Сказка № 3216 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил в одной деревне бедняк, был он добр и услужлив и твердо верил в то, что по-настоящему счастлив только тот, кто думает и заботится о других. И хотя ничего дурного нельзя было о нем сказать, а напротив, был он достоин всяческой похвалы и уважения, тем не менее родственники считали его глупым и непрактичным. Потому-то они и называли его Маун Швей. [Швей – золото (бирм.).] Однажды Маун Швей отправился за бамбуком. Нарезал он целую охапку и уже подходил к дому, когда ему повстречались друзья. Затеяли они возню, растащили весь бамбук, и пришлось нашему добряку идти домой с пустыми руками. Однако Маун Швей совсем не огорчался и даже радовался, что ему удалось немного поразвлечь приятелей. Родители же, узнав об этом, ужасно расстроились. – До чего же ты глуп, – принялись они бранить Маун Швея. – Что бы такое придумать, чтобы ты хоть немного поумнел! Вот что. Ступай-ка ты к аскету, может быть, он тебя чему-нибудь научит. Отправился Маун Швей к аскету в лес. Шел он, шел и наконец притомился. И тогда решил он немного отдохнуть в тени баньянового дерева. Устроился поудобнее, закрыл глаза и совсем было приготовился уснуть, глядь, прилетает маленькая пичужка. – Друг-человек, ты куда направляешься? – спрашивает. Рассказал Маун Швей, что идет учиться уму-разуму у аскета. А пичужка выслушала его и говорит: – О друг-человек, не откажи в моей просьбе – узнай у аскета, почему я словно привязана к этому дереву и не могу никуда от него улететь. – Ладно, – согласился Маун Швей и, распростившись с пичужкой, пошел дальше. Долго ли, коротко ли шел Маун Швей, но только опять захотелось ему отдохнуть. А тут как раз и беседка поблизости оказалась. Не успел он расположиться на отдых, глядь, появляется богач, тоже вздумавший отдохнуть в беседке. Мало-помалу они разговорились, и богач полюбопытствовал, куда и зачем держит путь Маун Швей. А когда узнал, что Маун Швей направляется к ученому аскету, богач принялся его умолять: – Расспроси поподробнее у аскета, как мне исцелиться от болезни, которая донимает меня много лет кряду. – Ладно, – согласился Маун Швей и продолжил свой путь. Шел он, шел и пришел к широкой реке. Уселся он на ее крутом берегу и стал задумчиво смотреть на воду. Вдруг откуда ни возьмись появился крокодил. Узнав, что Маун Швей держит путь к ученому аскету, взмолился крокодил: – Не будешь ли ты любезен узнать у аскета, как мне избавиться от головной боли, которая мучает меня всю жизнь. Маун Швей обещал выполнить и его просьбу.. Наконец Маун Швей добрался до обители ученого аскета. – Что привело тебя ко мне? – спрашивает аскет Маун Швея. – О мудрый старец, я пришел к тебе за советом. Далеко от этих мест на баньяне живет маленькая пичужка, которая не может никуда улететь, словно прикована к дереву цепями. Что ей нужно сделать, чтобыизбавиться от этого наваждения? И тогда аскет сказал: – В прошлой жизни у этой пичужки было два горшка: один с серебром, другой с золотом, которые она зарыла под баньяном. Вот теперь ей приходится сторожить эти горшки. Если она раздаст сокровища людям, то освободится от злой силы, приковавшей ее к дереву, и сможет свободно летать, куда ей вздумается! Поблагодарил Маун Швей аскета за мудрый совет и продолжал: – Дорогой учитель! По пути сюда мне встретился богатый человек, который вот уже много лет страдает от тяжкого недуга. Он просил меня разузнать, как можно излечиться от его болезни. Причина болезни – в его богатстве. Стоит ему избавиться от него хотя бы частично, и болезнь сразу же пройдет! Поблагодарил аскета Маун Швей и продолжал: – И еще одна просьба к тебе, мудрый старец. В реке, неподалеку отсюда, живет крокодил. Он просит у тебя совета, как ему избавиться от головной боли, которая мучает его всю жизнь. – В голове у этого крокодила застрял рубин. Если он извлечет его оттуда и без всякого сожаления подарит кому-нибудь, то головная боль у него пройдет! Очень обрадовался Маун Швей. Он простился с аскетом и поспешил в обратный путь. Тут-то он и вспомнил, зачем родители послали его к аскету. Вспомнил, но не огорчился. Главное, что