Сказка № 3236 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
В некое королевство, где правил щедрый и умный король, приехали артисты. Король радушно встретил гостей и даже устроил в их честь праздник. А из рассказов хозяина труппы король узнал, что среди артистов есть очень искусный резчик по дереву, который желает состязаться в мастерстве с бирманским народным умельцем. Но при этом он ставит такое условие: тот, кто потерпит поражение, должен заплатить десять висов золота. Король подумал-подумал и согласился. [Вис – мера веса, равная 1600 граммам.] А кроме того, обещал подарить победителю огромный рубин. Однако, когда пари было заключено, оказалось, что состязаться-то некому: король не знал ни одного искусного резчика! Призвал тогда король своих министров и сказал: – Из соседнего королевства к нам явился замечательный народный умелец – резчик по дереву. Повелеваю немедля найти такого искусного бирманца, который сумел бы превзойти иностранца в мастерстве. Если бирманец выйдет победителем, я одарю его пятью тысячами джа. Если же он проиграет, то я распоряжусь его казнить. Господа министры! Пусть гонги возвестят всем подданным о нашем повелении. Отправились министры в разные концы страны, но их старания не увенчались успехом. Желающего вступить в состязание с чужеземцем найти было трудно: все боялись смертного приговора. Наконец объявился один бедняк, который согласился участвовать в состязании. Министры срочно доставили его во дворец, и он предстал пред королевские очи. Окинув взглядом неказистую фигуру бедняка, король поморщился. – Не внушаешь ты мне доверия, – сказал он. – Неужто ты и впрямь надеешься одолеть иноземного мастера? Знаешь ли ты, что ждет тебя в случае поражения? – Не извольте беспокоиться, ваше величество! – ответил ему бедняк. – Я непременно выйду победителем. Услышав заверения бедняка, король несколько успокоился. Наконец наступил день состязаний. Король представил друг другу соперников и объявил условия состязания. Суть их состояла в том, чтобы изготовить скульптуру наитончайшей, наиискуснейшей работы, которой доселе никто никогда не видывал. Иноземный мастер перво-наперво занялся поисками материала. На исходе третьего дня он вчерне уже закончил свою работу. Бирманец даже не принимался за дело: он спал, ел да курил, а о работе, казалось, и не помышлял. Спокойствие не покидало его. Министров же день ото дня одолевало все большее волнение. Король тоже огорчился, узнав, что бирманский мастер еще не приступал к работе, в то время как иноземец уже закончил свое творение вчерне, и ему оставалось лишь завершить отделку. В конце концов король не выдержал и отправился в мастерскую своего подданного. Тот, как обычно, сидел себе спокойно да покуривал. – Завтра истекает срок представления работы! Когда же ты наконец займешься делом? – грозно спросил его король. – Да я еще и не начинал, – простодушно ответил бедняк. – Я никак не могу решить, на чем мне остановиться. Однако, ваше величество, не беспокойтесь! Все равно я одержу верх. – Как, ты еще и не начинал?! – возмутился король. Завтра состязание, а ты все размышляешь! Учти, если не сдержишь своего слова, не миновать тебе страшной участи. Однако гнев короля, казалось, совсем не испугал мастера. После ухода повелителя он даже вздремнул немножко. А пробудившись ото сна, умылся и решил, что самое время приняться за дело. Не прошло и десяти минут, как все было готово. Наступил день состязания. Во дворце собралось множество народу. Вскоре туда прибыли чужеземные артисты. Четыре человека торжественно внесли покрытую бархатом скульптуру. Через некоторое время появился и бирманский мастер. В новом платье, радостно улыбаясь, он нес что-то на длинных бамбуковых палках. – Состязание начинается! – торжественно провозгласил король, когда кругом воцарилась тишина. Иностранные гости отбросили покрывало, и вздох восторга, прокатившийся по залу, сменился молчаливым восхищением. Глазам изумленной публики предстала фигурка слона. При виде такой искусной работы король помрачнел. «Конечно же, иноземец выйдет победителем», – с горечью подумал он. Потом настала очередь бирманца показывать свою работу. Иноземные гости, затаив дыхание, с любопытством разглядывали два небольших предмета, прикрепленных к бамбуковым шестам. И вдруг их словно прорвало: они заговорили разом, перебивая друг друга. Спор продолжался минут пятнадцать, и наконец хозяин труппы признал, что бирманцы одержали победу. И в подтверждение этого он передал королю – десять висов золота. Все присутствующие радостно приветствовали успех своего соотечественника. А король, как и обещал, наградил его пятью тысячами джа и присвоил ему звание лучшего резчика королевства. Вам интересно, что представил на всеобщее обозрение бирманец? Губку и птичье гнездо!!! | |
