• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
28 Марта 2024 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Сказки - Моя Коллекция
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]



Сказки Бурятские
Сказка № 1094
Дата: 01.01.1970, 05:33

Один бедный лама несколько, дней ничего не ел. Пригласили его в дом для молебствия, но он не смог прочитать священную книгу. А чтобы хорошо поесть, лама должен был читать ту книгу.
Поставил он перед собой книгу и начал бубнить про себя. Прислушались люди и поняли, что он читает не так, как надо. Стали еше внимательнее слушать. А лама забылся и громко произносит: «Мышка сдохла. Куда же девалась? Бросили под шкаф».
Как услышали люди это, прогнали ламу.

Сказка № 1093
Дата: 01.01.1970, 05:33
Один молодой парень женился. У них родился ребенок. Однажды жена говорит: «Иди вспахай новое поле, будем кормиться хлебопашеством».
Парень, выехав в поле, стал пахать, вдруг из-под плуга показались монеты. Найдя много денег, парень положил их в мешок и говорит: «Эти деньги сырые, надо с кем-то поделиться ими». Он погрузил их на лошадь и отправился искать человека, чтобы поделиться.
Встретился ему нищий.
– Эти деньги я нашел в земле, они сырые, ищу человека, чтобы поделиться, поделим с тобой, – говорит он нищему.
– Э, и вправду они сырые, поделим, поделим, – стал торопить нищий.
Положив деньги, нищий стал делить. Начал он брать себе большую часть, а парню стал давать меньшую.
– Почему ты мне даешь мало? – спрашивает нашедший.
– Если так, то и вовсе не дам, – сказал нищий, сгреб все деньги и удалился.
Придя домой, парень говорит жене:
– Нашел я много денег. Решив, что они сырые, стал деньги делить с нищим, а он начал давать мне меньше денег, а себе брать больше. Когда я спросил, почему он так делает, он сказал: «И вовсе не дам», – забрал все и ушел.
– Ах ты, дурак! Выходи скорей, запрягай лошадь! Куда направился он? – гневается жена.
Когда муж сказал, в какую сторону ушел нищий, она с ребенком на руках, сев на телегу, отправилась в погоню. Догнав нищего, женщина обращается к нему со словами:
– Дедушка, как много вы собрали кое-чего, нищенствуя, так садитесь к нам на телегу!
Нищий сел. Поехали.
Затем она спрашивает:
– У тебя есть жена?
– Нет, я одинок, – отвечает нищий.
– Что, если мы поженимся, мы двое без отца мучаемся, – говорит она.
– Как же я вас прокормлю? – отвечает нищий.
– Наверное, много у тебя кое-чего накоплено.
Затем, договорившись о женитьбе, зашли переночевать в одну юрту.
– Много у тебя есть собранного подаянием, иди принеси водки, выпьем, – говорит женщина.
Нищий пошел, принес водки. Выпив, спрашивает ту женщину:
– Как зовут тебя?
– Я родилась в несчастливый день, поэтому у меня скверное имя, – отвечает она и не называет имени.
– Как же мы будем жить вместе, не зная имени друг друга? – спрашивает нищий. – Скажи свое имя, – просит он.
– Баахашан (нечистоты) зовут меня, – отвечает.
– А как зовут твоего ребенка? – спрашивает он.
– У него тоже скверное имя, Шээхэшэн (мочащийся) зовут его, – отвечает она. – Это собранное добро надо хорошо спрятать (когда будем спать). Ты ходил пешком и устал, я возьму к себе добро и лягу с ним, – сказала она и взяла мешок.
Когда нищий уснул, женщина запрягла лошадь и, забрав ребенка, мешок, ускакала рысью. Проснувшись ночью, нищий стал звать их: «Баахашан, Шээхэшэн, где вы?» Проснувшись, хозяин дома выгнал его со словами: «Убирайся!»
Женщина вернулась домой с деньгами. Дав мужу денег, она сказала: «Ищи корову». Тот отправился на поиски. По дороге он увидел, как загорелся овин одного человека.
– Если бы ветер подул сильнее, лучше бы горел овин; если бы пошел дождь, то сгорел бы лучше, – говорит он.
– Какой ты подлый человек! – сказали люди, избили его.
Когда муж вернулся домой, жена спросила:
– Ну, что ты нашел?
– У одного человека горел овин. «Сколько же он может гореть?» – подумал я и добавил: «Если бы подул сильный ветер, лучше бы разгорелся огонь, если бы пошел дождь, все бы сгорело». Тогда мне сказали: «Какой ты злой человек» – и побили.
