Сказка № 1114 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Шестнадцатилетний Будамшу даа поспорил, что сумеет (заставить) самого богдо (святейшего) приподняться и поздороваться с ним при всем народе. Приготовил он тюфяк и отправился к богдо. Много друзей представляются святейшему. Сидит богдо на своем сидении и принимает народ. Шестнадцатилетний Будамшу даа взял тюфяк и заходит к богдо. – Прошу Вас чуть приподняться, я хочу подложить Вам этот тюфяк, – говорит. Как только (богдо) чуть приподнялся, Будамшу даа подложил тюфяк и поприветствовал его. – Доброго здоровья! Так он выиграл спор у своих друзей. Снова Будамшу даа поспорил с товарищами, что он получит от самого богдо его шапку. Он сшил из шкуры росомахи шапку, пришел к богдо и встал перед ним. – Парень, какая у тебя красивая шапка. Из чьей шкуры сшита? – спрашивает богдо. – Сшита из шкуры росомахи, – отвечает (Будамшу даа). – Поменяемся шапками? – говорит богдо. – А где ваша шапка? Богдо показывает на свою старую шапку. – Согласен, пусть будет так. Хоть шапка ваша и старая, зато на макушке с жезлом и кондор украшен. У моей шапки, кроме красоты, ничего нет, – сказал Будамшу даа, отдал ему свою шапку из шкуры росомахи, надел шапку (богдо) и приехал домой. Так сумел он взять у богдо его шапку и выиграть спор. Опять он поспорил, что заставит богдо лаять по-собачьи. – Не сумеешь, – спорят с ним друзья. Вместе с поспорившими друзьями (Будамшу даа) отправился к богдо. – Вы стойте возле двери и слушайте. Я зайду к богдо и заставлю его лаять по-собачьи, – сказал Будамшу даа. Потом он зашел к богдо и начал рассказывать ему о разных зверях и животных всей земли. – В каждой долине собаки лают по-разному? – спрашивает он у богдо. – А всюду, где я был, собаки лают на один лад: «?а-?у-?уу». А как лают они по-другому? – Они лают одинаково, только там, где ты бывал. В некоторых долинах собаки лают вот так: «Хуп-хуп». Поэтому говорят, что в разных долинах собаки лают по-разному, – сказал богдо. Будамшу даа быстро вышел и говорит друзьям: – Я же говорил вам, что заставлю богдо лаять. Вы слышали, как он лаял по-собачьи? Так он опять выиграл спор. Потом Будамшу даа поспорил, что заставит богдо отведать засохший собачий помет. Он узнал, что бывают одинаковые по цвету лекарства, взял сухой собачий помет и пошел к богдо. – Я принес лекарство. Хорошее оно или нет? – спросил он у богдо отдал ему. Богдо отломил кусочек и попробовал на вкус. Так он заставил Богдо съесть (собачий помет) и выиграл спор. Однажды он пришел к богачу, попросил сена и говорит: – На вашей земле я поставлю зун (летом) одну копну. Очень обрадовался богач, что получит вместо одной копны сто одну копну и дал ему сена. Наступило жаркое лето. Выросла хорошая трава. До того, как начали косить сено другие, он пришел на землю богача, накосил и поставил одну большую копну. Многие начали косить сено и закончили, а Будамшу даа так и не появлялся. Богач приехал к Будамшу даа и говорит: – В трудное весеннее время ты у меня брал одну копну сена и обещал скосить мне сто (зуун) одну копну. Скоро трава высохнет, скорее коси и поставь сто одну копну. Будамшу даа отвечает: – Да что вы говорите? Я ведь взял у вас только одну копну. Обещал скосить летом (зун) одну копну сена. Вы не поняли и говорите совсем не то. Ничего не нашел ответить богач и остался ни с чем. Через некоторое время у одного богача пал бык. Видит Будамшу даа, что бык-то жирный и говорит: – Отдай мне мясо этого быка. А я тебе дам, то есть назову трех плохих (буруу). Богач думает, неплохо заполучить вместо павшего быка трех бычков двухлеток (буруу). Будамшу даа принес мясо павшего быка и съел. Приходит богач, требует трех быков-двухлеток. – Я отдам вам те свои (небылицы) при многих свидетелях. Собрал (Будамшу даа) много людей: – Когда у этого богача пал