• Канал RSS
  • Обратная связь
  • Карта сайта

Статистика коллекции

Детальная статистика на
27 Января 2023 г.
отображает следующее:

Сказок:

6543+0

Коллекция Сказок

Сказилки

Сказки Индонезийские

Сказки Креольские

Сказки Мансийские

Сказки Нанайские

Сказки Нганасанские

Сказки Нивхские

Сказки Цыганские

Сказки Швейцарские

Сказки Эвенкийские

Сказки Эвенские

Сказки Энецкие

Сказки Эскимосские

Сказки Юкагирские

Сказки Абазинские

Сказки Абхазские

Сказки Аварские

Сказки Австралийские

Сказки Авторские

Сказки Адыгейские

Сказки Азербайджанские

Сказки Айнские

Сказки Албанские

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Сказки Алтайские

Сказки Американские

Сказки Английские

Сказки Ангольские

Сказки Арабские (Тысяча и одна ночь)

Сказки Армянские

Сказки Ассирийские

Сказки Афганские

Сказки Африканские

Сказки Бажова

Сказки Баскские

Сказки Башкирские

Сказки Беломорские

Сказки Белорусские

Сказки Бенгальские

Сказки Бирманские

Сказки Болгарские

Сказки Боснийские

Сказки Бразильские

Сказки братьев Гримм

Сказки Бурятские

Сказки Бушменские

Сказки в Стихах

Сказки Ведические для детей

Сказки Венгерские

Сказки Волшебные

Сказки Восточные о Суде

Сказки Восточные о Судьях

Сказки Вьетнамские

Сказки Г.Х. Андерсена

Сказки Гауфа

Сказки Голландские

Сказки Греческие

Сказки Грузинские

Сказки Датские

Сказки Докучные

Сказки Долганские

Сказки древнего Египта

Сказки Друзей

Сказки Дунганские

Сказки Еврейские

Сказки Египетские

Сказки Ингушские

Сказки Индейские

Сказки индейцев Северной Америки

Сказки Индийские

Сказки Иранские

Сказки Ирландские

Сказки Исландские

Сказки Испанские

Сказки Итальянские

Сказки Кабардинские

Сказки Казахские

Сказки Калмыцкие

Сказки Камбоджийские

Сказки Каракалпакские

Сказки Карачаевские

Сказки Карельские

Сказки Каталонские

Сказки Керекские

Сказки Кетские

Сказки Китайские

Сказки Корейские

Сказки Корякские

Сказки Кубинские

Сказки Кумыкские

Сказки Курдские

Сказки Кхмерские

Сказки Лакские

Сказки Лаосские

Сказки Латышские

Сказки Литовские

Сказки Мавриканские

Сказки Мадагаскарские

Сказки Македонские

Сказки Марийские

Сказки Мексиканские

Сказки Молдавские

Сказки Монгольские

Сказки Мордовские

Сказки Народные

Сказки народов Австралии и Океании

Сказки Немецкие

Сказки Ненецкие

Сказки Непальские

Сказки Нидерландские

Сказки Ногайские

Сказки Норвежские

Сказки о Дураке

Сказки о Животных

Сказки Олега Игорьина

Сказки Орочские

Сказки Осетинские

Сказки Пакистанские

Сказки папуасов Киваи

Сказки Папуасские

Сказки Персидские

Сказки Польские

Сказки Португальские

Сказки Поучительные

Сказки про Барина

Сказки про Животных, Рыб и Птиц

Сказки про Медведя

Сказки про Солдат

Сказки Республики Коми

Сказки Рождественские

Сказки Румынские

Сказки Русские

Сказки Саамские

Сказки Селькупские

Сказки Сербские

Сказки Словацкие

Сказки Словенские

Сказки Суданские

Сказки Таджикские

Сказки Тайские

Сказки Танзанийские

Сказки Татарские

Сказки Тибетские

Сказки Тофаларские

Сказки Тувинские

Сказки Турецкие

Сказки Туркменские

Сказки Удмуртские

Сказки Удэгейские

Сказки Узбекские

Сказки Украинские

Сказки Ульчские

Сказки Филиппинские

Сказки Финские

Сказки Французские

Сказки Хакасские

Сказки Хорватские

Сказки Черкесские

Сказки Черногорские

Сказки Чеченские

Сказки Чешские

Сказки Чувашские

Сказки Чукотские

Сказки Шарля Перро

Сказки Шведские

Сказки Шорские

Сказки Шотландские

Сказки Эганасанские

Сказки Эстонские

Сказки Эфиопские

Сказки Якутские

Сказки Японские

Сказки Японских Островов

Сказки - Моя Коллекция
[ Начало раздела | 4 Новых Сказок | 4 Случайных Сказок | 4 Лучших Сказок ]