он сможет помочь пичужке, богачу и крокодилу. Шел Маун Швей, шел и пришел к реке, где жил крокодил. А тот уже его ждет. Рассказал Маун Швей, что посоветовал аскет. Крокодил вынул из головы рубин, и головную боль как рукой сняло. На радостях крокодил отдал рубин Маун Швею. Маун Швей отыскал богача и научил его, как избавиться от недуга. И наконец добрался Маун Швей до баньянового дерева, на котором жила пичужка, и поведал ей обо всем, что узнал от аскета. Пичужка тотчас же вырыла из земли серебро да золото и отдала все Маун Швею. И тут же она ощутила себя свободной и способной лететь на все четыре стороны. Так забота о других обернулась добром для Маун Швея. Богатым и счастливым вернулся он в родную деревню и всю свою жизнь посвятил заботе о ближних. | |
Сказка № 3215 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили-были два брата в деревне. Пришло время, и братья расстались: младший подался в чужие края, женился, разбогател, а старший остался в родной деревне, тоже женился, но был он неудачлив, да так и прозябал в бедности. И так и этак старался он извернуться, только не было ему удачи. Однажды нашел старший брат пустовавший клочок земли и решил его засадить. Но земля была каменистой и совсем непригодной для посева. Да и обрабатывать ее было нечем. Не было у него ни буйвола, ни коровы, ни плуга. Думал он, думал и надумал пойти к младшему посоветоваться. Пришел он в дом младшего брата, а у того собрались гости – люди все богатые. Не хотелось бедному брату позорить богатого, и он подался прямиком на кухню. Там жена брата как раз готовила угощения. Поначалу она сделала вид, будто его и не приметила, а когда, покормив гостей, воротилась на кухню, собрала все объедки, уложила их на поднос и подала шурину. Как раз в это время появился младший брат. – Проходи в дом, – пригласил он старшего брата. – У тебя ко мне дело? Говори, не таись. Авось я сумею тебе помочь. – Ничего мне не нужно, разве что поднос! – насупился тот. – Ну и шутник же ты! Да зачем тебе понадобился этот поднос? Вот если бы ты захотел возделать поле, я бы помог тебе и скотиной и деньгами. Но старший стоял на своем: – Ничего мне не нужно! Только этот старый поднос! Взял старший брат поднос и вернулся к себе домой. Вооружился он лопатой, привязал на шею поднос и отправился в поле. Не день, не два работал он там, и каменистая сухая земля стала подобна пуху. Прошло три года. Стал старший брат пожинать плоды своего труда. Он богател не по дням, а по часам. Обзавелся хозяйством, выстроил новый дом и пригласил в гости младшего. – Ваш поднос сослужил мне добрую службу, – сказал он, радушно потчуя гостей всякими кушаньями. – Век помнить буду, как щедро угощала меня невестка с этого подноса. Тогда-то я и уразумел, что нет ничего горше бедности, и с тех самых пор никогда с ним не расставался. Один только поднос помог мне выбиться в люди, и это заслуга моей невестки! | |
Сказка № 3214 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
В незапамятные времена государством Паган правил могущественный и справедливый король Дхамма. Все свои деяния он творил в строгом соответствии с законами, и слава о его справедливости достигла пределов рая, где господствовал Тиджамин. И решил Тиджамин проверить, действительно ли король Дхамма столь безупречен, не отступает ли он иной раз от истины? С этой целью Тиджамин соорудил железную ловушку, которая хватала за руку всякого лгуна и нечестивца, нарушившего закон. А как раз в ту пору близ деревни в полуразрушенной хижине жил благочестивый старец, готовившийся к постригу в монахи и одновременно занимавшийся алхимией. Одна из мирянок постоянно носила ему подаяние и, проникшись глубоким уважением к его особе, отдала ему на хранение вис золота. Шли за днями дни, и настало время, когда дети этой женщины потребовали раздела наследства. Отправилась она к старцу: – Досточтимый учитель! Верни, пожалуйста, мое золото, которое ты хранил столь тщательно и долго, дети требуют раздела наследства. – Какое золото? – возмутился старец. – Я отродясь не держал в руках ни одного грамма золота! «Никак, он намеревается