Сказка № 1094 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Один бедный лама несколько, дней ничего не ел. Пригласили его в дом для молебствия, но он не смог прочитать священную книгу. А чтобы хорошо поесть, лама должен был читать ту книгу. Поставил он перед собой книгу и начал бубнить про себя. Прислушались люди и поняли, что он читает не так, как надо. Стали еше внимательнее слушать. А лама забылся и громко произносит: «Мышка сдохла. Куда же девалась? Бросили под шкаф». Как услышали люди это, прогнали ламу. | |
Сказка № 1093 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Один молодой парень женился. У них родился ребенок. Однажды жена говорит: «Иди вспахай новое поле, будем кормиться хлебопашеством». Парень, выехав в поле, стал пахать, вдруг из-под плуга показались монеты. Найдя много денег, парень положил их в мешок и говорит: «Эти деньги сырые, надо с кем-то поделиться ими». Он погрузил их на лошадь и отправился искать человека, чтобы поделиться. Встретился ему нищий. – Эти деньги я нашел в земле, они сырые, ищу человека, чтобы поделиться, поделим с тобой, – говорит он нищему. – Э, и вправду они сырые, поделим, поделим, – стал торопить нищий. Положив деньги, нищий стал делить. Начал он брать себе большую часть, а парню стал давать меньшую. – Почему ты мне даешь мало? – спрашивает нашедший. – Если так, то и вовсе не дам, – сказал нищий, сгреб все деньги и удалился. Придя домой, парень говорит жене: – Нашел я много денег. Решив, что они сырые, стал деньги делить с нищим, а он начал давать мне меньше денег, а себе брать больше. Когда я спросил, почему он так делает, он сказал: «И вовсе не дам», – забрал все и ушел. – Ах ты, дурак! Выходи скорей, запрягай лошадь! Куда направился он? – гневается жена. Когда муж сказал, в какую сторону ушел нищий, она с ребенком на руках, сев на телегу, отправилась в погоню. Догнав нищего, женщина обращается к нему со словами: – Дедушка, как много вы собрали кое-чего, нищенствуя, так садитесь к нам на телегу! Нищий сел. Поехали. Затем она спрашивает: – У тебя есть жена? – Нет, я одинок, – отвечает нищий. – Что, если мы поженимся, мы двое без отца мучаемся, – говорит она. – Как же я вас прокормлю? – отвечает нищий. – Наверное, много у тебя кое-чего накоплено. Затем, договорившись о женитьбе, зашли переночевать в одну юрту. – Много у тебя есть собранного подаянием, иди принеси водки, выпьем, – говорит женщина. Нищий пошел, принес водки. Выпив, спрашивает ту женщину: – Как зовут тебя? – Я родилась в несчастливый день, поэтому у меня скверное имя, – отвечает она и не называет имени. – Как же мы будем жить вместе, не зная имени друг друга? – спрашивает нищий. – Скажи свое имя, – просит он. – Баахашан (нечистоты) зовут меня, – отвечает. – А как зовут твоего ребенка? – спрашивает он. – У него тоже скверное имя, Шээхэшэн (мочащийся) зовут его, – отвечает она. – Это собранное добро надо хорошо спрятать (когда будем спать). Ты ходил пешком и устал, я возьму к себе добро и лягу с ним, – сказала она и взяла мешок. Когда нищий уснул, женщина запрягла лошадь и, забрав ребенка, мешок, ускакала рысью. Проснувшись ночью, нищий стал звать их: «Баахашан, Шээхэшэн, где вы?» Проснувшись, хозяин дома выгнал его со словами: «Убирайся!» Женщина вернулась домой с деньгами. Дав мужу денег, она сказала: «Ищи корову». Тот отправился на поиски. По дороге он увидел, как загорелся овин одного человека. – Если бы ветер подул сильнее, лучше бы горел овин; если бы пошел дождь, то сгорел бы лучше, – говорит он. – Какой ты подлый человек! – сказали люди, избили его. Когда муж вернулся домой, жена спросила: – Ну, что ты нашел? – У одного человека горел овин. «Сколько же он может гореть?» – подумал я и добавил: «Если бы подул сильный ветер, лучше бы разгорелся огонь, если бы пошел дождь, все бы сгорело». Тогда мне сказали: «Какой ты злой человек» – и побили. – Ах ты, дурак, надо было потушить пожар водой, – ответила на это жена. На другое утро отправился он искать корову. По дороге увидел, что одни люди, заколов свинью, палили