Сказки Бурятские
Сказка № 1054
Дата: 01.01.1970, 05:33
В далекие времена Внутренняя Монголия, Халха Монголия и четыре аймака Халхи были в подчинении Манжа-хана.
Однажды Манжа-хан пригласил в город Бээжэн всех четырех нойонов Монголии, чтобы присвоить им высокие звания.
Перед каждым из нойонов поставили резные столики и каждому принесли четки-подставки для чашек. Нойоны подумали, что это подарок хана. Один из них (с молитвой) начал перебирать четки, другой надел их на шею, третий положил за пазуху, четвертый, самый молодой, разложил четки кругом перед собой.
Вскоре принесли чай в кувшине и перед каждым поставили серебряные чашки без подставок.
Налили чай самому почтенному из них, и тот, обжигая руки, никак не может найти места, куда бы чашку поставить. Второй нойон кое-как зажал горячую чашку с чаем меж колен. Третий вообще не нашел места для чашки, а четвертый, самый молодой, взял чашку с чаем, отпил из нее и поставил на четки.
Тем временем Манжа-хан наблюдает за ними. После угощения нойонов пригласили в другой дом.
– В этом доме у нас сидит дальний гость, но он не умеет разговаривать, – сказали им и проводили.
Там сидел человек, искусно сделанный изо льда. Самый почтенный нойон стал приветствовать его, а самый молодой ничего не сказал и прошел мимо.
Затем вернулись они в дом для столования и сели на свои места.
Манжа-хан спрашивает:
– Ну как, поговорили, с нашим гостем?
Старый нойон сказал:
– Он, действительно, не разговаривает.
Но самый молодой нойон перебил его:
– Да он же разговаривал, вы не слышали. Он сказал, что свыше пожаловал сюда, но опоздал к сроку возвращения, вот и сидит.
Время было весеннее. Самый молодой и догадался, что этот человек сделан изо льда, поэтому так сказал.
Принесли обед. Поставили перед самым почтенным голову быка, сделанную из глины; перед вторым нойоном – голову свиньи из глины; перед третьим – голову барана тоже из глины; перед четвертым – конскую голову, также сделанную из глины.
– Отведайте йаше кушанье, – просят их.
Самый младший нойон ждет, когда примутся за еду старшие. Вот старшие нойоны стали отрезать уши у тех (глиняных) голов, чтобы добраться до мозтов.
Молодой нойон спрашивает у слуги, приготовившего еду:
– Конь-то с седлом?
– С седлом.
Подошел к нему слуга и, нажав на пружину, ловко вскрыл голову коня. А там самая вкусная еда и все, чем едят.
В этото воемя Манжа-хан приготовился присваивать звания. Самому старшему из нойонов он присвоил звание Тушээтэ-хана (сидеть будет на троне твердо, думает хан). Второму преподнес подарки и назвал его Сайн-ханом. Третьему нойону вместе с подарками присвоил звание Баа-хана; четвертому, молодому, – звание Сэсэн-хана.
После этого четыре монгольских хана получили подарки и отправились к себе на родину.
Когда они отъехали, хан послал вслед им гонца и велел спросить:
– Где находятся правда и кривда?
Молчат старшие нойоны, а самый молодой из них отвечает:
– Правда и кривда есть у человека. Они находятся друг от друга на расстоянии четырех пальцев.
После этого все четверо дальше двинулись. Вернулся гонец к хану и передал все слово в слово.
– Да, все правильно, – говорит хан. – Если уши слышат кривду, то глаза могут увидеть правду. Между глазами и ушами, действительно, расстояние в четыре пальца.
Молодого монгольского хана сочли за умного и решили, что молодой монгольский хан – Сэсэн-хан, то есть умный хан.