присвоить мое золото?» – всполошилась женщина и пожаловалась судье. В назначенный день истица и обвиняемый явились в суд. Судья велел им приблизиться к железной ловушке, дабы испытать их честность. Женщина, чувствуя свою правоту, без промедления выполнила указание судьи, и ловушка, конечно, не сработала. Настала очередь старца. Держа в руках круглую плетеную корзину, в которую он упрятал золото, старец нерешительно топтался на месте. – Ну, что же ты стоишь? Подходи! – строго приказал Судья. – Как мне все это неприятно, – запричитал ста-Рец, – я уповаю стать монахом, а меня подозревают в мошенничестве. Темные деяния несовместимы с монашеским саном! И досаднее всего то, что все это происходит на глазах у мирян. И, как бы между прочим, он обратился к обиженной им женщине: – Несподручно мне тащить с собой корзину. Подержи ее минутку. – И, всучив корзину с золотом его истинной владелице, он подошел к ловушке. Ловушка опять не сработала. А старец, взяв у женщины корзину, гордо удалился. Узнав, чем кончилась эта печальная история, Ти-джамин забеспокоился: – Если так и дальше будет продолжаться, люди потеряют веру в меня! – И он уничтожил ловушку. Тем не менее, именно с тех самых пор в мире бытует пословица: «Монастырский старец горазд сбить с толку даже паганскую ловушку». | |
Сказка № 3213 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Вскоре после сотворения вселенной король натов Ингаунуамаган задумал украсить мир. Он обзавелся золотой и серебряной чашами и, зачерпывая воду из большого моря – Макчинтунгу, – выливал ее на землю. И тотчас возникали реки и речушки, пруды и озера. А когда король натов вылил воду на вершину высокой-высокой горы, образовались речки Мэйка и Маликха. Текли они, текли по горным ущельям и, соединившись с рекой Чхингаранга, образовали самую прекрасную реку на свете – Ирравади. Величественная и любимая дочь моря – Ирравади – отличается от всех прочих рек. Ее дно и берега устланы золотым песком, в ее воде резвятся красивые рыбы, ее берега поросли пышными зелеными деревьями, а в нижнем ее течении даже имеются богатые залежи нефти. С образованием рек и водоемов появилась необходимость в мостах, и прежде всего нужен был мост через огромную Ирравади. Когда король натов начал сооружать первый мост, пришли к нему девять сыновей духа-ната Лаяуканзо и стали чинить ему всяческие препятствия. Поначалу они сообщили, будто умерли его младшие братья. Опечалился король натов, однако, ответив, что братьев могут заменить близкие друзья, продолжал работать. В следующий раз сыновья злого духа-ната принесли известие, будто у короля натов умерла единственная сестра. Пуще прежнего приуныл король натов, но работы не прекратил. Тогда, исполненные злых умыслов, сыновья ната Лаяуканзо солгали, будто умерла мать короля натов. Однако и это известие не сломило его воли. Он мужественно ответил, что добрый отец может заменить мать. Но когда неуемные враги сообщили королю натов о смерти его отца, он ничего не сказал. Король натов разрушил построенный было мост, бросил все материалы и инструменты, какие ему были необходимы для сооружения моста, и отправился домой. Сначала король натов сел на слона, но горные ущелья были столь узки, что ему пришлось пересесть на лошадь. Однако под тяжестью короля натов лошадь пала, и король натов Ингаунуамаган вынужден был добираться до дворца пешком. С тех пор в Качинских горах можно встретить следы его тяжелых шагов, а на месте, где король натов разрушил мост, возникли водопады, которые называют Кхарун. Придя домой, Ингаунуамаган узнал, что девять сыновей духа-ната Лаяуканзо зло над ним посмеялись, и сказал им так: – Вы – гнусные лгуны и обманщики, и я решил вас наказать за это. Я напущу на вас девятидневный дождь. – А нам это нипочем, – возразили девять братьев. – Нам не страшен не только девятидневный, но и девятилетний дождь. Мы всегда найдем прибежище у огня. Услышав подобные речи, король натов рассердился пуще прежнего и устроил на земле бесконечный ливень – всемирный потоп. Вода затопила всю землю, оставив в живых лишь двоих людей: Паупоннанчаунга и его сестру Чанкхоу. | |
|