– Ах ты, дурак, надо было потушить пожар водой, – ответила на это жена.
На другое утро отправился он искать корову. По дороге увидел, что одни люди, заколов свинью, палили тушу. Тогда он стал призывать дождь и заливать водой тушу свиньи.
– Какой ты злой человек! – с этими словами люди поймали его, избили, потом отпустили.
Когда вернулся, жена спросила:
– Ну, что ты нашел?
– Когда палили свинью, я взял воду и залил тушу. Меня поймали, избили и отпустили, – ответил муж.
– Ах ты, дурак! Надо было поправить огонь, чтобы хорошо, чисто он опалил тушу, – говорит жена.
На следующий день снова пошел он искать корову. Горел дом одного человека.
– Хорошенько гори, дотла сгори! – сказал он и стал поправлять огонь.
– Какой ты злой человек! – сказали люди, снова избили его, а потом отпустили.
Когда он вернулся домой, жена говорит:
– Ну, что ты видел? Что узнал?
– Горел дом одного человека. Подойдя, я сказал: «Хорошенько гори, дотла сгори», – и стал поправлять огонь. Тогда со словами: «Какой ты злой человек» – меня избили и отпустили.
– Эх ты, дурень! – сказала жена и пошла сама искать корову.
Один человек вместе с женой и сыном никак не могут поднять свою корову на хлев.
– Зачем вы ее хотите поднять? – спрашивает она.
– У нас кончилось сено, пусть она ест траву, что на хлеве, – отвечают муж с женой.
– Ай боже, это же очень трудно, – сказала она. – Чем так мучиться, продайте мне свою корову, – просит.
– Покупай, – ответили они.
– Что просите за корову?
– В течение трех лет, подрастив телят до одного года, будешь отдавать их нам.
На это женщина, сказав: «Хорошо», взяла их корову.
Через год приходит тот человек за теленком.
– Твоя корова не отелилась, – говорит женщина.
На другой год, когда пришел он снова за теленком, она сказала:
– Отдала теленка шаману за то, что он шаманил.
А корова между тем телилась ежегодно, а когда теленку исполнялся один год, его кололи и ели.
На третий год. когда пришел тот человек, снова она сказала, что корова не отелилась и что он обманул ее, продав такую корову, которая не телится.

Сказка № 1092
Дата: 01.01.1970, 05:33
Жили муж с женой, было у них три сына. Жили они очень бедно. Выросли три сына и решили в дальней стороне ремеслу выучиться, покончить с нуждой. Сказали об этом отцу с матерью и отправились в дальний путь.
Шли они, шли, дошли до развилки трех дорог и решили пойти в разные стороны. Договорились встретиться через год на этом же месте и разошлись на три стороны.
Старший сын стал кузнецом и накопил много денег. Средний стал нойоном. Тоже много денег накопил. А младший сын стал ловким вором.
Вот и год прошел, наступило время троим встретиться. В назначенный срок, в том же месте собралась братья. Старшие братья не сразу узнали в богато одетом человеке своего младшего брата. Спросили у него, кем он стал. Тот ответил, что стал вором. Удивились братья, а потом втроем вернулись домой.
Приходят – мать уже умерла, а отец еле-еле живой. Одели они его, накормили. Тот похвастался соседям:
– Мой старший сын кузнецом стал, а средний – нойоном.
А богач-сосед спрашивает:
– Кем стал твой младший сын?
– Вором, – нехотя ответил старик.
– Не даст мне теперь покоя, надо от вора избавиться, – думает богач и говорит старику: «Пришли ко мне своего младшего сына».
Пошел младший сын к богачу. Тот предлагает ему.
– Ты стал очень ловким вором, вот я вызываю тебя на спор. У меня есть черный жеребец, он заперт в амбаре под замком, сторожат его два человека. Ты должен в полночь выкрасть моего жеребца.
Вор начал готовиться, как и договорились с богачом, в полночь выкрасть жеребца. Переоделся в старое платье, покойной матери, взял два кувшина архи, оперся на посох, принял вид старухи нищенки и пришел днем к богачу высмотреть, где что. А когда стемнело, стал стучаться в ворота и проситься переночевать. Надоела им эта старуха, впустили ее во двор, подстелили солому у стены юрты.
Приближается полночь. Говорит нищенка двум сторожам:
– Мимо меня днем проезжали люди на паре лошадей и потеряли мешок с двумя кувшинами. Когда потекло что-то, я посмотрела, а там какая-то жидкость. Если вам нужно, возьмите, а не то я вылью.
Подошел один из сторожей, посмотрел – там оказался архи. Обрадовался он и позвал своего товарища. Взяли они по одному кувшину и с жадностью выпили.