тушу. Тогда он стал призывать дождь и заливать водой тушу свиньи. – Какой ты злой человек! – с этими словами люди поймали его, избили, потом отпустили. Когда вернулся, жена спросила: – Ну, что ты нашел? – Когда палили свинью, я взял воду и залил тушу. Меня поймали, избили и отпустили, – ответил муж. – Ах ты, дурак! Надо было поправить огонь, чтобы хорошо, чисто он опалил тушу, – говорит жена. На следующий день снова пошел он искать корову. Горел дом одного человека. – Хорошенько гори, дотла сгори! – сказал он и стал поправлять огонь. – Какой ты злой человек! – сказали люди, снова избили его, а потом отпустили. Когда он вернулся домой, жена говорит: – Ну, что ты видел? Что узнал? – Горел дом одного человека. Подойдя, я сказал: «Хорошенько гори, дотла сгори», – и стал поправлять огонь. Тогда со словами: «Какой ты злой человек» – меня избили и отпустили. – Эх ты, дурень! – сказала жена и пошла сама искать корову. Один человек вместе с женой и сыном никак не могут поднять свою корову на хлев. – Зачем вы ее хотите поднять? – спрашивает она. – У нас кончилось сено, пусть она ест траву, что на хлеве, – отвечают муж с женой. – Ай боже, это же очень трудно, – сказала она. – Чем так мучиться, продайте мне свою корову, – просит. – Покупай, – ответили они. – Что просите за корову? – В течение трех лет, подрастив телят до одного года, будешь отдавать их нам. На это женщина, сказав: «Хорошо», взяла их корову. Через год приходит тот человек за теленком. – Твоя корова не отелилась, – говорит женщина. На другой год, когда пришел он снова за теленком, она сказала: – Отдала теленка шаману за то, что он шаманил. А корова между тем телилась ежегодно, а когда теленку исполнялся один год, его кололи и ели. На третий год. когда пришел тот человек, снова она сказала, что корова не отелилась и что он обманул ее, продав такую корову, которая не телится. | |
Сказка № 1092 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Жили муж с женой, было у них три сына. Жили они очень бедно. Выросли три сына и решили в дальней стороне ремеслу выучиться, покончить с нуждой. Сказали об этом отцу с матерью и отправились в дальний путь. Шли они, шли, дошли до развилки трех дорог и решили пойти в разные стороны. Договорились встретиться через год на этом же месте и разошлись на три стороны. Старший сын стал кузнецом и накопил много денег. Средний стал нойоном. Тоже много денег накопил. А младший сын стал ловким вором. Вот и год прошел, наступило время троим встретиться. В назначенный срок, в том же месте собралась братья. Старшие братья не сразу узнали в богато одетом человеке своего младшего брата. Спросили у него, кем он стал. Тот ответил, что стал вором. Удивились братья, а потом втроем вернулись домой. Приходят – мать уже умерла, а отец еле-еле живой. Одели они его, накормили. Тот похвастался соседям: – Мой старший сын кузнецом стал, а средний – нойоном. А богач-сосед спрашивает: – Кем стал твой младший сын? – Вором, – нехотя ответил старик. – Не даст мне теперь покоя, надо от вора избавиться, – думает богач и говорит старику: «Пришли ко мне своего младшего сына». Пошел младший сын к богачу. Тот предлагает ему. – Ты стал очень ловким вором, вот я вызываю тебя на спор. У меня есть черный жеребец, он заперт в амбаре под замком, сторожат его два человека. Ты должен в полночь выкрасть моего жеребца. Вор начал готовиться, как и договорились с богачом, в полночь выкрасть жеребца. Переоделся в старое платье, покойной матери, взял два кувшина архи, оперся на посох, принял вид старухи нищенки и пришел днем к богачу высмотреть, где что. А когда стемнело, стал стучаться в ворота и проситься переночевать. Надоела им эта старуха, впустили ее во двор, подстелили солому у стены юрты. Приближается полночь. Говорит нищенка двум сторожам: – Мимо меня днем проезжали люди на паре лошадей и потеряли мешок с двумя кувшинами. Когда потекло что-то, я посмотрела, а там какая-то жидкость. Если вам нужно, возьмите, а не то я вылью. Подошел один из сторожей, посмотрел – там оказался архи. Обрадовался