бык, я обещал ему три небылицы (буруу) и взял у него мясо. У этого богача пал жирный бык – это плохо (буруу). Когда дают мясо павшего быка – это тоже плохо (буруу). Если об этом узнают власти – будет плохо (буруу). Вот я и назвал три плохо (буруу). Не нашелся богач, что ответить, и остался ни с чем. Торгует один богач в своей лавке. Будамшу даа каждый день приходил туда и смотрел, но не покупал ничего ни на копейку. Говорит богач: – Ты зачем приходишь каждый день в мою лавку? Ты же видишь, как много людей покупает товары. А ты ни на одну копейку ничего не покупаешь, а приходишь все время. Или в моей лавке нет того, что тебе нужно? Будамшу даа говорит: – Нет в твоей лавке того, что я купил бы. Хозяин лавки говорит: – Не ври ты. В моей лавке есть все, что хочешь. Поспорим с тобой! – Поспорим! – отвечает. – Если не найдется то, что я хочу купить, что поставишь (дашь)? – Все, что есть в моей лавке, – все поставлю. – А ты что поставишь, если найдется? – Поставлю (отдам) столько же товаров, сколько есть в твоей лавке. – Ну, что тебе надо? – Принеси белый бархат на рубаху. Принеси кораллы, чтобы сделать рукоятку кнута. Принеси корень, чтобы сделать пиалу, – просит. В лавке ничего этого не нашлось. Так Будамшу даа выиграл все товары той лавки. В это время приехал от русского царя генерал с другими начальниками. Настало время разговаривать о буддийской вере. Тогда среди бурят не было человека, знающего по-русски. Будамшу даа мог переводить. Во время беседы русские говорили: «Даа, даа». Тогда (Будамшу) говорит: – Этот начальник дал мне имя «Даа», меня вы должны называть Будамшу даа. С тех пор его стали называть Будамшу даа. | |
Сказка № 1113 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Как-то шел Будамшу даа по селению и услышал, что власти издали Указ. Будамшу даа спросил: – Что за Указ вышел? – Когда умирал бурят, мы хоронили его с бурятскими ламами, вещи и богатство умерших оставалось у бурят. Теперь после принятия нами русского подданства мы должны хоронить умерших с русскими ламами (попами). Посмотрел Будамшу даа этот Указ и говорит: – Давайте одного человека похороним так, как велит Указ. А после я постараюсь отменить такие похороны. – Умный Будамшу даа правду говорит. Сумеет он отменить. Надо только немного подождать. Раз уж такова жизнь, что люди умирают и рождаются, то все равно кто-нибудь помрет. Того человека и похороним так, как велит Указ, а потом, мы надеемся, его отменят, – говорит народ. В это время в одном селении умер богатый человек. Будамшу велел выкопать яму в восемьдесят сажен и пошел к попу приглашать его. Когда сказали, что умер богатый человек, поп-богач согласился придти. Раз умер богатый, думает, поп, много добра мне достанется. Сородичи Будамшу вместе с другими людьми взяли труп умершего и пошли к той яме. Когда поп с медным крестом в руках читал молитву над могилой, Будамшу даа подкрался к нему сзади и после того, как опустили труп в яму, столкнул туда же попа. – Бросайте землю! – сказал Будамшу. Так вместе с умершим засыпали землей и попа. – Ну, раз мы так поступили с богатым человеком, то его добро должны отнести родственникам попа. Будамшу даа взял с собой много людей, ровно половину добра (умершего богача) и отвез родственникам попа. – А где наш поп? – спрашивают. – Похоронили, – отвечают. – Почему вы его похоронили? – Вышел Указ, по которому умерших бурят следует хоронить с попом. Мы должны были хоронить, как велит Указ. Вот почему мы вместе с умершим человеком похоронили попа. Тогда родственники попа дали знать об этом властям. Будамшу даа говорит своим друзьям: – Большая тяжба будет из-за этого. Вы должны дружно держаться и говорить все, что я скажу, точно, без ошибок. Власти вызвали их к себе. – Зачем вы попа зарыли вместе с умершим человеком? – Появился Указ властей, по которому