В полночь сторожа уже валялись пьяные. Тем временем парень сбросил женское одеяние, взял у спящих сторожей ключи, открыл амбар, вывел жеребца, сел на него и подъехал к окну богача. Всю ночь не спал богач.
Наутро приехал парень на жеребце к богачу. Тот и виду не подал, что зол, и поздоровался улыбаясь:
– Здорово, здорово.
Снова он предлагает парню спор, а сам думает: «Во второй раз тебе не обмануть меня».
– Я наполню туесок деньгами и поставлю на окно, а сам буду караулить. Ты должен в полночь выкрасть деньги, – говорит богач парню, а про себя злорадно думает: «Уж сегодня-то я покончу с тобой».
Согласился парень-вор и стал готовиться к краже денег. Раскопал могилу только что похороненного человека, одел мертвеца в свою одежду и в полночь подтащил его к дому богача. Смотрит – сидит богач у окна с ружьем и крепко стережет деньги. Парень потихоньку подкрался к окну и выставил мертвеца.
Богач увидел одетого мертвеца, с испугу выстрелил. «Наконец-то убил», – думает богач. Позвал слуг, чтобы убрали труп. А парень тем временем утащил деньги.
Пуще прежнего рассердился богач, потеряв и жеребца и деньги. Снова вызывает парня на спор.
– Скоро я выдаю замуж дочь, готовлюсь к свадьбе. Много гостей и нойонов будет. Ты должен показать им одного голого человека. Тогда ты получишь все мое богатство, – говорит богач.
Согласился вор.
– Кого же обмануть и как заманить? – думает он. Много дней думал. А день свадьбы между тем приближался.
В том краю в горах жил лама-отшельник, который много лет провел в молитвах. И решил парень того ламу обмануть.
Заказал красивую телегу, поставил на нее маленький домик, украсил золотом и серебром. В домике поставил божницу с бурханом, зажег свечи перед ними.
Наступил день свадьбы. Запряг парень двух вороных в телегу и вечерком поскакал к ламе.
Услышал лама стук и звон, вышел поглядеть. Видит – стоит нарядная телега, запряженная двумя вороными, а кучер на ней молодой человек в орхимжо.
– Я посланец бога. Приехал за вами. За безгрешную жизнь, боги забирают вас на небо, – с важным видом перебирая четки и шепча молитвы, промолвил ловкий вор.
Лама поверил, собрался было сесть в телегу, но хитрый парень говорит ему:
– В мирской одежде на небо нельзя, только можно в орхимжо да четки возьмите.
Лама проворно снял с себя одежду, накинул орхимжо и, взяв четки, сел в телегу. Закрыл парень дверцу домика и погнал коней. Доехали до богача, а там свадьба в разгаре. Открыл лама дверцу и видит: кругом люди в красивых одеждах поют, веселятся.
– Эго, наверное, и есть небесная страна, – думает лама и выходит из домика. Вошел в дом, где пировали гости богача. Увидев голого человека, опешили гости, повскакали со своих мест.
Так хитрый парень выиграл спор с богачом. И пришлось тому отдать все свое богатство хитрецу.

Сказка № 1091
Дата: 01.01.1970, 05:33
Цэбэк Петрович и его жена Ханда Дондуповна рассказывали родовую легенду о происхождении их фамилии Евреевы. «Когда родился кто-то из наших предков, в их юрте гостил один еврей. По бурятскому обычаю тот гость должен был дать новорожденному свое имя. Но, когда вспомнили об этом, гость уже уехал. Не запомнили, как его звали; то ли Соломок, то ли Матвей. Не могли вспомнить, вот и дали мальчику имя Еврей. Отсюда и наша фамилия – Евреевы».
Давным-давно жил мальчик-сирота. Остался он без отца и матери с пятилетнего возраста. Нянчил у одного богача его детей. Когда ему исполнилось семь лет, стал он пасти овец у другого богатого человека.
Девять лет пас он овец, за это время ни одна овца, ни один ягненок не пропали у него.
Однажды, когда он пас овец, поднялся сильный буран, который продолжался три дня, В этот буран разбрелись и потерялись двадцать пять овец. Со слезами ищет мальчии их три дня и не может найти.
– С детства остался я без отца и матери. Придется так до самой смерти промучиться у этого богача, – жалуется он.
В мелком березняке увидел он одного седовласого старика, который срезал березовые черенки для граблей. Спрашивает старик:
– Почему ты идешь и плачешь?