Сказка № 1053
Дата: 01.01.1970, 05:33
Один бедный человек задумал стать сватом тайши.
– А что если сделаем невесткой дочь тайши? – спрашивает бедный старик у своей старухи.
– Да ты что? Только сумасшедший может думать о сватовстве к тайше. Коль бедные мы, так по себе и невестку возьмем, – заворчала жена.
– Все-таки я попробую, – сказал старик и отправился в путь. Приехал к тайше, слез с коня, зашел в дом. Поздоровался.
– Откуда вы приехали? – спрашивает тайша.
– С долины Худай, с почетного места, где сваты живут, – отвечает старик.
– По какой дороге прибыли сюда?
– Ехал я широкой белой дорогой,
За семьдесят лет протоптанной лончаком.
Широкой степной дорогой я ехал,
За тридцать лет протоптанной трехлеткой.
По кочкам да ямам,
По каменистой дороге приехал я.
– Как доехали до этих мест? – спрашивает тайша.
– На каждом выступе (горы) березы связывал узлом,
В густой чашобе лиственницы связывал узлом.
Там, где ночевал я, березы, связанные узлом, стоять будут.
А там, где дневал я, тальники, связанные узлом, стоять будут,
когда мимо ехать будете, сами увидите.
– По какому же делу приехали?
– У меня есть сын охотник,
Нужна невестка, – хорошая хозяйка.
Сын мой соболятник отменный.
Ищу невестку, мастерицу выделывать соболей.
– Можно найти такую невестку и у нас. Да только, чт дадите за мою дочь?
– Дам денег, которых не пересчитать будет.
Дам табуны коней, которых перегнать будет трудно.
– Ладно, ладно, – соглашается тайша.
Обменялись они кушаками.
Где взять бедному человеку шелковый кушак с кистями? Снял он свой кожаный ремешок и преподнес тайше со словами:
– Пусть родство наше будет крепким, а сватовство достойным.
В ответ тайша снимает свой шелковый кушак. А бедный старик говорит ему:
– Вы только за кушак выдаете свою дочь? Не знал я этого.
Багрово-красным стал тайша, но ничего не нашелся сказать.
Коль посватались они, тайша приехал за обещанными дарами. Вытаскивает старик одну копейку и подает ему (не пересчитать), а у коновязи стоит хромой конь на трех ногах (не перегнать).
Так ловко бедный старик перехитрил богатого тайшу.

Сказка № 1052
Дата: 01.01.1970, 05:33
Давным-давно жили три брата. Надумали они укочевать в Монголию и отправились в дорогу. Шли, шли и попали на одну стоянку, откуда только что укочевали, и спрашивают у младшего брата:
– Что за человек жил здесь?
– У этого человека были вороной конь, черная овца и черная собака, – отвечает младший брат.
Пошли дальше. Шли, шли и опять попали на стоянку, откуда только что укочевали.
– Что за человек тут жил? – спрашивают они у среднего брата.
– У этого человека были рыжий конь, рыжая овца и красная корова, – отвечает тот.
Пошли они дальше. Шли, шли и опять вышли на стоянку, откуда только что укочевали.
– Что за человек жил здесь? – спрашивают у старшего брата.
– У этого человека были белый конь, белая овца и белая корова, – отвечает тот.
Пошли молодцы дальше. Шли, шли и пришли к юрте, куда недавно перекочевали. Младший из братьев оказался прав: у этого человека действительно были вороной конь, черная овца и черная корова. От вороного коня, только что привязанного, все еще шел пар.
– Младший-то наш верно угадал, – сказали братья.
И пошли дальше. Шли они, шли и дошли до юрты, куда только что перекочевали. У них был рыжий конь, рыжая овца и красная корова. Все так, как говорил средний из братьев.
– Средний наш брат тоже правильно угадал, – говорят они.
Пошли дальше. Шли, шли и опять дошли до юрты, куда недавно перекочевали. У них оказался белый конь, белая овца и белая корова.
– И старший брат тоже был прав, – говорят они.
Видать, очень умными были братья.
Пошли братья дальше. Шли, шли и дошли до ханского дворца. Зашли во дворец. Там их накормили, напоили, потом увели и закрыли. Сидят они взаперти и разговаривают:
– Из простых людей он, а стал ханом, – говорит один из них.
– Архи имеет человеческий запах, – говорит другой.
– От мяса несет собачьим запахом, – говорит третий.
Их разговор подслушали ханские слуги и рассказали хану. Разгневался хан, узнав об этом, собрал своих шаманов и шаманок, спрашивает:
– Почему эти парни так говорят?
– Когда-то твои предки оклеветали хана и заняли его трон. Потому и выходит, что ты из простых, а стал ханом. Во время засухи у коров совсем исчезло молоко. Не из чего стало заводить курунгу (молочный напиток). Тогда бабушка твоя изготовила курунгу из грудного молока. С тех пор она заквашивала курунгу только грудным молоком, потому в ней запах человеческий. Когда не хватало сена, твои предки кормили скот собачьим мясом. Потому и есть в нем собачий запах, – говорят хану его шаманы и шаманки, мудрецы и искусники.
Узнав обо всем, хан понял мудрость тех парней и приказывает:
– Выпустите их и приведите ко мне!
Выпустили парней и привели к хану.
– Надо бы еще испытать их ум, – решил хан и спрашивает у них:
– Что есть на свете три красных?
– В ложбине выросшая лиственница красна; у счастливого человека лицо красное; лисица, обдуваемая ветром, красна, – отвечают парни.
– Что есть на свете три белых? – спрашивает хан.
– У старого волосы белые; у юного зубы белые; у мертвого кости белые, – отвечают они хану.
– Что есть на свете семь синих и зеленых? – спрашивает хан.
– Ель зеленая, сосна зеленая, небо синее, вода синяя, трава зеленая, не увядающий зимою кедр зеленый, трава бурюу зеленая, - говорят они.
– Назовиге тринадцать заквасок для архи, – говооит им хан. Те парни стали называть:
– От растущей травы, от растущего дерева, от копыт быстрого коня, от большого пальца меткого стрелка, со слов мудрого человека взяли все остальное, – отвечают братья хану.
Обрадовался хан такому умному и меткому ответу парней, отпустил их, говорят, подарив много скота и денег.