он и позвал своего товарища. Взяли они по одному кувшину и с жадностью выпили. В полночь сторожа уже валялись пьяные. Тем временем парень сбросил женское одеяние, взял у спящих сторожей ключи, открыл амбар, вывел жеребца, сел на него и подъехал к окну богача. Всю ночь не спал богач. Наутро приехал парень на жеребце к богачу. Тот и виду не подал, что зол, и поздоровался улыбаясь: – Здорово, здорово. Снова он предлагает парню спор, а сам думает: «Во второй раз тебе не обмануть меня». – Я наполню туесок деньгами и поставлю на окно, а сам буду караулить. Ты должен в полночь выкрасть деньги, – говорит богач парню, а про себя злорадно думает: «Уж сегодня-то я покончу с тобой». Согласился парень-вор и стал готовиться к краже денег. Раскопал могилу только что похороненного человека, одел мертвеца в свою одежду и в полночь подтащил его к дому богача. Смотрит – сидит богач у окна с ружьем и крепко стережет деньги. Парень потихоньку подкрался к окну и выставил мертвеца. Богач увидел одетого мертвеца, с испугу выстрелил. «Наконец-то убил», – думает богач. Позвал слуг, чтобы убрали труп. А парень тем временем утащил деньги. Пуще прежнего рассердился богач, потеряв и жеребца и деньги. Снова вызывает парня на спор. – Скоро я выдаю замуж дочь, готовлюсь к свадьбе. Много гостей и нойонов будет. Ты должен показать им одного голого человека. Тогда ты получишь все мое богатство, – говорит богач. Согласился вор. – Кого же обмануть и как заманить? – думает он. Много дней думал. А день свадьбы между тем приближался. В том краю в горах жил лама-отшельник, который много лет провел в молитвах. И решил парень того ламу обмануть. Заказал красивую телегу, поставил на нее маленький домик, украсил золотом и серебром. В домике поставил божницу с бурханом, зажег свечи перед ними. Наступил день свадьбы. Запряг парень двух вороных в телегу и вечерком поскакал к ламе. Услышал лама стук и звон, вышел поглядеть. Видит – стоит нарядная телега, запряженная двумя вороными, а кучер на ней молодой человек в орхимжо. – Я посланец бога. Приехал за вами. За безгрешную жизнь, боги забирают вас на небо, – с важным видом перебирая четки и шепча молитвы, промолвил ловкий вор. Лама поверил, собрался было сесть в телегу, но хитрый парень говорит ему: – В мирской одежде на небо нельзя, только можно в орхимжо да четки возьмите. Лама проворно снял с себя одежду, накинул орхимжо и, взяв четки, сел в телегу. Закрыл парень дверцу домика и погнал коней. Доехали до богача, а там свадьба в разгаре. Открыл лама дверцу и видит: кругом люди в красивых одеждах поют, веселятся. – Эго, наверное, и есть небесная страна, – думает лама и выходит из домика. Вошел в дом, где пировали гости богача. Увидев голого человека, опешили гости, повскакали со своих мест. Так хитрый парень выиграл спор с богачом. И пришлось тому отдать все свое богатство хитрецу. | |
Сказка № 1091 | Дата: 01.01.1970, 05:33 |
---|
Цэбэк Петрович и его жена Ханда Дондуповна рассказывали родовую легенду о происхождении их фамилии Евреевы. «Когда родился кто-то из наших предков, в их юрте гостил один еврей. По бурятскому обычаю тот гость должен был дать новорожденному свое имя. Но, когда вспомнили об этом, гость уже уехал. Не запомнили, как его звали; то ли Соломок, то ли Матвей. Не могли вспомнить, вот и дали мальчику имя Еврей. Отсюда и наша фамилия – Евреевы». Давным-давно жил мальчик-сирота. Остался он без отца и матери с пятилетнего возраста. Нянчил у одного богача его детей. Когда ему исполнилось семь лет, стал он пасти овец у другого богатого человека. Девять лет пас он овец, за это время ни одна овца, ни один ягненок не пропали у него. Однажды, когда он пас овец, поднялся сильный буран, который продолжался три дня, В этот буран разбрелись и потерялись двадцать пять овец. Со слезами ищет мальчии их три дня и не может найти. – С детства остался я без отца и матери. Придется так до самой смерти промучиться у этого богача, – жалуется он. В мелком березняке увидел он одного седовласого старика, который срезал березовые