Парень отвечает:
– Как же мне не плакать? Остался я без отца и матери сиротой. Пас у богача девять лет скот, ни одной овцы не загубил, ни одного ягненка не потерял. В эти три дня, в сильный буран, двадцать пять овец разбежались. Такому человеку, как я, весь свой век не расплатиться. Придется у этого богача всю жизнь мучиться.
Пожалев парня, старик говорит:
– Не печалься так сильно, сынок. Двадцать пять овец твоих пасутся на вершине, откуда начинаются две долины. Когда овец своих найдешь и будешь присоединять к стану, они, вероятно, снова будут разбредаться во все стороны. Если ты не сможешь их догнать, то крикни: «Ня-ня». Тогда они прилягут на землю и прилипнут. А когда нужно будет поднять их и покормить, то ты скажи: «Сообор-сообор». Тогда онн встанут и пойдут пастись.
По совету старика парень пришел к тому месту, где начинаются две долины, и нашел свои двадцать пять овец. Пригнал он их, но они все разбегаются снова во все стороны, и парень не может их собрать в стадо. Вдруг он вспомнил совет старика и сказал: «Ня-ня». Все овцы прилипли к земле. Подойдя к ним, парень тот попробовал потянуть одну-две овцы. Это оказалось ему не под силу. Уморившись, лег он в тени под деревом и заснул. Когда проснулся, все овцы лежали на земле. Встав, он сказал: «Сообор-сообор». Все овцы встали и побежали пастись. С тех пор сирота-парень, когда ему нужно было порезвиться или отдохнуть, заставлял овец припасть к земле и прилипнуть к ней. Стало ему очень спокойно.
Однажды, когда парень пригнал овец в улус, богач ему говорит:
– Овца наша с белой полоской на лбу, оказывается, очень стала жирной, от летней жары и болезни она может похудеть, надо бы ее заколоть, пока она жирна, и съесть.
Парень привел ту овцу. Когда богач заколол ее, то она оказалась совсем нежирной. Богач бранит сироту-парня:
– Если хоть одну овцу ты мне загубишь, будешь весь век свой работать на меня. Угоняешь овец на поле и не кормишь их. Почему при летней хорошей траве овцы худеют?
С этого времени парень стал хорошо пасти овец.
Однажды сирота пригнал овец в улус. Богач говорит:
– Сходи-ка, парень, за здешним Шаманом-батюшкой.
– Богач не понимает, что я голоден и продрог. Не дав мне отдохнуть, снова погнал меня туда и сюда, – так говорил про себя сирота, нехотя отправляясь за шаманом.
Приходит он к шаману-батюшке, а тот сидит дома.
– Наш хозяин сказал, чтобы Вы пришли, – говорит парень.
С большой радостью пошел шалман к богачу, чтобы выпить крепкий архи и поесть жирного мяса. Приходит он к богачу. Жена его, лежа на кровати, охает да ахает. Богач говорит шаману:
– Жена моя с недавних пор болеет. Погадайте на лопатке, пожалуйста.
Шаман начинает гадать:
– Скорее! Скорее! Найдется ли архи от перегонки 4–5 котлов? Этого требует великий бурхан!
У богача, конечно, и водка, и мясо всегда найдутся. Стелят-он три полных туеса архи. Богач сидит на скамейке, подвернуя под себя ноги, наливает из трех туесов архи и подает шаману.
Шаман, стоя у окна и держа в руках чашу с архи, разбрызгивает ее, произнося: «Сэк!»
А в это время сирота-парень сидит в стороне, ест черный хлеб и запивает одной водой, а сам думает про себя: «Когда я говорю овцам: «Ня-ня», то они прилипают к земле. А что если я скажу: «Ня-ня» шаману, хозяину и жене его, неужели они не прилипнут к своим местам». Затем произнес про себя: «Шаман, прилипни к окну; богач, прилипни к скамейке, обнявши три туеса архи; жена богача, прилипни к кровати своей». Шаман тотчас же прилип к окну, держа чашу; богач, обняв три туеса архи, прилип к скамейке; жена его, охая да ахая, прилипла к кровати.
Богач тот обращается к шаману:
– Батюшка-шаман, что с тобой? Почему ты перестал шаманить?
Шаман отвечает ему:
– Какому-то непутевому бурхану я побрызгал, наверно. Или бурхана я не так упомянул. Я так прилип к окну, что не могу и шевельнуться.
Жена богача говорит:
– Батюшка-шаман, я думала, что ты избавишь меня от болезни, а ты хочешь убить меня. Я прилипла к кровати так, что не могу шевельнуться.
Богач:
– Итак, где же выход?