Сказка № 3235 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Когда-то давным-давно стояла на стыке Верхней и Нижней Бирмы неподалеку от деревенского кладбища ветхая бамбуковая хижина. И жили в той хижине монах да служка. Монах усердно изучал заповеди, и это занятие отнимало у него так много времени, что ничем другим он заниматься не успевал. А подаяние за него собирал служка. Жители деревни были весьма недовольны тем, что монах никогда не произносил проповедей, и решили наказать его за это. Пошел однажды служка в деревню за подаянием, а вернулся оттуда ни с чем. Однако монах был Настолько поглощен своими заповедями, что не обратил на это ни малейшего внимания. Однажды увидел монах удивительный сон: приснилось ему, будто если сложить два бамбуковых подноса да приделать к ним крылья, то на них можно будет летать по воздуху. И еще приснилось ему, будто любую болезнь можно излечить пометом насекомых. Поведал монах об этих снах служке, а тот на радостях воскликнул: – Наконец-то и нам повезло! – В чем повезло? – удивился монах. Но хитроумный служка ничего не ответил и в тот же миг принялся за дело. Он стал соскребать со стен хижины помет насекомых, а потом, когда набралось помета достаточно много, разложил его по бутылкам, налил воды, а в некоторые бутылки добавил еще и краски и наконец на каждую из них наклеил этикетку с названием лекарства. Пришел однажды служка в деревню за подаянием и стал расхваливать своего монаха, что, мол, тот обладает даром исцелять от любой болезни. Как раз в ту пору в одном доме умирал от тяжкого недуга человек. Народу собралось видимо-невидимо. Деревенский лекарь беспомощно разводил руками, и спасения было ждать неоткуда. Вдруг раздался голос служки: – Наш монах изрядно преуспел в лечении различных болезней. Сходите к нему, попросите хорошенько, и он даст вам лекарства, от которых больной сразу же поправится. Поначалу никто не обратил внимания на его болтовню, но потом один из тех, кто стоял неподалеку от больного и чье лицо было особенно скорбным, внял наконец словам служки: – Ты говоришь, твой монах может помочь? Маун Каин! Сходи-ка к монаху да принеси лекарства. Пошел Маун Каин к монаху. Поведал ему о состоянии больного, а монах и спрашивает: – Маун Каин, кто лечил больного? – Лечил его настоятель северного монастыря У Бо Та. Лечил настоятель восточного монастыря У Тая. Лечили и другие, да все без толку. Может быть, у вас что-нибудь получится? Дал монах Маун Каину три бутылки . лекарств и объяснил, как с ними управляться. На обратном пути Маун Каин встретил настоятеля монастыря У Бо Та. – Ты откуда идешь? – спросил настоятель. – Да вот ходил к монаху за новыми лекарствами, – ответил смущенный Маун Каин. – Уж если я не вылечил больного, то сам Тиджамин его не вылечит! – сказал У Бо Та. Однако Маун Каин сделал вид, будто не слышит упрека, и последовал дальше. [Тиджамин – король натов.] Принес Маун Каин лекарство, стали поить им больного, и к утру больному полегчало. А через несколько дней больной и вовсе выздоровел. Вскоре слава о чудодейственном лекарстве облетела всю округу. Больные валом повалили к монаху-лекарю. Некогда заброшенный монастырь теперь всегда был полон народу. Сюда приходили целыми семьями. А монах со служкой уже не испытывали голода – монастырский двор стал мал для подношений. Зато дел у служки поприбавилось. Он буквально с ног сбивался: уж очень много требовалось прихожанам лекарств. Однажды прославленный монастырь посетил монах У Бо Та. Он хотел испробовать свою колдовскую силу и наслать на монастырь духов да привидения. Но монах и служка всю ночь напролет читали молитвы, и нечистая сила струсила. На следующий день ввечеру служка сварил тхамэне. Он расстелил лонджу, смазал ее тхамэне и прилепил к ней пух из подушки. Облачившись затем в это странное одеяние, он отправился в монастырь У Бо Та. Тот, завидев приближающееся чудовище, в страхе стал читать все – известные ему молитвы, однако ни одна, из них ему не помогла. Чудовище смело приблизилось к У Бо Та и угостило его сочной затрещиной. «Видно, я вправду никудышний», – рассудил У Бо Та, потирая щеку. | |