умерших бурят следует хоронить с попом. Вот мы и похоронили, как велит – Что же теперь получается? Ссылаясь на Указ властей, вы будете столько же хоронить попов, сколько умрет бурят. – Конечно! Коль издали власти такой указ, мы должны каждый раз хоронить и попов. Раз мы подчиняемся властям, не можем мы поступать по-другому. Люди будут умирать. Наберётся ли столько попов? – спрашивает Будамшу Даа. Все друзья, пришедшие вместе с Будамшу Даа, дружно поддакивают ему. Тогда власти решили: Не будет конца глупостям этих бурят – и сказали: – С этого дня не зовите попов. Когда умирает человек, вы его хороните сами. С этого времени, говорят, не стали хоронить с попом. | |
Сказка № 1112 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил один парень, сын бедняка. Женился он на дочери богатого человека. Отец дал ей в приданое шестьдесят голов скота. Парень оказался ленивым, ничего не хотел делать. Знал только есть да лежать. Не работал вовсе. Забивал скот, ел мясо да полеживал себе. А веревки, оставшиеся от скота, жена продавала. Вскоре муж все шестьдесят голов забил, и остались они ни с чем. Однажды жена положила в пузырь топленого масла, спрятала его в летнике между тремя камнями очага и засыпала золой. Потом говорит своему мужу: – Сходи-ка в летник, принеси мне оттуда золы, хочу я постирать. Так отправила она мужа в летник. Пошел муж туда, стал рыться в золе и нашел пузырь с маслом. Набрал он золы, взял масло и радостный вернулся домой. – Вот с какой добычей я пришел, – говорит. – Тот, кто действует, всегда еду себе добудет, а лежебока голодным остается, – сказала жена и досыта накормила его тем маслом. А сама все похваливает его: – Ах, какой же ты хороший. Муж обрадовался похвале жены, схватил ружье и помчался на охоту. Оказался он в густом лесу, заблудился там и не может найти дорогу домой. Идет парень куда глаза глядят. Вдруг видит волчью нору с тремя выходами. Решил он переночевать в тепле и залез в нее. А там волчата лежат. Задумал парень выловить их, вылез оттуда, разделся, одеждой своей закрыл два выхода, а в третий обратно залез. Как только увидели голого человека волчата, с перепугу выскочили из норы и убежали со всей его одеждой, застрявшей у них на голове. Остался он раздетым, в чем мать родила. Отправился он в путь. Блудил, блудил и вышел на поляну; увидел там дом богатого человека. Назавтра перебрался к нему во двор и заночевал в соломе. Собаки почуяли чужого человека и громко залаяли. До рассвета пролежал он там. Утром вышли работники, стали доить коров. Дело было осенью. Выходит дочь богача в своем шелковом дэгэле, (тот богач имел единственную дочь), прошла за стайку, справляет малую нужду. Когда стало совсем светло, он высунул голову. Встала девушка, стала сморкаться и выронила золотое кольцо со среднего пальца. На утреннем солнце кольцо блестит и сверкает. Работники стали выгонять на улицу скот. В это время одна корова стала тереться о стайку и наклала там. Немного погодя пришел туда работник и замазал ее пометом щели в стайке. Парень все это видит. Две собаки, которые лаяли ночью, все еще, смотрят в сторону, где тот парень прячется. – Почему так лаяли собаки? И сейчас глаз не спускают, смотрят в сторону забора. Что тут завелось? – говорят работники и подходят к парню. – Не бейте меня, я же человек, – просит тот. – Что за человек? Откуда? – спрашивают они. – Я Буруша Борбон, – отвечает тот. – Заблудился я, остался нагишом. Работники повели его и доставили богачу. Богач накормил его, надели на него штаны из овчины, поселили в стайке, чтоб сделать работником. Лежит он как-то на лугу в овчинном дэгэле, вдруг приходят два работника и заводят разговор: – Дочь нашего богача лежит без памяти. Душа из нее вылетела. Лам и шаманов созвали, вот уже сутки они молятся. И шаманы, и ламы говорят, что душа ее