черенки для граблей. Спрашивает старик: – Почему ты идешь и плачешь? Парень отвечает: – Как же мне не плакать? Остался я без отца и матери сиротой. Пас у богача девять лет скот, ни одной овцы не загубил, ни одного ягненка не потерял. В эти три дня, в сильный буран, двадцать пять овец разбежались. Такому человеку, как я, весь свой век не расплатиться. Придется у этого богача всю жизнь мучиться. Пожалев парня, старик говорит: – Не печалься так сильно, сынок. Двадцать пять овец твоих пасутся на вершине, откуда начинаются две долины. Когда овец своих найдешь и будешь присоединять к стану, они, вероятно, снова будут разбредаться во все стороны. Если ты не сможешь их догнать, то крикни: «Ня-ня». Тогда они прилягут на землю и прилипнут. А когда нужно будет поднять их и покормить, то ты скажи: «Сообор-сообор». Тогда онн встанут и пойдут пастись. По совету старика парень пришел к тому месту, где начинаются две долины, и нашел свои двадцать пять овец. Пригнал он их, но они все разбегаются снова во все стороны, и парень не может их собрать в стадо. Вдруг он вспомнил совет старика и сказал: «Ня-ня». Все овцы прилипли к земле. Подойдя к ним, парень тот попробовал потянуть одну-две овцы. Это оказалось ему не под силу. Уморившись, лег он в тени под деревом и заснул. Когда проснулся, все овцы лежали на земле. Встав, он сказал: «Сообор-сообор». Все овцы встали и побежали пастись. С тех пор сирота-парень, когда ему нужно было порезвиться или отдохнуть, заставлял овец припасть к земле и прилипнуть к ней. Стало ему очень спокойно. Однажды, когда парень пригнал овец в улус, богач ему говорит: – Овца наша с белой полоской на лбу, оказывается, очень стала жирной, от летней жары и болезни она может похудеть, надо бы ее заколоть, пока она жирна, и съесть. Парень привел ту овцу. Когда богач заколол ее, то она оказалась совсем нежирной. Богач бранит сироту-парня: – Если хоть одну овцу ты мне загубишь, будешь весь век свой работать на меня. Угоняешь овец на поле и не кормишь их. Почему при летней хорошей траве овцы худеют? С этого времени парень стал хорошо пасти овец. Однажды сирота пригнал овец в улус. Богач говорит: – Сходи-ка, парень, за здешним Шаманом-батюшкой. – Богач не понимает, что я голоден и продрог. Не дав мне отдохнуть, снова погнал меня туда и сюда, – так говорил про себя сирота, нехотя отправляясь за шаманом. Приходит он к шаману-батюшке, а тот сидит дома. – Наш хозяин сказал, чтобы Вы пришли, – говорит парень. С большой радостью пошел шалман к богачу, чтобы выпить крепкий архи и поесть жирного мяса. Приходит он к богачу. Жена его, лежа на кровати, охает да ахает. Богач говорит шаману: – Жена моя с недавних пор болеет. Погадайте на лопатке, пожалуйста. Шаман начинает гадать: – Скорее! Скорее! Найдется ли архи от перегонки 4–5 котлов? Этого требует великий бурхан! У богача, конечно, и водка, и мясо всегда найдутся. Стелят-он три полных туеса архи. Богач сидит на скамейке, подвернуя под себя ноги, наливает из трех туесов архи и подает шаману. Шаман, стоя у окна и держа в руках чашу с архи, разбрызгивает ее, произнося: «Сэк!» А в это время сирота-парень сидит в стороне, ест черный хлеб и запивает одной водой, а сам думает про себя: «Когда я говорю овцам: «Ня-ня», то они прилипают к земле. А что если я скажу: «Ня-ня» шаману, хозяину и жене его, неужели они не прилипнут к своим местам». Затем произнес про себя: «Шаман, прилипни к окну; богач, прилипни к скамейке, обнявши три туеса архи; жена богача, прилипни к кровати своей». Шаман тотчас же прилип к окну, держа чашу; богач, обняв три туеса архи, прилип к скамейке; жена его, охая да ахая, прилипла к кровати. Богач тот обращается к шаману: – Батюшка-шаман, что с тобой? Почему ты перестал шаманить? Шаман отвечает ему: – Какому-то непутевому бурхану я побрызгал, наверно. Или бурхана я не так упомянул. Я так прилип к окну, что не могу и шевельнуться. Жена богача говорит: – Батюшка-шаман, я думала, что ты избавишь меня от болезни, а ты хочешь убить меня. Я прилипла к кровати так, что не могу шевельнуться. Богач: – Итак, где же выход? На это шаман отвечает: – Я ничего не могу поделать. Слыхал я, что здесь есть великий лама. Отправь парня своего за ним. Он избавит нас от беды, читая свой ном. Другого выхода нет у нас (не придумать). Богач, обратившись к парню, говорит: – Скорее запряги хорошего коня в красивую телегу и съезди-ка за тем ламой. Парень тот поймал в табуне лучшего коня и запряг в красивую телегу. – Так вам и надо. Раньше, когда я был маленьким, вы (издевались) бранили меня. Стойте же теперь так, крепко прилипнув, – так говорил парень, не спеша отправляясь за ламой. Пришел он к ламе и говорит: – Вас просил прийти мой хозяин. Обрадовался лама тому, что его ожидают крепкий архи, жирное мясо, масло. Привозит парень ламу к своему хозяину. Входят они в дом, а там шаман прилип к окну, хозяин – к скамейке, жена хозяина – к кровати. Как только вошел лама, шаман говорит ему: – Я плохо помолился, и поэтому мы все прилипли. Освободи меня. Лама сел за стол и начал читать свой большой ном. Когда парень распряг коня и вошел в дом, хозяин говорит ему: – Поставь ламе-батюшке крепкую водку да жирное мясо. Парень, сделавшись хозяином, вместо богача, взял ключи (и все остальное) и поставил ламе есть и пить. Прежде чем поставить угощение ламе, парень сам пробует и только после этого ставит пищу перед ламой. Лама очень любит и мясо, и масло. Читая свой ном, он никак не может удержаться и, зачерпнув масло ложкой, начинает есть. – Этого ламу я тоже, пожалуй, заставлю прилипнуть, – так подумал парень и сказал: «Ня-ня». Лама с ложкой у рта прилип к столу так, что не может и пошевелиться. Шаман-батюшка спрашивает: – Батюшка-лама, почему ты перестал читать ном? Лама говорит: – Какому это ты непутевому бурхану брызгал, я прилип к месту так, что не могу и шевельнуться. Что же нам теперь делать? На это шаман отвечает: – Собрать нужно народ со всего улуса. Неужели они общими усилиями не оттащат нас. Снова богач говорит парню: – Собери-ка всех богачей и нойонов для того, чтобы они выручили нас. Пошел парень и говорит богачам и нойонам: – Шаман наш прилип к окну, лама – к столу, хозяин, обняв три туеса архи, тоже прилип, жена его, охая да ахая, прилипла к кровати. Идите к ним, вас они зовут. Удивились люди улуса. Богачи и нойоны, собравшись, пришли (к богачу) и увидели, что все там прилипли к своим местам. Некоторые (из пришедших) принялись оттаскивать шамана, другие – богача, богачи и нойоны оттаскивали ламу. Когда все они, взявшись друг за друга, тянули, сирота-парень подумал: – А что если я всех богачей и нойонов заставлю прилипнуть друг к другу? – Потом сказал: «Ня-ня». Тотчас же все прилипли друг к другу. Так мучились они в течение семи дней. Кто из них плакал, кто молился. – Какая нечистая сила привела нас сюда и слепила всех? – вопили они. Вдруг один из богачей говорит: – Слыхал я, что есть здесь знаменитая гадалка, надо бы ее позвать, чтобы она погадала. Отправь-ка этого парня за нею. Хозяин отправляет парня: – Иди приведи гадалку. – Так вам и надо, богачи и нойоны! Вогнали вы в гроб моих родителей, заставляя работать на себя. Стойте теперь так – говорит про себя парень. Затем приводит лон гадалку. Слипшиеся люди, плача, молят гадалку, чтобы та скорее гадала и узнала, от какого бурхана исходит это зло. Когда гадалка принялась гадать, тот парень снова сказал: «Ня-ня». В результате гадалка тоже прилипла к своему месту. Тогда она сказала тем богачам, нойонам, ламе и шаману, что она ничего не в силах сделать и сказать. Наконец пришел (тот) дряхлый седовласый старик с белой березовой тростью и сказал: – Богачи и нойоны, ламы и шаманы, вы, видать, обижали этого парня. Теперь придется вам кланяться ему. Пообещали богачи и нойоны дать парню разного скота, ламы и шаманы вынуждены были вернуть парню деньги, золото, которое они награбили у него, хозяин должен был отдать парню коней и коров. Парень вышел на улицу и сказал: «сообор-сообор». Тогда все те люди разъединились и выдали парню разный скот. Так тот парень вернулся к себе в улус и зажил припеваючи. | |
|