Сказка № 1051
Дата: 01.01.1970, 05:33
Было это в старое, давнее время. Жили три брата. Дружными были они. Был у них откормленный бык да вдруг исчез: выкрали.
– Где же наш бык, видно, вор увел? – говорят. – Как же его найти?
– Давайте гадать, тогда и найдем, – согласились братья.
– Что ж, давайте задавать загадки, – перепираются братья.
Начал из братьев старший.
– Шел один здоровущий черный человек, – сказал он.
Второй брат:
– Не только он черный, но и лицо у него должно быть сморщенное.
Третий брат:
– Лицо у него черное да сморщенное, а зовут его Боршитхо.
– Точно. Боршитхо украл нашего быка, найдем его, – решили они и втроем отправились искать Боршитху.
Далеко они ушли. Навстречу им идет один черный человек – здоровущий, а лицо сморщенное.
– Кто вы такой? – спрашивают у него.
– Я Боршитхо, – отвечает тот.
– А, тогда ты и есть тот самый вор, ты нашего быка украл, – говорят.
– Почему вы меня считаете вором? – спросил Боршитхо.
– Мы гадали, вот так и узнали, – отвечают они. Боршитхо был умным да находчивым и не хотел поддаваться им в споре.
Три брата говорят:
– Мы точно знаем.
С этими словами они связали Боршитху и повели к судье.
– Этот человек украл нашего быка, просим наказать, – обращаются они к судье.
Боршитхо говорит:
– Эти трое не только оклеветали меня, но силой связали и избили, я прошу взять их под стражу.
Судья-нойон спрашивает:
– Как вы угадали, что этот человек вор?
– Мы узнали это путем гадания, – отвечают братья.
– Вы должны освободить меня от этих круглых дураков, а их взять под стражу, – просит Боршитхо.
Судья-нойон говорит:
– Вы и вправду круглые дураки, если путем гадания (искали вора) поймали человека и привели сюда. Но поскольку вы от природы, видать, дураки, нечего с вас и спрашивать. Не вините человека в воровстве! Идите прочь.
– Нет, мы точно знаем, этот Боршитхо – вор и есть! – настаивают братья.
Тогда нойоны договариваются:
– Надо испытать этих троих. Спрячем что-нибудь, и пусть они угадывают. Если они угадают, то Боршитху будем наказывать.
Потом они заперли трех братьев в темном доме, на восточной стороне зарыли дохлого кабана, на западной стороне – одно яйцо, а на северной стороне – чугунный котел.
Выпустили трех братьев и спросили у них:
– Ну, что зарыто в земле на восточной стороне?
Переглядываются братья. Один из них:
– Там что-то черное.
– Один конец его должен быть загнутым кверху (курносый), – вторит другой.
Третий парень:
– Черный он, а поскольку один конец у него загнут кверху, то это будет кабан.
– Ну, а что находится на западной стороне? – спрашивают у них.
Опять три брата перепираются. Один из них говорит:
– Что-то круглое и белое там находится.
– Кроме того, что оно круглое да белое, в стороне клюв имеется, – говорит второй.
– Круглое да белое, в одной стороне клюв имеется, потому это яйцо будет, – сказал третий.
– Ну, а что находится на северной стороне? – спрашивают их.
Один из них так сказал:
– Что-то черное, приземистое там.
Второй из братьев:
– Приземистое да черное, а еще с одной стороны полое оно, должно быть.
Третий из братьев:
– Если приземистое и черное да с одной стороны полой это котел будет.
– Поскольку три спрятанные вещи вы угадали точно, получается, Боршитхо и украл быка.
Стали Боршитху строго допрашивать, он признался:
– И вправду, я украл.
Заставили Боршитху заплатить трем братьям за быка, обвинили его и посадили в тюрьму.

Перепубликация материалов данной коллекции-сказок.
Разрешается только с обязательным проставлением активной ссылки на первоисточник!
© 2015-2022