вылетела. Душа, видать, в ее колечке. Где же может быть ее колечко? Через двое суток девушке стало еще хуже, пуще прежнего заболела. Все уже об этом говорят. А парень, который лежал, прихвастнул: – Только я смогу найти ее душу. Работники побежали к богачу и рассказали об этом. – Этот Буруша Борбон, видно, знает кое-что, – говорят богач и его жена. Приходят они к парню с хадаком и умоляют его. – Пойди, помоги! Одели они парня и привели в свой дом. – Золотое кольцо я смогу найти, – говорит этот шельмец. Богач просит и умоляет его отыскать кольцо. Тогда парень выпросил священную стрелу, привязал к ней хадаки пяти разных цветов. Велел поставить на улице большущий котел, налили в него воды и стали греть. Парень взял в руки ту стрелу, идет по двору, постукивает ею по стене, по забору. Потом он притворился, что ничего не знает, подошел к стайке, обошел вокруг, постучал и говорит работникам: – Возьмите это! Взяли они мерзлый помет, разогрели в горячей воде, и показалось кольцо. Как только нашлось кольцо, девушка выздоровела. – А теперь мне нужно домой вернуться, к жене своей, заблудившийся я человек, – говорит Буруша Борбон. Несколько дней провел он во дворце богача. Тот одел парня в красивую одежду и приказал своим работникам: – Проводите его до дома! – Проси, что тебе нужно! В чем нуждаешься? – спрашивает богач у Буруши Борбона. – Нужны мне веревки для шестидесяти коров, – выпалил дурак. Исполнили его просьбу и проводили парня домой. – Откуда ты приехал? Что привез? – спрашивает дома жена. – Заблудился я, слуги богача со мной приехали, – отвечает тот. Все он рассказал жене, как достались ему веревки, как нашел кольцо и помог выздороветь дочери богача. Выслушала его жена и говорит: – Какой же он глупый человек? Нойон ли, хан ли он? Просил ты шестьдесят коров, он не понял и отдал тебе веревки для них. Поехали обратно работники и все рассказали богачу. После этих слов выбрал богач с женою шестьдесят коров, взял работников, чтобы их перегнать, сами запрягли пару лошадей в дрожки и поехали к Буруша Борбону. – Простите, – говорят они ему и жене его. – Обижаться не на что, будем жить в дружбе, – договорились они. Те шестьдесят коров закрыли во дворе Буруша Борбона, подарили им еще пару лошадей и поехали домой. | |
Сказка № 1111 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жил один знаменитый вор. И вот однажды хан говорит ему: – Сумеешь выкрасть золотое кольцо у моей жены, дам половину своего богатства, а нет – накажу по ханскому закону. Дождавшись ночи, вор забрался в овечий загон, украл овцу, содрал с нее шкуру, вынул почки и прямую кишку, брюшину и желчь, желудок наполнил кровью, отделил от туловища голову и два стегна – все это взял с собой и пришел к хану. С лаем прибежали ханские собаки, хотели схватить (вора). Но тот бросил им овечьи стегна. Собаки отошли и стали грызть мясо. Двинулся вор дальше и увидел двух дремлющих ханских баторов. Подошёл потихоньку, привязал их обоих за косицы и зашел в юрту. Хан с женой спали. Расстелил он шкуру (барана) у кровати, положил сверху обе почки и кишку, а между двумя спящими ханскими служанками положил желудок с кровью. На голову спавшего ламы вор надел брюшину, возле очага положил баранью голову, а в рот спящей ханше вылил желчь из пузыря. Во сне ханша начала плевать и выронила кольцо. Вор схватил кольцо и выбежал Хан вскочил и упал, поскользнувшись на шкуре, схватил почки и кишку и закричал: «Это мои я... упали! Мой этот самый упал!» Проснулись две служанки, увидели кровь в желудке и кричат друг другу: «Это ты родила!» «Нет, это ты родила!» Лама проснулся. «Сами родили; а послед мне на голову надели!» – кричит. Посмотрел он в сторону очага и говорит: «Голова у огня раскрылась». А двое ханских слуг говорят друг другу: «Да не тяни ты. И ты не тяни!» Так вор выиграл спор. | |
|