра, никому не говори, что я вернулся. Скажи мне, какие хабары в нашем ауле.
– Ео-ой, хороших хабаров нет, – ответила девушка. – Всех девушек, привезенных тобой, отдают в жены вражеским предводителям, сейчас идет большой джегу.
Отправился молодой пши на джегу. Его сразу не узнали, но потом некоторые заподозрили в незнакомце молодого пши и стали состязаться без особого старания.
– Из-за этого оборванца, что пришел сюда незваным, вы перестали веселиться, – разозлился вражеский предводитель.
Стали джигиты играть лучше, но веселья не было. Молодой пши велел предводителю повторить свои слова. Тот замахнулся на него, но пши убил его, а за ним перебил всех других своих врагов.
Потом он взял в жены и красавицу, ради которой выехал в путь, и трех сестер, которых встретил в лесу.
И зажили они богато и счастливо.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2025