Сказка № 3234 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Повстречались однажды в лесу Слон и Тигр. Слон и говорит: – Видишь на дереве индийского соловья? Давай Держать пари. Тот из нас, кто, крикнув три раза, сумеет его спугнуть, выиграет, а проигравший будет съеден! – Ладно, – согласился Слон. – Ну что ж, начинай ты! – предложил Тигр. Крикнул Слон три раза, а соловей продолжал сидетькак ни в чем не бывало. Теперь наступила очередь Тигра. Не успел он раскрыть пасть, как все находившиеся поблизости птицы разом сорвались с мест и улетели. Понял Слон, что проиграл, и стал просить у Тигра отсрочки. – Так и быть, – согласился Тигр. – Только смотри не обмани меня. Ровно через неделю приходи на это место. Я буду тебя ждать. Отправился Слон на берег реки и стал оплакивать свою судьбу. Тут подошел к нему Заяц и спрашивает: – О чем ты, Слон, горюешь? Поведал Слон о своей беде, так, мол, и так, заключил с Тигром пари да и проиграл, и теперь Тигр его съест. – Не печалься, – говорит ему Заяц. – Испеки побольше лепешек и через семь дней приходи ко мне. Слон напек лепешек и на седьмой день пришел к Зайцу, Заяц взобрался к нему на голову и велел идти к тому месту, где Тигр поджидал Слона. Завидев издалека Тигра, Заяц стал уплетать вкусные лепешки, громко приговаривая: - Оказывается, мозгов Слона маловато, я еще недостаточно насытился. Очень кстати здесь оказалсяэтот Тигр. Тигр испугался и бросился наутек! | |
Сказка № 3233 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жила когда-то в одной деревеньке на самом краю света бедная семья. И было в этой семье двое детей: девочка лет пятнадцати да мальчик лет десяти. Отец их уходил на заработки и дома почти не бывал. С детьми оставалась мать. Она и хлопотала по хозяйству. И хотя семья была бедная, жили они счастливо и дружно, во всем помогая друг другу. Но вот неожиданно обрушилось на них горе – умерла мать. А вскоре отец снова женился. – Надо же кому-нибудь присматривать за детьми, – говорил он соседям. Так в доме появилась мачеха. Детям очень хотелось, чтобы она походила нравом на их покойную матушку! Но не тут-то было. Как ни старались, никак не могли угодить ей сироты. Пуще всего лютовала мачеха, когда отец уходил на заработки, – она заставляла несчастных детей работать от зари до зари и при этом еще колотила их да ругала на чем свет стоит. Наберет, бывало, мачеха целый ворох грязного белья и заставляет мальчика стирать. А как возвратится отец, она ему еще и жалуется: – Твои дети совсем от рук отбились. «Ты, говорят, нам не родная мать, не станем мы тебя слушать». Приструни их как следует, иначе не останусь я больше в этом доме. Отец напускался на детей с бранью, а те слушали его молча, глотая горькие сиротские слезы, и всякий раз вспоминали свою добрую заботливую матушку. Но отца они тоже жалели и потому никогда ему не перечили. Между тем мачеха день ото дня становилась все злее и злее. И вот однажды она потребовала, чтобы отец выгнал детей из дому, а не то, мол, уйдет сама. Стал отец думать, как ему быть: детей выгнать или жену потерять. Думал он, думал и решил все-таки оставить жену, а детей спровадить с глаз долой. Так бедные дети очутились на улице без куска хлеба и без крыши над головой. Взяла сестра братишку за руку, и побрели они прочь от дома. Шли они, шли и пришли наконец на опушку леса. Тут они сели отдохнуть, и сестренка, чтобы успокоить малыша, стала рассказывать ему сказки. Отдохнули дети немного и снова двинулись в путь. Очень им хотелось засветло добраться до какой-нибудь деревни, где можно было бы заночевать. Но чем дальше они шли, тем гуще становился лес. А когда совсем выбились из сил, опустились на землю под раскидистым баньяном и сразу же уснули. Среди ночи девочка проснулась и стала думаты\"Зачем нам искать деревню? Все равно родственников у нас там нет, помочь нам некому. Не лучше ли остаться здесь, в лесу? По крайней мере, здесь мы с голоду не умрем!\"И остались брат с сестрой жить в лесу: питались они ягодами, воду брали в ручье, а главное – здесь никто их не бил и не бранил. Однажды на лесной полянке увидел брат стайки голубей и захотел поймать одного. Он смастерил ловушку, и вскоре в нее попался голубок. Принес мальчик свою добычу сестрице и попросил ее приготовить из голубя обед. Когда же сестра распотрошила голубя, в зобу у него оказалось семь рисовых зернышек. Взрыхлили дети землю и бросили в нее эти зернышки. Из семи зернышек взошли семь стебельков. Потом появились колосья, а когда они вызрели, дети очистили их от зерен и зерна надежно спрятали. На следующий год, весной, они вскопали участок побольше и посеяли припасенные ими зерна. На этот раз им удалось собрать еще больше. Прошло много лет. Дети повзрослели. Малютка-братец превратился в рослого юношу. Однажды забрел он в деревню и рассказал тамошним жителям о рисе, который они с сестрой выращивают. Пришли крестьяне к юноше, подивились тому, что увидели, и, получив в подарок семена, счастливые, отправились восвояси. А на следующий год жители той деревни радовались богатому урожаю. Вскоре юноша женился на скромной деревенской девушке. Сестра же замуж не вышла, осталась жить с братом и его женой. Так и жили они все вместе до глубокой старости. Из слов же «са» и «бва», что по-бирмански значит «начинать» и «увеличиваться», возникло слово «сэба» – рис. И это слово хорошо известно каждому жителю Бирмы. | |
|