На это шаман отвечает:
– Я ничего не могу поделать. Слыхал я, что здесь есть великий лама. Отправь парня своего за ним. Он избавит нас от беды, читая свой ном. Другого выхода нет у нас (не придумать).
Богач, обратившись к парню, говорит:
– Скорее запряги хорошего коня в красивую телегу и съезди-ка за тем ламой.
Парень тот поймал в табуне лучшего коня и запряг в красивую телегу.
– Так вам и надо. Раньше, когда я был маленьким, вы (издевались) бранили меня. Стойте же теперь так, крепко прилипнув, – так говорил парень, не спеша отправляясь за ламой.
Пришел он к ламе и говорит:
– Вас просил прийти мой хозяин.
Обрадовался лама тому, что его ожидают крепкий архи, жирное мясо, масло.
Привозит парень ламу к своему хозяину. Входят они в дом, а там шаман прилип к окну, хозяин – к скамейке, жена хозяина – к кровати.
Как только вошел лама, шаман говорит ему:
– Я плохо помолился, и поэтому мы все прилипли. Освободи меня.
Лама сел за стол и начал читать свой большой ном. Когда парень распряг коня и вошел в дом, хозяин говорит ему:
– Поставь ламе-батюшке крепкую водку да жирное мясо.
Парень, сделавшись хозяином, вместо богача, взял ключи (и все остальное) и поставил ламе есть и пить. Прежде чем поставить угощение ламе, парень сам пробует и только после этого ставит пищу перед ламой. Лама очень любит и мясо, и масло. Читая свой ном, он никак не может удержаться и, зачерпнув масло ложкой, начинает есть.
– Этого ламу я тоже, пожалуй, заставлю прилипнуть, – так подумал парень и сказал: «Ня-ня».
Лама с ложкой у рта прилип к столу так, что не может и пошевелиться.
Шаман-батюшка спрашивает:
– Батюшка-лама, почему ты перестал читать ном?
Лама говорит:
– Какому это ты непутевому бурхану брызгал, я прилип к месту так, что не могу и шевельнуться. Что же нам теперь делать?
На это шаман отвечает:
– Собрать нужно народ со всего улуса. Неужели они общими усилиями не оттащат нас.
Снова богач говорит парню:
– Собери-ка всех богачей и нойонов для того, чтобы они выручили нас.
Пошел парень и говорит богачам и нойонам:
– Шаман наш прилип к окну, лама – к столу, хозяин, обняв три туеса архи, тоже прилип, жена его, охая да ахая, прилипла к кровати. Идите к ним, вас они зовут.
Удивились люди улуса. Богачи и нойоны, собравшись, пришли (к богачу) и увидели, что все там прилипли к своим местам. Некоторые (из пришедших) принялись оттаскивать шамана, другие – богача, богачи и нойоны оттаскивали ламу.
Когда все они, взявшись друг за друга, тянули, сирота-парень подумал:
– А что если я всех богачей и нойонов заставлю прилипнуть друг к другу? – Потом сказал: «Ня-ня».
Тотчас же все прилипли друг к другу. Так мучились они в течение семи дней. Кто из них плакал, кто молился.
– Какая нечистая сила привела нас сюда и слепила всех? – вопили они.
Вдруг один из богачей говорит:
– Слыхал я, что есть здесь знаменитая гадалка, надо бы ее позвать, чтобы она погадала. Отправь-ка этого парня за нею.
Хозяин отправляет парня:
– Иди приведи гадалку.
– Так вам и надо, богачи и нойоны! Вогнали вы в гроб моих родителей, заставляя работать на себя. Стойте теперь так – говорит про себя парень.
Затем приводит лон гадалку. Слипшиеся люди, плача, молят гадалку, чтобы та скорее гадала и узнала, от какого бурхана исходит это зло.
Когда гадалка принялась гадать, тот парень снова сказал: «Ня-ня». В результате гадалка тоже прилипла к своему месту. Тогда она сказала тем богачам, нойонам, ламе и шаману, что она ничего не в силах сделать и сказать.
Наконец пришел (тот) дряхлый седовласый старик с белой березовой тростью и сказал:
– Богачи и нойоны, ламы и шаманы, вы, видать, обижали этого парня. Теперь придется вам кланяться ему.
Пообещали богачи и нойоны дать парню разного скота, ламы и шаманы вынуждены были вернуть парню деньги, золото, которое они награбили у него, хозяин должен был отдать парню коней и коров.
Парень вышел на улицу и сказал: «сообор-сообор».
Тогда все те люди разъединились и выдали парню разный скот. Так тот парень вернулся к себе в улус и зажил припеваючи.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2023